+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 5, 2016 г.

Благодать поста

Василий Давидюк

Нет на земле ничего более возвышенного и прекрасного, чем Церковь Божья. Её создал Иисус Христос. Для Себя. Чтобы ей вечно быть Его телом, славой и «полнотой наполняющего всё во всём». И таковой она и является в Иисусе Христе.

О ней Он печётся день и ночь. Это Он проводит её через бури и страдания к вечной славе. Это от Его любви сердца спасённых загораются ответной, жертвенной любовью.

Жажда благодарить Бога, испытывать Его близость, быть употребляемыми Господом, беспрекословно подчиняться Его самой благой воле, в смирении и кротости следовать Его путём - это то, чего больше всего жаждем мы, испытавшие счастье принадлежности к Его Церкви.

Но смирение и кротость даже возрождённые люди не приобретают легко и просто, бодро шагая по жизни, делая лишь громкие заявления о вере. Христос сказал: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим...» (Мф. 11:29). Только смирение делает нас способными приблизиться к престолу Бога. Только смиренные наслаждаются обилием благодати милосердного Бога. Но настоящему смирению нужно учиться. Один из способов смирять свою душу - практиковать пост.

Если внимательно изучить тему поста в Священном Писании, то можно удивиться тому, насколько большое значение придаётся посту. А если посмотреть на историю христианства, особенно на историю пробуждений, то заметим ключевую роль поста, даже если о нём упоминается только между прочим. Бог производит необычное там, где человек или народ смиряется перед Ним.

Является ли пост этим смиряющим средством? Да. В Писании приводятся примеры того, как люди постились и как они при этом реально смирялись перед Богом. Чаще всего люди постятся в критических ситуациях, при осознании собственной беспомощности и очень сильной нужды в милости Божьей. Например, «было большое сетование у иудеев, и пост, и плач, и вопль; вретище и пепел служили постелью для многих» (Еф. 4:3).

Почему люди ведут себя подобным образом? Почему отказываются от подаренного им Богом права употреблять пищу, данную для радости и наслаждения? Почему готовы посыпать головы пылью и пеплом, отказавшись от всякого комфорта и наслаждения?

Вы знакомы с людьми, пережившими голод? Мой отец чистил картошку так, что лушпайки просвечивались насквозь. Это не потому, что у нас картошки мало было. У нас её было много в погребе, да ещё и свиньи были, которым можно было отдать и толстую кожуру. Ничего не пропало бы. Отец это делал потому, что ценил пищу. После того как Бог смирил наш народ голодом, в людях произошли огромные перемены, и они стали очень дорожить пищей, благоговейно относиться к хлебу. Это не было жадностью, но трепетно-бережным отношением к подаренной Богом пище.

Народ нуждается в таком смирении. Об этом говорит Писание: «Он вознёс его на высоту земли, и кормил произведениями полей, и питал его мёдом из камня и елеем из твёрдой скалы, маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев, и овнов васанских, и козлов, и тучной пшеницей, и ты пил вино, кровь виноградных ягод. И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, растолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Втор. 32:13-15).

К огромному сожалению, благополучие всегда имеет тенденцию делать нас самоуверенными, независимыми и гордыми. Успех, Божье благословение в служении создаёт ещё большую опасность! Мы живём во плоти, а она всегда надмевает при успехах, победах. Нужно иметь огромную силу, чтобы держать своё сердце под контролем, в смирении. Я думаю, что, пока мы находимся во плоти, у нас самих такой способности нет.

Одна из многих причин, почему христиане должны идти путём страданий, - это сохранение потребности в Боге, в близких отношениях с Ним.

Открывая Павлу тайны Церкви, призывая его к особому служению, Бог сразу определил, как сохранить его от падения. Он говорит Анании о Павле: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё перед народами, и царями, и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё».

Вы думаете, Бог хотел, чтобы Павел так сильно страдал? Неужели Богу нравилось смотреть, как Его апостола сильно избивали, иногда почти до смерти? Или это ему было наказанием за гонение Церкви? Ничего подобного. Сам Павел ясно понимает, что это не так. Он пишет: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился». Превозношение - это конец истинного служения Богу. Какие бы мы подвиги ни совершали, какие бы успехи ни имели, если мы не имеем смиренного сердца перед Богом, то мы просто питаем богопротивную гордыню.

Павел хорошо понимал, какое состояние сердца действительно благословенно и пригодно для Бога, потому смирял себя постоянно. «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» (1 Кор. 9:24]. В другом Послании он пишет: «Мы никому ни в чём не даём повода к преткновению, чтобы не было порицаемо служение, но во всём являем себя как служители Божии: в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах...» (2 Кор. 6:3-6].

Все ли служители Божьи должны поститься? Согласно этому тексту Павла - да. Однозначно. Почему бы нам не поверить Слову Божьему? Поверить, что «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать».

«А почему ты думаешь, что мы не верим?» - спросите вы.

Могу только о себе сказать: обычно Бог смиряет меня через людей. А я прошу Его избавить меня от неудобных людей, критиканов. И когда Господь предлагает мне попоститься, смирить плоть, мне хочется власти и силы в служении, но без смирения и унижения.

