+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 2015 г.

О тех, кому не все равно

Игорь Райхельгауз

«Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царство Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиной, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ир-да, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим»(Лк. 8:1–3).Евангелист Лука особенно подчеркивает роль женщин в служении Иисуса. В восьмой главе он называет их по именам.

То, как Иисус относился к женщинам, насколько я могу судить, очень нетипично для Его времени и культуры. Господь ценил их, уважал, понимал их нужды, чувства, общался с ними, помогал им и принимал от них помощь.

Женщины сопровождали Его и учеников в путешествиях – это опять же очень нетипично. Со-временные сторонники эмансипации на самом деле многим обязаны Иисусу и Его апостолам и евангелистам. Ценить и уважать женщину – это поевангельски. Перечисляя сопровождавших Иисуса женщин, Лука подчеркивает их социальное положение. Иоанна, жена Хузы, управляющего Ирода, явно принадлежала к элите общества. Служение Иисуса было направлено, главным образом, на бедных, мало-образованных людей. Но богатые и образованные тоже находили в Иисусе то, что искала их душа, и даже дело всей жизни. Благодаря их финансовой поддержке, продолжалось служение Иисуса и апостолов.

Они «служили Ему имением своим» – это о жертвенности и смирении. Каково нормальному мужчине жить на содержании женщины?! Я знаю, есть такие, которым так очень даже комфортно. Но я говорю: нормальному мужчине каково?

Иисус привык много работать и содержать мать и младших братьев. Так как Иосиф упоминается в Евангелиях только в описании детских лет Иисуса, разумно предположить, что он, скорее всего, умер, когда Иисус был еще совсем молодым, и это значит, что Он сразу стал главным кормильцем семьи. Теперь же Ему Самому пришлось стать чьим-то иждивенцем. Ему, Которому принадлежал весь мир, пришлось стать странствующим проповедником, живущим на по-жертвования. Но эти женщины не стали уважать Его меньше. По собственному опыту знаю: когда ты делаешь правильное, нужное дело, Бог располагает сердца людей – таких, от кого ты даже меньше всего ожидаешь, и необходимые ресурсы приходят. Тот, кто нуждается, и тот, кто помогает, – оба нужны друг другу. Те, кто нуждается в помощи, дают нам возможность послужить, а значит, стать лучше. Поэтому, как часто говорят сегодня наши братья и сестры из Восточной Украины: «Делай добро! Это возможно».

МНОГО ДРУГИХ ЖЕНЩИН

«Были тут и женщины, которые смотрели издали; между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньше-го и Иосии, и Саломия, которые и тогда, когда Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим» (Мк. 15:40–41).Евангелист Марк уделяет целых два стиха женщинам, которые были рядом с Иисусом в момент казни. Ученики-мужчины по большей части разбежались. Женщины остались рядом. У мужчин не хватило сил. Женщины выдержали все до конца. Это женщины потом принесут испуганным и дезориентированным мужчинам весть о воскресении Христа.

Комментаторы Библии видят в этом восстановление Божье-го плана. Женщина была создана помощницей мужчине. А получи-лось, что именно женщина толкнула мужчину на грех. В Евангелии восстанавливается то, что на-рушилось в Бытии. И это как раз то, что объединяет пасхальное и рождественское события. Ева со-рвала плод и съела и мужу дала плод, чтобы он съел, нарушив заповедь, которую только что так горячо защищала. Мария же сказала: «Вот раба Господня; да будет мне по слову твоему»(Лк. 1:38). Неповиновение женщины привело к тому, что в мир вошел грех. Послушание женщины при-вело к тому, что в мир пришло искупление. Верность многих женщин, в противовес неверности многих мужчин, помогла искуплению совершиться.В более широком смысле: рядом с Христом – и в Рождество Христово, и в Пасху – оказываются не те люди, которых мы ожидали бы там увидеть. Родившегося Царя приходят приветствовать вифлеемские пастухи и какие-то вообще непонятные мудрецы. Из Иерусалима присылают не богословов и вельмож, а эскадрон смерти... Всю жизнь Иисус проповедовал простым людям, земледельцам и рыбакам, дистанцируясь от религиозного истеблишмента. Но кто оказывает ему последние почести, жертвуя репутацией и средствами? Не рыбаки и крестьяне, а богачи – фарисеи и члены синедриона – Никодим и Иосиф из Аримафеи. Кто помогает Иисусу нести крест? Не земляк-галилеянин, а aфриканец Симон. Кто видит в Нем, опозоренном и израненном, умирающем на кресте как преступник, Сына Бога? Римский сотник, по-видимому, повидавший немало смертей распятых, но впечатленый именно этой смертью.

