+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 2015 г.

Линия фронта

Юрий Сипко

Мир сошел с ума – это устоявшееся выражение. Им оправдываются глупости, творимые сильными мира сего. Им объясняется крах мечтаний. За ним скрывается безнадежность. «И ни церковь, ни кабак – ничего не свято. Нет, ребята, всё не так. Всё не так, ребята!» (Высоцкий, В.)

«Откуда у вас вражда и распри? Не отсюда ли – от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Просите – и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений»(Иак. 4:1–3). Это суровые слова. Первая возможная реакция на них: «Да ни с кем я не препираюсь. Ни с кем не враждую». Однако, чуть остыв, обнаруживаешь, что апостол прав. Реальность такого противостояния очевидна.

Жертвы вражды вокруг нас, рядом с нами. Нередко эти жертвы – мы сами: убитая любовь, дети-сироты, супруги-одиночки. Вчера братья и сестры были спаяны единой верой и надеждой, а сегодня они непримиримые враги друг другу. Вражда и распри тиражируются в детях, облекаются в одежды святой инквизиции, вооружаются мечами библейских цитат, нещадно разя любовь. Шопенгауэру приписывают слова: «Мир – все равно, что ад, в котором люди, с одной стороны – мучимые души, а с другой стороны – дьяволы». Идет война не на жизнь, а на смерть. Пафос войны, как это ни парадоксально звучит, близок людям, увлекателен, и для многих является смыслом жизни. Кинематограф пропагандирует войну.

Литературу невозможно представить без войны. Тема войны доминирует во всем. Война в семье. Война народов. Война в истории, война сегодня, приготовление к завтрашней войне – вот порочный круг, в котором мечется человек.

Однако Писание обнаруживает врага человека в самом естестве человека. Христос говорит: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления»(Мф. 15:19).

Это означает, что наш враг – не в злобном соседе, не в носителе странных идей, но в нас самих, в нашем, в моем сердце.

Такое откровение, как ушат холодной воды, остужает и заставляет думать. Готовность решить все проблемы мира сменяется на откровение: «Мой собственный дом в огне. Мое сердце – поле битвы, и я даже не знаю, кто командует этими воинами – страстями». Павел пишет: «Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы»(Га л. 5:17 ).

Осознание этой реальности освобождает меня от войны неверной, войны с окружающими меня людьми. Здесь обнаруживается, что линия духовного фронта пролегает не между традициями, не между деноминациями, не между культурами, но между плотью и духом человека. Эта линия фронта – в моем сердце.

Это открытие требует передислокации сил. Правильно понимая реальность, я не стану растрачивать энергию на укоры и осуждение ближних, пытаясь вытащить из их глаз сучки. Я обнаруживаю в своем глазе бревно.

С осознания реальной опасности и начинается настоящая духовная борьба, борьба с самим собой, за себя. О такой борьбе Павел очень ярко пишет в Послании к римлянам: «Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божьему, а плотью – закону греха»(Рим. 7:25). Здесь Павел в дискуссию вводит разум. Замечу, что обычно среди людей, относящих себя к духовным, среди ценностей, почитаемых духовными, разум не в почете. Существует устойчивое мнение, что вера и знания пребывают в перманентном конфликте.

О природе такого заблуждения Василий Ключевский писал: «Целые века греческие, а за ними и русские пастыри и книги приучали нас веровать, во все веровать и всему веровать... Но нехорошо было то, что при этом нам запрещали размышлять, – и это было нехорошо больше всего потому, что мы тогда и без того не имели охоты к этому занятию. Нам указывали на соблазны мысли прежде, чем она стала соблазнять нас, предостерегали от злоупотребления ею, когда мы еще не знали, как следует употреблять ее... Нам твердили: веруй, но не умствуй. Мы стали бояться мысли как греха, пытливого разума, как соблазнителя раньше, чем умели мыслить, чем пробудилась у нас пытливость».

