+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 2016 г.

Слово о благодати

Иоанн Златоуст

Избирать лучшее, желать, стараться, предпринимать всякий труд – это зависит от нашей воли, а доводить свои желания до конца, не допускать падений и достигать успеха в делах – это зависит от вышней благодати. Бог разделил с нами добродетель, не всё предоставил нам, чтобы мы не возгордились, и не всё взял на Себя, чтобы мы не впали в беспечность, но, оставив немногое нашим трудам большую часть совершает ́Сам. А что, действительно если бы всё зависело от нас тогда многие возгордились бы и предались высокомерию. Послушаем, что говорил фарисей, в какую впал он гордость, как превозносился и ставил себя выше всей вселенной (см. Лк. 18:10–14). По тому Бог сделал так, что не всё зависит от нас, но предоставил нечто и нам, чтобы иметь благовидный повод справедливо увенчать нас. То же Он объяснил и притчею, в которой говорит, что господин, нашедши людей в одиннадцатый час, послал их работать в винограднике (см. Мф. 20). Что могли они сделать в одиннадцатом часу? Но для Бога достаточно было и этого краткого времени, чтобы дать им полную награду.

Нет, подлинно нет ни одного греха, который бы не покорился и не был бы побеждён силой покаяния или, справедливее, благодатью Христовой. Лишь только мы успеем обратиться, Он уже нам помогает. И если хочешь быть добрым никто не препятствует, или лучше: дьявол хотя и старается препятствовать, но не может, когда сам ты избираешь лучшее и таким образом Cамого Бога делаешь своим защитником. Но если ты не захочешь и воспротивишься Богу, то как Он будет твоим заступником? Он хочет, что бы ты получил спасение не по принуждению и насилию, но по свободной воле. Если и ты имея слугу, который тебя ненавидит, отвращается и часто от тебя убегает, не захотел бы держать его, несмотря на то что ты имеешь нужду в его служении, то тем более Бог Который всё делает не по Своей какой-либо надобности, но для твоего спасения, не за хочет тебя насильно удерживать. Напротив, лишь только изъявишь расположение, то никогда тебя не захочет оставить, что бы дьявол ни замышлял против тебя.

Итак , мы сами бываем виновниками собственной своей погибели, потому что не приступаем к Богу, не молимся Ему, не призываем Его подобающим образом. А если и приступаем, то делаем это так, как бы не думали получить, – не с надлежащей верой всё делаем, не с усильным молением, а нерадиво и беспечно. Между тем Бог хочет чтобы мы Его просили, и если ты просишь, являет тебе великую милость. Это единственный Должник, Который когда мы просим Его, оказывает нам милость и даёт то чего мы не давали Ему, взаём. Если Он усмотрит, что проситель неотступен, то даёт и то чего не получил от нас.

Устрояя различным образом наше спасение, Бог посылает то благодеяния, то наказания, и первые чаще нежели последние, потому что первых только и желает. И геенною Он угрожает не для того, чтобы ввергнуть нас в неё, но чтобы не ввергнуть. Её Он приготовил для дьявола. «Идите от Меня, проклятые, – говорит, – в огонь вечный, уготованный дьяволу», а для людей приготовил Царствие, внушая, что Он не хочет ввергать человека в геенну. «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс. 144:8–9). Видишь ли, как и пророк Давид останавливается на благодеяниях Божиих и о них более распространяет речь? Он ясно знал, что в этом особенно состоит богатство Божие. Невозможно было бы нам и спастись, если бы не велико было человеколюбие Его; не возможно было бы нам существовать, не пользуясь великою Его благостью. Поэтому и Сам Он сказал: «Изглажу беззакония твои» (Ис. 44:22). Щедр и милостив Господь.

Архив