+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 6, 2016 г.

Христианин и общество

Рувим Степанович, расскажите, пожалуйста, о себе нашим читателям.

♦ Родился я в Молдавии, в славном городе Бельцы. Уверовал в пятнадцать лет, а в шестнадцать принял крещение. В 1987 году, после службы в армии и окончания строительного техникума, Господь призвал меня на служение в Забайкалье, в Читу. Там была маленькая община – 13 человек. В 1989 году женился. С женой Татьяной у нас семеро детей. В 1996 году Господь привёл нас в Москву – организовать миссионерский отдел. А в 2014 году Он позвал нас на служение в Чечню, и теперь мы трудимся здесь, возрождая общину.

• Тема нашей беседы «Христианин и общество». Как Вы считаете, это антагонистические понятия? Истинный христианин всегда противостоит миру (обществу), а мир (общество), соответственно, всегда против христиан?

♦ Интересный вопрос Вы поднимаете. Христианин и общество – это не антагонистические понятия. Мы можем так предполагать, ввиду нашей концепции отделения церкви от государства. Но! Государство – это структура, а мы говорим про общество. А общество – это среда, куда нас послал Господь! «Вы – свет мира!»; «Вы – соль земли!». Господь говорит: «Если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше». Мир нуждается в нас! И тут речь идёт о влиянии! Коммунистическая партия очень хотела нас изолировать от общества, и даже, кажется, у неё получилось уменьшить или ослабить наше влияние на общество. Хотя надо признаться, что общество нас может рассматривать как своих врагов. И религиозные группы могут нас рассматривать как оппонентов и относиться как к врагам, но это по невежеству. И Христос об этом предупреждал: «Я посылаю вас, как агнцев среди волков». То есть, если мы Ему подчиняемся, мы будем влиятельны и нас будут отвергать, потому что любое влияние встречает сопротивление! Нас будут подозревать хотя бы потому, что они не понимают, как можно любить бескорыстно! А мы не можем не любить, потому что Христос в нас! Когда мы сторонимся греха, мы отделяемся. Но мы в мире, потому что это нужно Спасителю!

• В христианстве существуют два крайних взгляда на взаимоотношение Церкви и общества. Первый: «Царство Моё не от мира сего». На этом основании многие общины отделяют себя от окружающего социума, стараются не участвовать в общественной, политической, культурной и других сферах жизни. Вторая точка зрения: христиане должны активно участвовать в общественной жизни, стремиться добиваться влияния, занимать руководящие посты и таким образом влиять на мир, изменять его и «завоёвывать для Христа». Вы сторонник какой позиции?

♦ Мне нравится в первой позиции библейский текст. Но не выводы из него! Потому что моё знание и моя уверенность в Боге делают меня независимым от этого мира, и поэтому я от него ничего не ожидаю! Но у меня есть что дать этому миру. Христос говорит: «Кто уверует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой». Мне не нужна река. Но миру она нужна, и это делает Господь! Мир с изумлением видит, что у него нет ответа на животрепещущие вопросы личности и общества. А у нас они есть! Вы только посмотрите на служение в тюрьмах и работу реабилитационных центров! Это же делает Господь! А служение глухим?! А летние лагеря или организованный досуг для детей?! А подвиг родителей, принимающих в свои семьи детей и любящих их, как своих?! У нас появляется повод для взаимодействия с людьми, для вопросов и ответов, то есть выстраиваются отношения, возникает доверие! Миру становятся интересны мой опыт, мои знания или убеждения. К сожалению, некоторые наши общины избегают участия в нуждах общества. Может, потому что они не знакомы с Иисусом Христом?

Вторая позиция более распространена, хотя я с ней не во всём согласен. Полезное влияние на мир оказывает тот, кто служит, а не добивается! Добиваться влияния – это не подход Иисуса! Он видел тех , кто нуждался, активно вступался за них и помогал им, хотя это грозило Ему арестом и убийством. Он не боялся, но избегал промоутеров и уходил помолиться. И ещё. Этот мир может изменить истина. И только она! «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Только изменённая истиной личность может стать другой и совершать дела и поступки праведности: прощать, заботиться, содействовать.

Заметьте, в любом случае мы должны не только помнить, но и ощущать себя представителями Неба – того Царства, которое имеет другое измерение. Тогда и мысли наши, и поступки будут нестандартными и влиятельными, но не по нашей ревности, а потому что об этом позаботится Господь! Ведь это вещи разного порядка: когда делает Бог и когда делаем мы! То, что делаем мы, нужно беречь и охранять, с этим связано много суеты и расходов. А то, что делает Господь, обогащает и «печали с собой не приносит»! И служит века!

Итак, заметьте: «Царство Моё не от мира сего», но оно тут, на земле! И Он заинтересован, чтобы оно расширялось и утверждалось. Поэтому если мы не делаем то, что Он поручил, то… кто мы по Его определению?

• Если по этим двум позициям ведётся дискуссия в христианском лагере, то социальное служение осуществляют практически все деноминации: реабилитационные центры, помощь бездомным, опека детских домов и прочее. А нужно ли это Церкви? Христос упрекал тех, кто следовал за Ним, что они искали лишь пищи, то есть материальные блага, и оставили Господа, как только они (блага) прекратились. Рождение свыше получают не через благотворительность, и вера не возникает на бесплатных продуктовых наборах. Как Вы думаете, нужно ли такое служение, и почему?