Апелляции к разуму, рассудительности и здравомыслию редко встречаются в лабиринтах духовности. Как во времена Ключевского, так и доныне рационализм, рассудительность предают обструкции. Между тем мудрость, рассудительность, разум во все времена почитались как дар Бога. «Ибо Господь дает мудрость, из уст Его – знание и разум»(Притч. 2:6).

Разум человека включает в себя собственно интеллект, чувства и волю. Гармоничное единство всех трех ипостасей разума возможно лишь у человека, возрожденного Духом и Словом Божьим. Об этом действии Духа Святого апостол Павел пишет верующим: «Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам духа премудрости и откровения к познанию Его и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его…»(Еф. 1:17–19). Бог дает Свою мудрость вам, чтобы вы познали Его в полноте! Познание – это действие разума.

К разуму человека обращается Бог от первых дней. «Остановитесь и познайте, что Я – Бог» (Пс. 45:11). Познание Христа Павел считает главнейшим делом как для себя, так и для каждого ученика Иисуса Христа. О себе он говорит так: «Да и все почитаю тщетой ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своей праведностью, которая от закона, но с той, которая через веру во Христа, – с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых»(Флп. 3:8 –11).

Пророк Исаия утверждает, что действие искупительной жертвы Христа совершается «через познание Его. Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет»(Ис. 53:11).

Апостол Петр пишет, что вся полнота даров благодати Божьей обретается «через познание Призвавшего нас славой и благостью»(2 Пет. 1:3).

Вера есть просвещенный разум. Вера, дар Божьей благодати, ведет к знанию и становится уверенностью. «Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день»(2 Тим. 1:12). Это же написано и всем верующим в Иисуса Христа: «Это написал я вам, верующим во имя Сына Божьего, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божьего, имеете жизнь вечную» (1 Ин. 5:13).

Итак, в борьбу инстинктов и чувств, в борьбу бесов и ангелов вступает просвещенный Богом разум. Борьба плоти и духа очень наглядно показана на примере верующих в Коринфе. Богословские и житейские, социальные и национальные, личностные и институциональные конфликты – все они являются борьбой плоти и духа.

Раскрывая духовную природу конфликтов, Павел обращается к разуму коринфян. Человек духовный обладает неоспоримым преимуществом перед плотским человеком. Человек духовный обладает просвещенным разумом: «А мы имеем ум Христов»(1 Кор. 2:16). Человек духовный – это человек разумный!

Ум Христов – мудрость, сходящая свыше. Это знание Бога, Его воли, знание духовного мира и его законов. Ключевая роль для победы в духовной борьбе принадлежит разуму, который принимает решения, анализируя позывы плоти или духа. Для «особо духовных» такое заявление может быть кощунством, однако Павел утверждает: «И духи пророческие послушны пророкам»(1 Кор. 14:32). Когда мы говорим о воссоздании образа Божьего в человеке, то имеем в виду восстановление его разума. Разум, мудрость в откровении Божьем имеет наивысшую ценность, является божественной категорией.

Разум лежит в основе мироздания (см. Притч. 8). С человеком разумным общается Бог. Человеку разумному принадлежит вечное блаженство. Самые высокие духовные откровения проходят проверку разумом. Разумом мы способны познать волю Божью (см. Рим. 12:2). Апостол Павел буквально повелевает своим последователям проверять все откровения на предмет здравомыслия и соответствия Божьему откровению (1 Кор. 10:15). Павел предписывает испытывать, исследовать веру (2 Кор. 13:5). Вникать в себя и в учение – это и есть разумное проникновение в мудрость Божьего Слова и формирование себя в соответствии с Его требованием (1 Тим. 4:16).

Апостол Иоанн призывает испытывать духов (1 Ин. 4:1). Разум, просвещенный Духом Святым, облачается во всеоружие Божие (Еф. 6:10–20). Просвещенный разум есть начало истинной веры в учение Иисуса Христа. Здесь начинается путь, ведущий нас к пониманию слов Учителя: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас»(Лк. 6:27–28).

Архив