+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 2017 г.

Успокаиваешь себя законом

Игорь Райхельгауз

Однажды я прочитал высказывание: «Самое большое влияние на мир оказали книги, которые никто не читал». Думаю, автор этих слов намекал в первую очередь на Священные Писания. И, по-моему, совершенно напрасно. Ежегодно в мире продаётся более 100 миллионов Библий. Маловероятно, что в наше тяжёлое время люди тратят свои кровно заработанные деньги на книгу, которая будет просто пылиться на полке. Тем более, что всё больше Библий продаётся в электронном формате. Их и на полку-то для красоты не поставишь.

Библию читают! Но читают, по-разному. Апостол Иаков сравнивает Библию с зеркалом. В нём мы видим те черты своего лица, которые скрыты от наших глаз. Слово Божие даёт нам возможность взглянуть на свою жизнь со стороны. Любая хорошая книга позволяет нам посмотреть на себя со стороны в каком-то смысле. Однако Библия помогает увидеть нашу жизнь глазами Бога. Как же мы поступаем, увидев себя в Слове Божьем? Иаков предупреждает нас, что читающий Библию может быть либо «забывчивым слушателем», либо «исполнителем дела» (Иак. 1:25). Первые, взглянув на свою жизнь через призму Слова, решают всё же ничего не менять и постепенно забывают о том, что прочли. Тот человек, который «вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нём», по словам апостола, «блажен будет в своём действовании», т. е. будет по-настоящему счастлив в своих начинаниях.

В книге Неемии сказано: «И пошёл весь народ есть, и пить, и посылать доли, и праздновать с великим весельем, ибо поняли слова, которые сказали им» (Неем. 8:12).

Изучение Библии – это радость. Восьмая глава книги Неемии описывает кампанию, развёрнутую священником Ездрой по публичному чтению и толкованию книги Закона Божьего. Главная цель той кампании – помочь народу услышать и понять, что написано в Библии. Первой реакцией на это понимание была печаль от осознания собственной греховности, но священники убеждали народ - радоваться и праздновать. Слово Божие действительно часто обличает нас. Но именно настоящая радость и подлинный, а не поддельный успех в жизни, вот тот результат, к которому хочет привести нас Бог через изучение Его Слова.

Во второй главе Послания к римлянам ключевым словом является «закон». Оно употребляется в этой главе - 21 раз. Греческое слово «номос» (закон) в понимании апостола Павла и каждого иудея диаспоры неразрывно было связано с еврейским словом «тора», и может означать как собственно Закон Моисеев, так и Библию в целом, Слово Божье. Попробуйте прочитать вторую главу Послания к римлянам, подставляя вместо слова «закон» слово «Библия». Послание зазвучит совершенно неожиданным образом: «Вот, ты... успокаиваешь себя Библией, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из Библии, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в Библии образец ведения и истины». Как вам? У меня, например, мурашки по коже пробежали.

В евангельских церквах Библия, Слово Божие, находится в центре как совместного богослужения, так и личной духовной жизни каждого отдельного верующего. Мы собираемся вместе, чтобы послушать Слово Божие. Мы изучаем Слово в малых группах. Мы учим каждого члена церкви, что ежедневное чтение Библии совершенно необходимо. И всё это правильно. Так и должно быть. По-другому быть не может. Но опасность, о которой предупреждает нас сама Библия устами Павла, состоит в том, что мы способны перепутать изучение Библии с её исполнением. Знать Писание, к сожалению, ещё не значит жить по нему. Знание Библии жизненно необходимо, но знающий её и живущий церковной жизнью человек впадает в искушение встать на следующую позицию: «Я совершенно не такой, как все эти извращенцы и идолопоклонники, про которых Павел говорит в первой главе. Я каждый день изучаю Библию и каждое воскресенье хожу на собрание. Я хороший». Помните героя знаменитой притчи Иисуса? «Фарисей, став, молился сам в себе так: „Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди – грабители, обидчики, прелюбодеи – или как этот мытарь“» (Лк. 18:11). А что, если вместо слова «фарисей» поставить название вашей конфессии? «Баптист, став, молился сам в себе так: „Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди“».

Есть одна еврейская притча: «На подворье у Любавичского Ребе жил козёл. На подворье он родился, на подворье он и состарился. Много лет он видел Ребе по нескольку раз в день. Видел, как Ребе выходит и как Ребе заходит. И у него была борода, как у праведников хасидов. Но он так и остался козлом...»

Мартин Лютер и другие лидеры Реформации установили принцип Sola Scriptura – «только Писание». Это означает, что Библия – Священное Писание, высший авторитет во всех вопросах учения и практики. Но важно понимать при этом следующее.

Во-вторых, Sola Scriptura не означает, что только знание и даже понимание Писания само по себе решает все наши проблемы с Богом. Можно всю жизнь провести в церкви. Родиться в церкви и там же состариться. Можно много лет по нескольку раз в день видеть замечательных и истинных христиан, как они «выходят и заходят», и быть очень похожим на них. Можно читать Библию и знать её, как они. Но «когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей... соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф. 25:31–33).

Во-первых, реформаторы не пытались нам сказать, что нужно читать только Писание. Чтобы понять, о чём говорит Библия, нужно понимать, в каком историческом контексте была написана та или иная книга, что означало то или иное понятие на языке оригинала в ту эпоху и в той местности, где была написана книга. Поэтому, чтобы понять Писание, нам нужна помощь, помощь богословов, лингвистов, историков, помощь наших братьев и сестёр по вере.

Дай Бог каждому из нас в тот день не оказаться «козлом с подворья Любавичского Ребе».

Архив