♦ Да. Такое служение нужно. Хотя даже такой термин появился: «рисовое христианство». Но выполняя все эти служения, мы проявляем нашу любовь к людям! Иначе мы становимся слишком прагматичными и даже циничными, когда делаем добро только своим по вере или тем, кто уверует… Потому что Христос всё же исцелил десять прокажённых, хотя вернулся только один. И ничего. К остальным проказа не вернулась! Да и Он Сам не ставил условия: пойдёшь за Мной – помогу. Мы должны быть щедрыми, потому что это показывает в нас Его характер! Да, такая любовь выглядит иногда глупо. И поступки, ею продиктованные, не поддаются логике. Но результат её для вечности! Если я хоть в чём-то ощущаю формальность и делаю без любви ради только того, чтобы люди уверовали, то это агитация и вербовка! Богу такое не нужно, да и мне это удовлетворения не принесёт, потому что лукавство не вдохновит честного человека! Однако когда я делаю что-то с любовью к людям, они это почувствую и пойдут за Христом, а не за сумкой с хлебом. И всё же мы как разумные должны помнить, что говорил Христос о семени, которое падало на разную почву. Иногда семя похищает враг сразу после общения. А иногда должен пройти сезон: взойдёт – и всё будет, как у хорошего крестьянина!

• Один из самых болезненных вопросов в отношении «христианин – общество» – это «дети – окружающий мир». Как спасти маленьких несмышлёнышей от тлетворного влияния греховного социума? Самая радикальная позиция – изоляция детей настолько, насколько возможно. Это правильно? Или такое поведение делает наших детей беспомощными перед реальностью, с которой им рано или поздно всё равно придётся столкнуться?

♦ Есть в Священном Писании история о мальчике, которого привели в храм, где были очень нехорошие священники. Причём его туда привели в том возрасте, который мы не рассматриваем как достаточный для жизни вне семьи. И что? Он не просто выжил. А спустя годы, благодаря его служению народ обратился к живому Богу! Произошло возрождение нации. Почему? Потому что мама его учила, ещё грудного, почтению и благоговению перед Богом, прививая вечные ценности. И когда он остался наедине с собой, Бог заговорил с ним. И священник, который своих сыновей ничему не научил, этому мальчику подсказал, как нужно отвечать, когда с тобой говорит Всевышний!

Запреты – слабая щеколда. Посмотрите, что интересно вашим детям и, вместе играя, покажите, что полезно, а что не полезно, и объясните им. И они поймут и согласятся с вами. А просто запрещая, мы их толкаем к тому, чтобы они становились скрытными. К тому же запретный плод сладок. И вы не сможете контролировать детей настолько, чтобы исключить моменты чуждого влияния. Научите детей понимать Бога. И они будут чтить Его с детства, и Он будет охранять их, даже если вы будете не способны на это.

Прежде всего нам нужно понять, для чего нам Господь доверил наших деток. Ведь при всей нашей любви и усердии они вырастают настолько разными, что мы удивляемся. Растут в одной семье, а такие бывают разные интересы и склонности. Поэтому я смотрю на детей не как на продолжение моих интересов и служения, а как на сокровище, которое нам доверил Господь. Причём доверил на короткое время. И моя ответственность – помочь им развить способности и склонности до талантов. А где они будут это применять, знает только Бог, Который формировал их ещё в утробе матери. Потому что мир, в котором мы живём, будет другим, когда наши дети в нём будут жить самостоятельно.

• И всё-таки: есть ли у общины, у Церкви, реальное влияние на мир? Если – да, в чём это выражается?

♦ Да! Безусловно! Хорошие церкви влияют по-хорошему. А нерадивые влияют отрицательно! Сравните это в истории, и вы убедитесь. Приведу пример: община города Петровск-Забайкальский кормила беспризорников и детей из неблагополучных семей. Им администрация выделила здание, чтобы они могли его реконструировать и туда переехать, потому что видела пользу от их существования и заботу о населении.

Несколько лет назад в одном районном центре Центральной России община вышла на субботник и перед зданием администрации покрасила памятник и постригла кустики. Чиновники переволновались от такого «флешмоба», но в ответ выразили готовность сделать что-то доброе для общины. И ведь сделали!

Одна из общин в Сибири создала волейбольную команду, и они принимали участие в турнирах по городам края. А потом заехали в соседнюю республику и приняли участие в городском турнире. Несмотря на проигрыш, они смогли как участники мероприятия подарить всем по Евангелию. А когда вернулись к себе, администрация города попросила организовать городской турнир. И они провели.

Бог взыщет, если мы как община живём эгоистично. И благословит, когда Его кредит используем по назначению!

C другой стороны, м должны понимать, что идёт духовная война! У наших церквей есть влияние на мир! Иначе почему бы нам запрещали всё, что только можно запретить?!

• И традиционное пожелание нашим читателям.

♦ Спешите жить! Будьте щедры и дарите избыток жизни грешникам! Они такие, потому что не видели любви. Если бы они встретились со Спасителем или хотя бы с Его учениками, то, скорее всего, изменились бы. Он не бессилен для вас, но силен в вас!

• Спасибо, Рувим Степанович, за ответы, за Ваш труд.

Вопросы задавала Надежда Орлова

Архив