+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 2015 г.

Как победить Сеннахирима

Том Трибелхорн

Впервые я поднимался на Тель-Лахис осенью 1980 года, и от восторга у меня коленки дрожали. В то время я учился в магистратуре Иерусалимского университетского колледжа. Меня воспитывали в консервативных традициях, и я знал, что Лахис – одно из основных доказательств исторической достоверности Библии. Поэтому я просто рвался лично исследовать эти места.

В 1847 году Остин Лэйард открыл на территории современного Ирака дворец Синаххериба (библ. Сеннахирим) с семьюдесятью комнатами; вскоре за этим была найдена шестигранная призма, известная как «призма Тэйлора». Эти находки подтвердили связь еврейской Библии с историей, а также историчность библейского царя Езекии. На призме написаны слова Синаххериба о Езекии: «Хизкию-иудея, который не склонился под мое ярмо… его, как птицу в клетке, в Иерусалиме, его царском городе, я запер… Города его, которые я захватил, отделил я от его страны».

Эта древняя надпись соответствует данным Четвертой книги царств (глава 18), Второй книги Паралипоменон (32) и Книги пророка Исаии (37). Чего же нам еще желать? Историчность еврейской Библии доказана.

В университете мы изучали завоевания Иисуса Навина и древних израильтян, а потом перешли к завоеваниям ассирийского царя Синаххериба. По правде говоря, мне и в голову не приходило сомневаться в данных Книги Иисуса Навина. Там сказано: «И предал Господь Лахис в руки Израиля, и взял он его на другой день, и поразил его мечом и все дышащее, что было в нем, и истребил его так, как поступил с Ливною»(Нав. 10:32).

Однако из лекций и материалов для чтения мы узнали, что достоверность этих данных сомнительна: не существует археологических подтверждений исхода из Египта и завоеваний Иисуса Навина. Сами израильтяне, по мнению некоторых исследователей, были исконными жителями Ханаана, которые придумали эти легенды, чтобы наделить себя уникальной историей. То есть они сами изобрели свою «особенность».

Помню, как однажды утром я стоял на раскопках Лахиса рядом с выпускницей нашего университета Джудит Хэдли, которая руководила летней археологической практикой. Она обернулась ко мне и сказала: «Если Библия говорит правду, то завтра мы должны натолкнуться на горелый слой…» В ответ я заверил, что, конечно же, так и будет. Но, к моему глубочайшему разочарованию, этого слоя – следов захвата города Иисусом и его армией – в ожидаемом месте не оказалось. И сегодня многие археологи скажут вам, что этот слой, совпадающий по времени с завоевательным походом Иисуса Навина, не найден; следовательно, продолжат они, еврейская Библия – сборник мифов, вымышленных историй о национальном величии евреев.

Позиция этих ученых меня буквально потрясла. Она засела в моем сердце глубже любого беспристрастного научного вопроса и начала постепенно разъедать мою веру. По сей день эта позиция является общепринятой, и археологический мир безропотно склоняется перед ней.

Тем не менее я убежден, что завоевания Иисуса Навина, описанные в Библии, исторически достоверны и подтверждаются наукой; об этом я подробно говорю в своей книге «Библия – это не миф»(2013). Опровергают Библию отнюдь не археологические данные, а то, как ученые их интерпретируют.

Мое любимое место в Лахисе – у ворот. Я любил сидеть там и представлять толпы людей, некогда непрерывным потоком шедшие через них. Укрепленные стены великого города обеспечивали безопасность тысячам людей. В массивный комплекс входили внешние и внутренние ворота: над внешними возвышалась огромная сторожевая башня, а внутренние включали три пары отдельных помещений. Это были самые крупные и сложные ворота в древнем Израиле, и те, кто за ними укрывался, верили в их неприступность.

Какой это был великолепный город! Как уверенно и какими защищенными чувствовали себя его жители! Вероятно, слишком уверенно и слишком защищенными, подобно пассажирам «непотопляемого» «Титаника». Личное благополучие начало превалировать над верностью Богу. Языческое влияние прокралось незаметно, и жители стали решать свои жизненные проблемы, как безбожники. Археологические находки свидетельствуют о том, что некоторые даже поклонялись языческим идолам в стенах собственных домов.

Не одно поколение пророков предупреждало о печальных последствиях морального разложения Иудеи. И ни одно поколение жителей города их не слушало, отказываясь раскаяться и измениться. Я размышлял об этом, сидя на руинах стены, которые достигали лишь малой доли былой высоты, и меня вдруг поразило осознание того, что Всемогущий Бог, Владыка истории, не случайно допустил все случившееся. Это Сам Бог позволил могучей ассирийской армии разрушить укрепленные города Иудеи, в том числе «несокрушимый» Лахис. По Его усмотрению, «в четырнадцатый год царя Езекии пошел Сеннахирим, царь ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их»(4 Цар. 18:13).

Но трагическое падение Лахиса повлекло за собой более серьезные последствия. Этот город-крепость был расположен в стратегически важном месте – на пути в Иерусалим. Пока Лахис стоял, Иерусалим был в безопасности. Когда же Лахис пал перед Синаххерибом, Иерусалим сразу же стал уязвимым.

Итак, «послал царь ассирийский тартана, и рабсариса, и рабсака из Лахиса к царю Езекии с большим войском в Иерусалим. И пошли и пришли к Иерусалиму; и пошли, и пришли, и стали у водопровода верхнего пруда, который на дороге поля белильничьего»(4 Цар. 18:17).

