+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 2015 г.

Совершенное действие терпения

Алексей Толочьянц

«Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:4).

Однажды во время миссионерской поездки по России я стал свидетелем тяжелого испытания в жизни моего учителя, с которым трудился на ниве Божьей в деле развития служения душепопечительства. Моему брату во Христе, миссионеру из Канады, который укреплял многих людей в страданиях, самому пришлось пережить серьезную болезнь и связанный с этим выбор между лечением и поездкой по служению. Несмотря на страдание, он не отменил миссионерскую поездку и не вернулся домой.

Мне хотелось бы рассказать историю со счастливым концом. Но, к сожалению, в конце путешествия болезнь настолько обострилась, что у него стали отниматься ноги. Последовала срочная госпитализация и ночная операция по удалению грыжи позвоночника. После операции чувствительность в ногах восстановилась только частично, и он фактически стал инвалидом. Все это время я был рядом, наблюдая его стойкость, с которой он противостоял боли, и верность, с которой он следовал своему призванию. Сегодня можно усомниться в правильности его решения. Но дерзну сказать, что во всей этой истории было явлено провидение Божье, потому что жертвенность, которую проявил этот Божий человек, оставила глубокий след в сердцах многих людей, которых он обучал душепопечительству, и вдохновила многих на посвященное служение. Его пример укрепил и мое посвящение Богу и служение Ему и людям. «Если пшеничное зерно, упав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24).

Несколько лет спустя я задал ему вопрос: «Рон, я до сих пор удивляюсь твоему терпению. Как ты смог перенести такую боль?» «Мы называем это упрямством», – ответил он, многозначительно переглянувшись с женой. Наверное, мой наставник сам до конца не осознавал, какое влияние его пример оказал на нас.

ПЛОД ДУХА

Нет другой такой добродетели, о которой было бы сказано так много, но которая настолько трудна в практическом применении, как терпение. Многие восхваляют терпение, но немногие практикуют его. Испытания, через которые мы проходим, обнаруживают недостаток в этом проявлении Божьей благодати. Поэтому для нас важно понять, откуда берется угодное Богу терпение. Мы все знаем людей, которые, стиснув зубы, переносят боль. Но человека, воздающего славу Богу под поражающим бичом страданий, встретишь не каждый день.

Как и другие плоды Духа, терпение имеет неземной источник. Оно не характерно для нашей греховной плоти, с ее похотями и враждой. «Дела плоти известны…» (Гал. 5:19). Почему апостол так уверен, что нам они известны? Ответ прост – мы хорошо знакомы с ними на опыте. Человек, переживший отравление или имевший перелом, может подробно рассказать о симптомах и последствиях болезни. Мы хорошо знаем то, что пережили сами. Каждый христианин может, как апостол Павел, воскликнуть: «В членах моих вижу иной закон» (Рим. 7:23). Дела плоти нам известны.

Действие Духа в верующем человеке прямо противоположно делам плоти. Дух всегда находится в конфликте с плотью. «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24), чтобы Слово Христово принесло прекрасные плоды любви, мира, радости.

Люди мира тоже стремятся обрести любовь, и все хотели бы переживать радость. Но много ли мы встречаем тех, кто хочет научиться терпению?

ТЕРПЕНИЕ И СПАСЕНИЕ ДУШИ

Писание часто говорит о терпении и спасении во взаимосвязи. Следующие стихи ярко это показывают:

«Терпением вашим спасайте души ваши!» (Лк. 21:19);

«…А упавшее на добрую землю – это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8:15);

«…Воздаст... тем, которые постоянством (то есть по терпению) в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную…» (Рим. 2:6–7);

«Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие» (Деян. 14:22);

«Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36).

Мы спасены по благодати, только одной верой. Но одним из плодов живой веры является терпение. Спасения не бывает без терпения. В оригинале Евангелия от Луки (21:19) сказано буквально так: «Терпением вашим приобретайте души ваши». Упражняясь в терпении, мы учимся владеть нашей душой. А это, как пишет Иаков, имеет «совершенное действие», то есть приводит к формированию зрелого характера и к способности лучше служить Господу.

