+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 2015 г.

Неуважение – смертный грех

Михаил Черенков

«Придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: „Откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын? Не Его ли мать зовут Мария, и братья Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него все это?“ И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: „Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем“. И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13:54–58)

Иисус посещает родные края, говорит слова мудрости и силы. Но Его проповедь пробуждает в людях не восхищение и уважение, а зависть и пренебрежение. Вот как о Нем думали: «Он – один из нас. Ему неприлично говорить премудрости и претендовать на что-то. Он – выскочка, хочет выделиться. Вся его семья – отец, мать, братья, сестры – нормальные люди. Он один не в себе. Сын плотника не должен умничать».

Пришел бы Иисус с богатством и властью – зауважали бы, а так – отвергли, пренебрегли. И своим неуважением лишили себя чудес, остались без веры и Бога, в серости и склочности.

Неуважение – один из смертных людских грехов. Казалось бы, уважение или неуважение – глубоко личное дело каждого, не проявляет себя открыто. Но это далеко не так. Неуважение связано с неверием в Бога и в образ Божий в другом человеке. Не уважая человека, мы не уважаем образ Божий в нем, а следовательно, и Самого Бога.

Неуважение поддерживает и оправдывает все другие смертные грехи. Трудно дать взятку человеку, которого считаешь порядочным. Напротив, легко дать тому, кого считаешь безнадежным коррупционером. Если уважаешь закон, трудно будет его нарушить. Соответственно, если уважаешь ближнего, вряд ли поступишь с ним безответственно.

Неуважение – неприметный, бытовой, обычный грех, разрушающий жизнь. В нашем мире принято уважать силу, деньги, власть, но не человека, личность, мнение и поступок. В народе говорится: встречают по одежке; боятся – значит уважают.

Мы знакомимся без лишних протоколов, тыча в грудь: «Ты кто такой?» Даже близкие друзья после возлияний кричат друг другу: «Ты меня уважаешь?» И чем громче кричат, тем меньше за этим самоуважения и уважения к другим.

Взаимное неуважение приводит к тому, что каждый хочет отыграться неуважением к другому за неуважение к себе.

Опаздывая, люди успокаивают себя: «Подождут, никуда не денутся». И заставляют других ждать, потому что сами ждали.

Если начальник кричит на подчиненного, становится даже приятно, потому что до этого он накричал на тебя.

Милиционер унижает людей, потому что знает: в их глазах он «мент». Получается замкнутый круг неуважения, унижения, отчуждения…

Однако страшнее всего даже не это, а другое: неуважение порождает неверие. Неверие в человечность, достоинство и порядочность друг друга. Неуважение порождает также недоверие к словам, обещаниям, улыбкам, рукопожатиям. И получается так: «Я тебя не уважаю, следовательно, тебе не верю, в тебя не верю. В тебя как достойного, человечного, доброго». Так общество доверяющих друг другу людей становится разобщенным и недоверчивым. Таким образом рушатся добрые взаимоотношения, и общество распадается.

Неуважение-недоверие-неверие – опасная цепочка, помогающая понять, почему нельзя считать неуважение мелким грешком. Без веры в то, что каждый человек – образ Божий и поэтому достоин уважения, распадается не только общество, распадается и сам человек, гниет его душа. Ему становится плохо от самого себя.

Мы не уважаем других, потому что не уважаем себя, не уважаем человека (того или другого) как сотворенного Богом по образу Божьему и уже поэтому достойного уважения. Значит, мы не признаем тем самым Бога и человека как Его творение. Мы меряем все своей меркой, глядя на других свысока, ставя себя (творение) на место Творца.

Неуважение может быть оправдано только в том случае, если Бога не существует, если я сам – «бог». Если Бога нет, то никто никого уважать не обязан.

Тогда позволено все. Тогда можно ко всему относиться небрежно, нерадиво, как попало, потребительски. Тогда можно ценить выгоду, а не доброе имя, не самого человека, а то, что у него есть и что он может дать.

Если же я верю в Бога, то должен верить и в то, что Он создал не только меня, но и любого человека по Своему образу, тем самым сделав каждого достойным моего уважения. Как поет

Юрий Шевчук: «Господь нас уважает» – не только меня, но и его, и ее, и каждого.

Если мы уважаем Бога, Его творение и промысел, то будем уважать каждого, с кем Бог позволит нам встретиться, будем бережно относиться к земле, на которой Он нас поселил; уважать народ, частью которого позволил стать. Мы будем уважать каждого клиента, угождая ему наилучшим образом. Мы будем уважать ожидающих нас, приходя заблаговременно. Мы не позволим себе унижать другого, кичась своим богатством, красотой, силой или властью. Помните пример Иисуса, «плотникова Сына», ставшего одним из нас и тем самым уважившего все человечество

Архив