Представьте, как чувствовали себя Езекия и жители Иерусалима. Огромная армия Синаххериба расположилась у города и готовилась к штурму, высмеивая Езекию и Бога Израиля: «„Если не в силах был ни один бог ни одного народа и царства спасти народ свой от руки моей и от руки отцов моих, то и ваш Бог не спасет вас от руки моей“ ...И письма писал он, в которых поносил Господа, Бога Израилева, и говорил против Него такие слова: „Как боги народов земных не спасли народы свои от руки моей, так Бог Езекии не спасет народа Своего от руки моей“»(2 Пар. 32:15, 17).

«Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои, и покрылся вретищем, и пошел в дом Господен»(Ис. 37:1). «И взял Езекия письмо… и развернул его Езекия пред лицом Господа. И молился Езекия пред лицом Господа и говорил: „Господь Саваоф, Боже Израилев, восседающий на херувимах! Ты один – Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Тебя, Бога живого. Правда, о Господи! Цари ассирийские опустошили все страны и земли их и побросали богов их в огонь. Но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их. И ныне, Господи, Боже наш, спаси нас от руки его. И узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один“»(Ис. 37:14 –20).

Бог ответил ясно и понятно: «Поэтому так говорит Господь о царе ассирийском: „Не войдет он в этот город и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вал. По той же дороге, по которой пришел, возвратится, а в город этот не войдет, – говорит Господь. – Я буду охранять город этот, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего“. И вышел ангел Господен и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые. И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь ассирийский, и жил в Ниневии»(Ис. 37:33–37).

Некоторые археологи и критики Библии подвергают сомнению эту часть истории, считая, что данные здесь преувеличены в пропагандистских целях: такое огромное число погибших якобы маловероятно. На мой взгляд, если что маловероятно, так это записи Синаххериба об отступлении от Иерусалима – великие цари-завоеватели древности крайне редко отражали в хрониках свои поражения. И что такого невозможного в количестве жертв? Если кому-то необходимо естественное объяснение, первое, что приходит на ум, – это пищевое отравление или смертоносный вирус. Например, «черная смерть» – чума – прошлась страшнейшей пандемией по всему миру, убивая миллионы. Что же такое всего 185 тысяч?

Автор Книги Паралипоменон описывает это так: «И послал Господь ангела, и он истребил всех храбрых, и военачальников, и начальствующих в войске царя ассирийского. И возвратился он со стыдом в землю свою; и, когда пришел в дом бога своего, исшедшие из чресл его поразили его там мечом» (2 Пар. 32:21).

Во всех этих перипетиях Езекия полагался на Бога. Разумеется, и у него были минуты сомнений, когда он нуждался в поддержке. С кем не бывает? В прошлом он был подвержен и приступам гордыни, но всегда раскаивался. Библия говорит о нем: «Такого, как он, не бывало между всеми царями иудейскими и после него, и прежде него» (4 Цар. 18:5). И могущественного Синаххериба, которого страшились древние, не стало.В жизни каждого из нас по-являются свои «синаххерибы».

Когда ваш «синаххериб» располагается лагерем у ворот, насмехаясь над вами и вашей верой в Бога Израилева, как вы себя ведете? Заявляете, подобно надменным и самоуверенным жителям Лахиса, что справитесь и без Бога? Или, как Езекия, молитесь, раскаиваетесь, выкладываете все перед суверенным Богом Вселенной, всецело доверяя Ему?

К кому вы обращаетесь, когда жизненные обстоятельства превышают ваши силы?У меня есть знакомый – шестнадцатилетний спортсмен по имени Ной, у которого обнаружили злокачественную опухоль. Поскольку опухоль находится слишком близко к сердцу и легкому, ее нельзя оперировать, и остается надеяться только на химиотерапию и облучение. Современная медицина смогла поразить рак, но лишь на время. Немного погодя тот вернулся с планом мести. Теперь Ной строит свой «ковчег доверия» – как пример всем нам. Если Бог дарует ему физическое исцеление, это будет победа; если же Он решит забрать его в вечность, это тоже будет победа.

«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другое какое творение не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем»(Рим. 8:38–39).

«Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас»(Рим. 8:18).

Ной, мой знакомый, говорит: «Бог уже исцелил меня однажды. Он может сделать это и во второй раз». Он также понимает, что, раз он принадлежит Иисусу Христу, Бог непременно его спасет. У Божьих детей всегда есть надежда – если не на эту жизнь, то на будущую. Так или иначе, он уже победитель во Христе.

«Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем»(2 Кор. 4:8–9).

«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными… Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:26, 28).

«Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:31–32).

Если на вас обрушились тяжелые испытания (потеря дорогого человека, болезнь, материальные проблемы, измена, развод, предательство или что-нибудь еще), если под ударом оказалась ваша вера, если вам слышится голос Синаххериба: «Не в силах был ни один бог спасти народ свой от руки моей – и ваш Бог не спасет вас от руки моей», – вспомните о Езекии. Доверьтесь Божьей милости и отдайте Ему все ваши заботы. Как Ной, постройте ковчег доверия, которому нипочем любой потоп. А потом уйдите с дороги.

И напоследок позвольте напомнить вам слова: «Скажите робким душой: „Будьте тверды, не бойтесь: вот Бог ваш… Он придет и спасет вас“»(Ис. 35:4)

Архив