Великолепное описание любви, оставленное апостолом Павлом, начинается так: «Любовь долготерпит» (1 Кор. 13:4). Первых двух слов достаточно, чтобы осознать свою нужду в силе Божьей благодати. Если терпение – плод Духа и первое качество любви, значит, Господь ожидает от Своих учеников такого плода. Мы не ищем сладких ягод на терновнике, но обоснованно ждем плода от винограда, заботливо выращенного в нашем саду. Господь как опытный виноградарь трудится над нашей душой.

ТЕРПЕНИЕ БОГА

Терпение – не просто заповедь и не только земной пример Христа, служащий для нас образцом. Терпение – это качество Бога, которое Он являет людям день за днем, год за годом, из века в век. Нам трудно перенести незаслуженное оскорбление, особенно от тех, к кому мы были добры. Посмотрите, какие оскорбления переносит Творец от падшего творения! Тот, без Кого невозможно никакое благо в жизни людей, терпит вопиющую враждебность грешников, однако продолжает благотворить людям, чтобы они уверовали и обрели вечность. «Долготерпение Господа нашего почитайте спасением», – говорит Петр (2 Петр. 3:15).

Одна древняя притча убедительно иллюстрирует эту мысль. Однажды вечером, сидя у шатра, благочестивый человек увидел проходившего мимо глубокого старца. Человек поспешил ему навстречу и пригласил в шатер. Там он омыл старику ноги, дал ему еду и питье. Старик немедленно начал есть, не воздав благодарения Богу. Смутившись, праведник спросил:

– Разве ты не чтишь Бога?

– Я поклоняюсь только огню и больше никакому другому богу, – услышал он в ответ.

Божий человек очень огорчился и даже разгневался, схватил старика и вытолкнул из шатра в холодную ночь.

Той же ночью Бог спросил праведника: «Где старик, который был у тебя в гостях?» Человек ответил: «Я выгнал его, потому что он не чтит Тебя!» Тогда Господь сказал: «Я терпел его восемьдесят лет, хотя он не чтил Меня. Разве ты не мог потерпеть его одну ночь?»

Бог не просто повелевает нам терпеть, Он призывает нас делать то, что делает Сам ежедневно в жизни каждого из нас. Господь «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3:9). Бог появляется в жизни враждующего с Ним грешника и говорит: «Я хочу, чтобы сегодня тебе было тепло и солнце радовало тебя. Я дарую тебе мудрость в твоих делах. Вот твоя еда, поешь. Я хочу, чтобы она была вкусной. Теперь отдохни, а Я позабочусь о твоих близких…»

Мы даже не можем осознать все блага, которые получаем от Творца, и ни одного из них мы не заслуживаем. Эта любовь отнюдь не значит, что Господь закрывает глаза на грех, который Он ненавидит всею Своею сущностью. Как же любовь даруется нам, если Бог ненавидит грех каждое мгновение? Ответ – долготерпением в Сыне Его! Тем, кто обрел прощение, сказано: «Итак, подражайте Богу, как дети возлюбленные» (Еф. 5:1).

Однако не всякое терпение ведет к спасению.

ТЕРПЕНИЕ – СТРАШНАЯ СИЛА, ОСОБЕННО, ЕСЛИ ОНО ЛОПНУЛО

Мы знаем разрушительные последствия внешних усилий, не основанных на внутреннем, сердечном, желании прославить Бога. Такое внешнее благочестие накапливает нетерпение, подобно тому, как растут давление и температура в вулкане. Мы ошибочно полагаем, что решение проблемы – во внешних усилиях: нужно просто выстоять, переждать, вынести испытания. Таков ли плод Духа? Писание учит об истинных, сердечных, причинах терпения. Это не просто сдержанность на виду у людей. Это не расчетливое спокойствие, продиктованное выгодой.

Есть примеры терпения и в падшем мире. Супруги в очередной раз затеяли конфликт. Они знают, как дорого стоит «война», однако терпят разрушение отношений и сердечную подавленность ради победы в конфликте.