В жизни я не раз замечал, что добро и участие приходят к человеку чаще всего от тех, от кого он меньше всего ожидает. Рождество Христово и Пасха – об этом.

Бог оказался рядом, хотя мы не ждали Его и у нас даже не было прав на Его близость. Бог поверил в нас раньше, чем мы поверили в Него. Рождество и Пасха – об этом: у нас есть шанс оказаться рядом с кем-то, кто мало кому нужен. Поверить в кого-то, в кого мало кто верит. Помочь кому-то, кому неоткуда ждать по-мощи.

Мир уже давно не ждет ничего ни от мужчин, ни от женщин. Считает, что все мы одинаковые – не-способные на добро и сострадание, верность, участие и вообще на что-либо, кроме заботы о собственных потребностях. Но я верю, что есть много людей, которые способны удивлять, способны сделать выбор: пройти мимо или стать ближним.

ОН ЛЮБИТ НАШ НАРОД

«И они, придя к Иисусу, убедительно просили Его, говоря: „Он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу“» (Лк. 7:4 –5).

Исцеление слуги сотника – одна из немногих евангельских историй, в которой Христос имеет дело с не евреем. Иисус не только помог этому человеку, но и похвалил его, чего тоже немногие удостоились. Похвалили его также иудейские старейшины, которые и пришли просить Иисуса о нем. В общем, уникальная ситуация, и человек тоже был уникальный.

Политически все сложно: сотник был представителем оккупационной власти. Он и его солдаты находились там, чтобы в случае, если евреи поднимут мятеж, подавить бунт и убить всех мятежников. Евреи ожидали Мессию, Который, как они верили, поможет им поднять этот самый мятеж, изгнать римлян и восстановить независимость своей страны. В принципе, не было никакого шанса, что между этой общиной и сотником могут возникнуть добрые взаимоотношения. Но этому человеку удалось доказать обратное.Нет, он не бросил оружие и не снял форму. Но он пожертвовал личные средства, чтобы построить для них синагогу. Вот она, эта синагога, – стены, крыша... А евреи смотрели на нее и говорили: «Он любит народ наш». Дела говорят о любви красноречивее, чем слова. Итак, по статусу сотник был врагом. А по жизни – другом.

Призванный доказывать превосходство Рима, он признал духовное превосходство еврейского народа. Он понимал, что для Иисуса как еврея зайти под крышу его дома будет означать – стать ритуально нечистым, и сотник не протестовал против этого порядка. Его вера выразилась в практических делах, а также в глубоком уважении к избранному Богом народу. Именно такую веру почтил Иисус.

Мы живем в эпоху, когда этнические, межнациональные и межконфессиональные конфликты становятся реальностью повседневной жизни. Все сложно между странами, народами, церквами. Все жестче грани, разделяющие на своих и чужих. И нам вряд ли удастся стереть эти грани. Мы также не можем притворяться, будто этих граней не существует или они не имеют к нам отношения. Имеют. Если бы в Капернауме вспыхнул мятеж, сотник, возможно, оказался бы перед сложным моральным выбором. Скорее всего, он исполнил бы свой профессиональный долг. Тем не менее его история о том, что разделяющие нас грани – это еще не все. Любить или ненавидеть людей по ту сторону грани – это лишь выбор, мой и твой выбор.

Молитва: Отец Небесный, Тебе не все равно. Помоги мне быть человеком, которому тоже не все равно. Аминь.

Архив