+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 2016 г.

Религия или Евангелие

Юрий Сипко

Религия – одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения», − таково научное определение религии. Все люди религиозны. Все нуждаются в покровительстве Высшей силы, Бога. Это факт, который, в общем-то, и не оспаривается.

Откровение Божье, Библия, говорит об этом так: «От одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию, чтобы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:26–27). Поскольку человек в грехе, в конфликте с Богом, он оказался в сетях лукавого. Вместо истинного Бога человек поклоняется ложным богам. Отношения с Ним он заменил религией, набором техник, жертв, религиозных манипуляций.

Феномен религии в нашем постатеистическом обществе заставляет говорить о себе. Почти целый век несколько поколений советских людей воспитывались силой убеждения и принуждения, мол, никаких высших духовных сил не существует. Религия была под тотальным запретом. И вот, по прошествии века атеизма, народы бывшего СССР обнаружили религиозность, да ещё такую мощную и агрессивную, подобную той, которой совсем недавно уничтожали религию. Этот парадокс, по моему рассуждению, обнаруживает некую универсальную проблему. Человек от сотворения имеет в себе ген религиозного поклонения перед высшей силой. Активируется этот ген религиозности у всех по-разному. В человеке есть некая травма, чувство вины, неизбывное и неистребимое. Человек смертен. Власть смерти выше, сильнее человеческих возможностей. Вина и смерть побуждают его искать ту высшую волю, перед которой виновен человек и от которой зависит его жизнь. При всём могуществе своём человек нуждается в покровительстве высшего начала. Эти предпосылки послужили основой создания религий.

Люди бессильны перед стихиями. Стихии нередко и выступают как духи и боги. Ведь бывает, что стихии проявляют и благосклонность к людям, особенно если их ублажить хорошим подношением. В каждом племени существует религиозное представление о мире и порядке. Некоторые религии даже пытаются сформировать понятие смысла жизни. Религии выработали не только представления о мироустройстве, иерархии богов, но и жёсткую систему поклонения. Такая система привела к тому, что в обществе постоянно нужна каста религиозных учителей, духовных авторитетов, тех, которые наиболее приближены к духам и богам и которые могут трактовать их волю в отношении как общества, так и каждого человека.

Это, в свою очередь, привело к созданию иерархии надсмотрщиков, наблюдающих за неукоснительным соблюдением религиозных правил. Естественно в таком случае и создание репрессивных органов, которые наказывают каждого, кто осмелится преступить нормы религии. В свою очередь, простолюдины трепещут перед людьми, которые имеют доступ к высшим силам. Ведь они зависят от благосклонности учителей, ибо нуждаются в хлебе и здоровье – тех неизменных ценностях, которые оказались в руках религиозных начальников. Если к членам племени, нарушившим религиозные нормы, применяются жестокие меры возмездия, то в отношении племён, исповедующих иную, свою, религию, меры подавления не знают ограничений. Всякое инакомыслие нещадно преследуется. Огнём и мечом. «Наш бог сильнее! Только наш бог имеет власть! И потому для всех прочих есть два пути: покориться нам, то есть нашему богу, или не жить вовсе». Первая религиозная война – «восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». С тех пор кровь братская проливается непрестанно.

Так было. Так есть. Религии меняются, победители насаждают среди побеждённых своих богов и своих духов, сказать проще, свою власть. И за всей религиозной технологией видна религия мамоны. Религия ведёт войну за власть над миром. Деньги и власть. Слёзы и кровь.

Таковым оказался и атеизм, пытавшийся низвергнуть религию, но оказавшийся религией, которая унесла миллионы жизней ради власти над судьбами мира. Такова глубинная сущность религии. Горькое открытие. Человек в религии ищет выход из духовного тупика, а оказывается в духовном рабстве.

А что же Евангелие? Разве Евангелие – не та же религия? Разве не та же страсть властвовать и обогащаться движет проповедниками Евангелия? Ведь немало религиозных групп обосновывают Евангелием и традициями свои претензии на власть над душами людей. Но этот факт не есть само Евангелие. Это всё ещё лишь человеческая религия. Евангелие невозможно познать в религиозных сообществах. Евангелие познаётся лично через глубокое проникновение в его суть. Для этого нужно освободиться от навязчивых стереотипов о Евангелии как религиозной книге, одной из многих. Евангелие – это откровение Божье. Дар Бога человеку.

«Возвещаю вам, братья, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11–12). Это говорит вчерашний религиозный человек, нещадно боровшийся с Евангелием. Ему нельзя не поверить.

Евангелие – это сообщение радости. Манифест свободы. Евангелие не вписывается ни в какую привычную систему ценностей человека. Буквально – это откровение свыше. Евангелие – послание Бога, которое возвещает человеку вечную жизнь, приглашает его к общению друг с другом и с Богом. «…Ибо жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам эту вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И это пишем мы, чтобы радость ваша была совершенна».

Общение – общность, нечто единое, где человеческое, земное, объединяется с небесным, с Божественным. Евангелие – Слово вечного Бога. Это приобщение человека к тайне бытия. Слово стало плотью, обитало с нами – это ведь невыразимое чаяние человека, жаждущего познания себя и получившего доступ к этой тайне. Слово, благодаря которому всё начало быть, теперь с нами. Евангелие, Слово Творца, и человек, творение Божье, вновь обитают вместе. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца». Заметьте, сколь радикально отличие Евангелия от религии. В религии – человеческая легенда, принуждающая человека к покорности перед неизвестными силами природы.

Евангелие – это явление Бога в образе человека. «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти…» Евангелие – это Божье послание мира, спасения и вечной жизни. «Напоминаю вам, братья, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь…»

Евангелие – это явление любви. Бог любит человека. Бог любит человека так, что отдал Своего Сына Иисуса Христа на смерть, чтобы всякий, верующий в Него, имел вечную жизнь! «Это написал я вам, верующим во имя Сына Божьего, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божьего, имеете жизнь вечную». Вечная жизнь − вот что такое Евангелие! Ничего подобного нет ни в одной религии мира.

Бог есть любовь! Бог прощает грехи и дарит вечную жизнь! Бог совершает чудо! Бог на зывает нас Своими детьми! «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими». « Отче наш, сущий на небесах» – это Евангелие. Братолюбие – это Евангелие. Во Христе нет уже ни иудея, ни грека, ни русского, ни татарина, «ибо все вы одно во Христе Иисусе». Это невероятное родство, единство людей, объединённых любовью Божьей, которые уподобляются единому телу. «…Мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь – один для другого члены». И это не фантазия, а действие Бога. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело : иудеи или эллины, рабы или свободные, – и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13). Найдите в мире религию, которая бы предлагала нечто подобное. Нет такой. Только Евангелие. В глубинах его сокрыты секреты счастья на все случаи жизни. Евангелие открывает секрет счастья братолюбия. Евангелие открывает секрет счастья семейной жизни. Евангелие открывает секрет счастья служения людям, смысл страданий и торжество святости. И это ещё не всё. «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии, но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2). Евангелие – живая надежда на исполнение этого обетования Божьего. Аминь!

Архив