Наркоман пожинает ужасные плоды зависимости. Он на дне общества, выносит все из дому, вынужден воровать, его бьют, он продает себя. Родные и друзья отворачиваются от него. Даже родители в отчаянии отказываются от него. Одна мать в слезах сказала своему сыну-наркоману, выставляя его из дому: «Мне легче один раз тебя „похоронить“, чем каждый день видеть, как ты умираешь». Сын становится живым трупом. Его тело разлагается. Как много зависимый может терпеть ради очередной порции удовольствия, ради жестокого бога по имени «доза»? Огромное терпение, ведущее в погибель.

Много примеров терпения мы можем обнаружить в окружающем нас мире. Спортсмены терпят боль и воздерживаются от всего, чтобы получить земную награду. Земледелец ждет урожая и упорно трудится, ожидая жатвы. Бизнесмен проявляет выдержку для заключения выгодного контракта. Высшее общество блистает высокими стандартами вежливости и терпимости. Люди, прошедшие боевую подготовку, могут обучить выдержке, умению терпеть боль, умению ждать.

Многие христиане не могут похвастаться и долей таких способностей, которыми владеют люди мира сего. Однако в этом терпении нет благочестия и стремления подражать Богу.

Итак, Господь побуждает нас не просто к терпению, но к терпению, созидающему Его Царство, поэтому мы должны оценивать свои сердечные намерения.

ТЕРПЕНИЕ И НЕТЕРПЕНИЕ ИОВА

«Вы слышали о терпении Иова» (Иак. 5:11). Божий муж, непорочный и верный, пережил страдания и благословил Господа, оставив нам пример терпения. Но кто-то спросит: «А как насчет нетерпения Иова?» Разве не в гневных словах упрекали его друзья? Его слова неистовы, суждения категоричны, его жалобы полны горечи. «Погибни день, в который я родился» (Иов, 3:3), – восклицает страдалец. «Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом», – говорит он в смятении (Иов, 13:3).

Сам Господь упрекает Иова в противлении Его замыслу: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?»; «Ты... хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?»; «Обличающий Бога пусть отвечает Ему» (Иов, 38:2; 39:32; 40:3). Мы видим человека, как бы отказывающимся терпеть и готового спорить с Самим Богом. А Иаков говорит: «Вы слышали о терпении Иова». Это не так просто понять.

Некоторые пытаются объяснить дерзкие слова Иова его сильным страданием. Но этот аргумент разбивается об один явный факт. Сердце Иова успокоилось в покаянии еще до того, как он был избавлен от внешних бедствий. Обличенный Господом, все еще бездетный, нищий и больной, Иов говорит: «Руку мою полагаю на уста мои» (Иов, 39:34).

Нет, не внешнее страдание было причиной нетерпения Иова. Его покаяние ясно показывает нам то, что всегда было открыто Богу, – этот праведник любил Бога и оставался верным этой любви даже во тьме страданий. Мы слышали его неразумные упреки Самому Богу: «Почему скрываешь лицо Твое и считаешь меня врагом Тебе?» (Иов, 13:24). Но о чем же переживает Иов, когда упрекает Бога в молчании? Что является для него наибольшей ценностью, к Кому стремится его сердце? Разве не к Тому, Кто был Светом его жизни? Даже обличающие укоры Бога из бури умиротворяют сердце праведника!

«Непорочный», – говорит Господь об Иове в начале книги. То же подтверждает Дух Святой в конце книги. В нетерпеливых возражениях Иова было больше любви к Богу, чем в холодной религиозности его друзей. Иов проявлял нетерпение, но в своей верности Вседержителю претерпел все и возрос в непорочности.

И мы призваны, как Иов, быть упрямыми и неотступными в нашей привязанности к Отцу, быть верными Богу, даже когда все вокруг противостоит этому. Иов был нетерпим ко всему, что разделяло его с Творцом. Любовь к Творцу выразилась в нетерпении ко всему, что разрушало близкое общение с Ним.