Я замечаю, что у меня превратное представление об успехе. Мне кажется, что успех - это когда абсолютно очевидно, что Бог говорил через меня важные, впечатляющие мысли в проповеди, и они касались людей и изменяли их сердца. Когда Бог чудесно ответил на молитву, и человек получил исцеление или освободился от зависимости. Или когда в процессе душепопечения человек реально вышел из кризиса, ушёл от меня с радостью...

Мы скажем, ну что здесь неправильного? Всё это невозможно без действия Божьего. Аминь. Тогда причём здесь мы? Всё так. Но... Бог может и через осла говорить потрясающие вещи, когда Ему это нужно. Бог по Своей милости отвечает на молитвы вопиющих к Нему.

Почему Бог возвышает смиренное сердце?

Бог желает прославлять Своё творение, но не разрушающую человека гордыню. Смирение Бог возвышает, и оно высоко в глазах Его, потому что это есть уподобление Христу. Но проклятое, мерзкое - гордость таковой является - Бог отвергает. Более того, воюет с ним. А когда против нас воюет Бог, как мы думаем, кто в этой войне победит?

Я слышал от друзей, что Бог вообще не ждёт от нас, чтобы мы отказывались от пищи. Пост - это правильное состояние сердца. И в подтверждение этому берут слова Божьи из книги пророка Исаии: «„Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?" Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкой рукой бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, - день, в который томит человек душу свою, когда гнёт голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовёшь постом и днём, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся».

Эти слова не против поста как такового, но против извращённого, формального поста, по своей сути не поста. Именно пост приводит сердце в должное состояние, о чём написано в 58-й главе Книги пророка Исаии.

Библия учит о посте, как об огромном благословении и пути к правильному сердцу. Даже Христос, будучи Богом в теле, воспользовался этой возможностью для благословения. После сорокадневного поста «возвратился Иисус в силе Духа в Галилею; и разнеслась молва о Нём по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и всеми был прославляем».

В Писании дано множество примеров поста, показаны его польза и благословения.

Мы обычно постимся, если есть нужда или сложности. Но просто искать Его... Ведь это библейская практика! Пример из первых дней Церкви. «Корнилий сказал: ...Четвёртого дня я постился до теперешнего часа и в девятом часу молился в своём доме, и вот стал предо мною муж в светлой одежде и говорит: „Корнилий! Услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом"».

Пост - это один из способов поиска Бога. «Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда» (Пс. 104:4].

Авраам Линкольн четыре раза объявлял общенациональный пост в Америке. Что это дало? После этого экономика в течение двадцати лет пошла настолько стремительно вверх, что Соединённые Штаты стали самой могущественной державой в мире. И это после многолетней гражданской войны.

Я не знаю никого, кто постился бы и был постыжен.

Все примеры из Библии показывают, что смиряющиеся в посте люди никогда не были посрамлены. Наоборот, Бог возвысил их. Через них приходило Божье благословение не только на них, но и на множество людей.

Я думаю, нет ни одного пастора, который не постился бы. Но надолго ли нас хватает? Действительно ли мы нуждаемся в Нём, в смирении или обходимся своим «богатым» опытом?

Если вы знаете людей, служащих постом, - вы знаете людей, действительно осознающих своё бессилие и огромную нужду в Боге. Он таких непременно употребит для Своей славы.

Меня не нужно убеждать в полезности поста... Но поститься всегда непросто. Тысячи отговорок находятся, чтобы не делать этого.

Что для вас легче: пожертвовать большую сумму денег или побыть в посте дней десять? Пост - тоже жертва ради Бога. Пост - это всегда тяжело. Встречаются сопротивления, исходящие изнутри и снаружи, от самых любимых людей. Почему? Потому что настоящий пост всегда производит серьёзные положительные перемены. Бог становится реальным, начинает с нами говорить.

Наше христианство - уже не игра в религию, не поиск личной значимости, но смиренное желание слышать Бога и следовать за Ним. И важнее этого ничего нет.

Я часто думаю: «Буду ли я виновен перед Богом, когда предстану перед Его престолом, что сам недостаточно часто прибегал к такой огромной милости, что не подвигнул церковь к этому огромному богатству, - в посте получать силу, приближаться к Богу, позволить Богу прославиться через святых Своих».

Множество спасённых людей в девяностые годы только потому в числе детей Божьих, что те, которых сейчас принято называть нехорошими эпитетами или клеймить из-за их богословия, в 1988 году целый месяц постились и молились, чтобы Бог помиловал СССР и послал пробуждение людям, безумно воюющим с Богом. И благодаря их молитвам,посту и милости Божьей множество людей спаслось.

Если бы сегодня дети Божьи в нашей стране опять единодушно провели подобный пост и молитву о спасении людей, мы стали бы свидетелями нового чуда, которое потом комментировали бы «умники» и объясняли бы всевозможными причинами, глубоко их анализируя.

Смирить сердце невозможно, просто принимая решение смириться.

В Израиле есть государственный праздник, посвящённый смирению, посту, покаянию и прощению, называется он Йом Кипур.

Древняя, предложенная Богом благодать доступна и сегодня. Мудрые воспользуются ею. В любой, даже самой сложной, ситуации есть выход и благодать смиренным. Пользуйтесь ею. Аминь!

Архив