ИСПЫТАНИЯ УЧАТ НАС ДОБРОДЕТЕЛИ

Не простое терпение нужно нам, но терпение любви к Богу и людям к спасению. Это настоящее терпение, терпение Христово! Как много благ приносит оно, вначале горькое на вкус, но после приносящее сладкие плоды праведности. «С великой радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иак. 1:2–3).

Будьте осторожны, если хотите научиться терпению, потому что единственный способ обрести его – это испытания. Мы не должны искать страданий, но в испытаниях, которые по благодати Божьей даются нам, мы должны извлекать «драгоценное из ничтожного» (Иер. 15:19). Для благочестивого человека терпение, как теплая одежда, защищающая от пронизывающего холода. Нетерпеливый переносит больше страданий, потому что не защищен во время испытания.

Примеры Иова и других рабов Божьих, перенесших страдания, доказывают, что не всякое страдание – следствие греха. Но страдания всегда приносят пользу, потому что они дают возможность возрасти в терпении. Будь то наш ближний, который досаждает нам, или тесные обстоятельства, или томительное ожидание ответа на молитву – все это должно восприниматься нами как Божий дар, научающий терпению.

ПОЧЕМУ ТРУДНО ТЕРПЕТЬ?

Почему мы так часто уступаем двум злейшим врагам терпения – гневу и унынию? Здесь полезно рассмотреть практические вопросы, касающиеся взаимоотношений.

Писание учит, что терпение свойственно людям рассудительным. «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость» (Притч. 14:29). Поэтому нам нужно понимание заповедей Божьих в их практическом применении.

Представим себе ситуацию. Большой город, много машин, пробки. Все хотят быстрее добраться домой. Мы работали целый день. Так трудно ждать в этой огромной очереди машин. У многих есть желание проехать быстрее других, и мы злимся на тех, кто медленно едет. Водитель впереди тоже хочет быстрее достичь своей цели. Но мы не ощущаем того, что он. Мы знаем свои чувства и желания просто потому, что они близки нам. Чтобы сочувствовать другим, нужно усилие и желание понять их переживания. Любить ближнего, как себя, означает пытаться понять желания другого, и это, естественно, способствует воспитанию терпения. «Любовь долготерпит» (1 Кор. 13:4).

Еще одна проблема отношений в том, что наша внутренняя борьба со слабостями характера – в некотором смысле уникальна в деталях. На основании собственного опыта мы никогда не можем ясно понять трудности, с которыми борется наш ближний. Меня смущает раздражительность друга, а он, в свою очередь, не может понять мою неорганизованность, и мы вместе испытываем недоумение по поводу лени третьего товарища. Каждый борется со своими «бревнами» и «сучками», мы не переживаем непосредственно опыт наших ближних, и по плоти нам свойственно недооценивать их трудности и усилия. Ответ Писания тот же – любовь снисходительна, потому что заинтересована в духовном благополучии ближнего, как в своем. «Любовь долготерпит»

ТЕРПЕНИЕ – ПРИЗНАК СИЛЫ

Мир считает терпение слабостью. Терпеливый кажется не способным постоять за себя. Человек, подставляющий другую щеку бьющему, выглядит глупым или странным. Быть терпеливым – это угроза быть униженным. Но мудрость провозглашает: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собой – лучше завоевателя города» (Притч. 16:32). Если мы правильно понимаем сердечные основания терпения, мы согласимся с тем, что творить добро врагам – это подвиг больший, чем смело защищаться или даже побеждать. Божий человек может постоять за себя, но его сердце как бы говорит обидчику: «Я не хочу постоять за себя, я хочу постоять за тебя, чтобы спасти тебя от зла, которое ты причиняешь мне».

Именно так поступил с нами Господь. Он воздал нам добром за зло не потому, что не мог защитить Себя, но потому, что хотел спасения для Своих обидчиков. Всякий, обладающий терпением Христовым, показывает, что он не только терпеливо ожидает будущей благодати, но уже переживает в себе Божью благодать. «Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово» (2 Фес. 3:5).

Архив