+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 2014 г.

Секрет истинного благословения

Мартин Хиршмюллер

Приглашаю вас в путешествие по Библии, чтобы на примере жизни Иакова проиллюстрировать, что есть истинное благословение Божье. Я много раз читал эту странную историю и подолгу размышлял над ней. Но в ней еще так много глубоких истин, которые мне лично не открыты.

Прочтите сами: «И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих, и двух рабынь своих, и одиннадцать сыновей своих, перешел через Иавок вброд; и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него было. И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся сустава бедра его, и повредил сустав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему: „Отпусти Меня, ибо взошла заря“. Иаков сказал: „Не отпущу тебя, пока не благословишь меня“. И сказал: „Как имя твое?“ Он сказал: „Иаков“. И сказал: „Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом и людей одолевать будешь“. Спросил и Иаков, говоря: „Скажи имя Твое“. И Он сказал: „Для чего ты спрашиваешь об имени Моем?“ И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому Пенуэл, „ибо, – говорил он, – я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя“. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл, и хромал он на бедро свое» (Быт. 32:22–31).

Хочу обратить ваше внимание только на две мысли. Первая – это то, что без благословения мы не можем обойтись. Божье благословение в нашей жизни очень и очень важно. Об этом знают многие люди и даже те, которые, собственно, Богу не верят.

Почти во всех церквах Германии каждый год празднуется День жатвы. Люди в этот день будут молиться Богу, благодарить Его за урожай, хотя в течение всего года они о Боге, может быть, ни разу и не вспоминали.

Некоторые люди приходят в церковь для того, чтобы получить благословение от священника, хотя о Боге не думают и богослужения не посещают. Даже гомосексуалисты, зная, что их образ жизни противоречит воле Божьей, борются за то, чтобы получить Божье благословение на сожительство. Я знаю женщину, которая решила стать членом церкви только для того, чтобы ее ребенка благословили. Принеся его в церковь, она попросила меня благословить его. И я сделал это. А через неделю эта женщина перестала ходить в церковь. На мой вопрос, для чего она стала членом церкви, если уже через неделю оставила ее, она ответила: «Я хотела, чтобы мой ребенок получил благословение от Бога, потому что без него ребенок не может жить». Я ответил ей: «Неужели вы действительно думаете, что обманом и хитростью можете получить благословение Божье?»

Так, очевидно, думал и Иаков. Даже имя его означает «держащийся за пяту». Он был человеком, который умел из всего извлечь выгоду. А имя «Иаков» означает еще «обманщик», кем он, в принципе, и был. Иаков всю жизнь обманывал и пытался хитростью получить благословение от Господа.

Вначале он, воспользовавшись тем, что его старший брат был голоден, приобрел у него право первородства за тарелку чечевичной похлебки. А затем, воспользовавшись старческой слабостью отца, путем обмана получил благословение, принадлежащее первенцу. Позже он несколько раз обвел вокруг пальца своего тестя Лавана и таким образом обогатился за его счет.

Для Иакова очень важно было благословение Божье. Но это благословение он пытался получить путем обмана. Вы, наверное, все знаете о ключевом событии в жизни Иакова, когда он, остановившись на ночлег под открытым небом и положив под голову камень, во сне увидел лестницу. Очень интересно, что он говорит, пробудившись от сна, когда дает обет Богу: «Если Господь Бог будет со мною и сохранит меня в пути этом, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, то...» (Быт. 28:20–21). Иаков хотел что-то получить от Бога, он вовсе не искал Его Самого. Своей клятвой он даже пытался заключить с Богом сделку, говоря: «Если Ты благословишь меня, дашь мне здоровье, богатство, вернешь меня домой, то тогда я буду служить Тебе». Именно это и есть основная проблема всех людей, которые хотят чего-то от Бога, но не Его Самого.

Мы хотим, чтобы Бог благословил нас, наших детей, дал нам здоровье, успех, просим Его помочь нам и хранить нас, но мы не ищем Его Самого.

До ночи борьбы у потока Иавок это было жизненной философией и Иакова. Здесь происходит радикальное изменение в самой парадигме благословения: из желанного, необходимого оно становится выстраданным. В эту ночь, перед самым рассветом, Бог является Иакову как противник.

На следующий день Иаков намеревался перейти поток Иавок, чтобы примириться со старшим братом Исавом. Но Бог Сам преграждает Иакову путь и вначале является ему как таинственный Некто. Некто вступает с Иаковом в борьбу, и он не знает, что этот Некто – Бог! И этот Неизвестный просит отпустить Его еще до рассвета. Иаков борется с Неизвестным и терпит сокрушительное поражение. Он получает такой сильный удар в бедро, что еле удерживается на ногах. Бог поразил Иакова в месте бедренной мышцы, самой сильной мышцы в теле. А мы знаем, что мышцы бедра играют важную роль в поддержании вертикального положения тела.

Иаков понимает, что ему пришел конец. Все то, что он раньше получал своей хитростью, путем обмана, теперь не имеет никакого значения. Единственное, что он сейчас может сделать, это вцепиться в Неизвестного и сказать, что не отпустит Его, пока Тот не благословит его. И Иаков говорит: «Ты можешь делать со мной все, что хочешь, даже убить меня, но я Тебя не отпущу». Иаков пришел к выводу, к которому Бог часто подводит Своих людей. Он приводит нас к осознанному решению: «Боже! Я ничего больше не хочу от Тебя. Я желаю только Тебя, Твоей милости и Твоего благоволения!» В Псалтири есть замечательные слова, выражающие самую суть этого желания: «Кто мне на небе? И с Тобой ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое – Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек» (Пс. 72:25–26).Мартин Лютер как-то сказал: «Даже если бы меня Иисус отправил в самую глубину преисподней, но был бы милостив ко мне, то и там я любил бы Его». Возможно, ты веришь Богу, потому что желаешь, чтобы Он тебя благословил и потому что Он тебя благословляет? Ты служишь Богу, чтобы Он хранил твоих детей и благословил их? Или ты просто любишь Бога, потому что Он – Бог, твой Господь?

Наконец наступил момент в жизни Иакова, когда он получает благословение. И благословение это заключается в том, что Бог показывает ему Свое лицо, открывается ему как Бог любящий. В этом сокрыто самое глубокое, истинное значение благословения.

Наши богослужения мы всегда заканчиваем так называемым благословением Аарона. В нем говорится: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!» (Чис. 6:24–26).

Истинное благословение заключается в том, что Бог Своей любовью, благодатью и Своим присутствием освещает нашу жизнь, когда мы живем в Его реальном присутствии, в Его свете.

Мой тесть раньше разводил свиней. Когда появлялись на свет маленькие поросята, он вешал в сарае большую красную лампу. И до тех пор, пока поросята находились в пучке лучей лампы, они оставались живыми. Если же они ночью отползали в сторону, то к утру их можно было найти замерзшими

до тех пор, пока мы находимся пред лицом нашего Господа, под жизнетворными лучами Его присутствия, Его благодати, мы в самом благословенном для нас месте. И нет в этом мире ничего, что могло бы заменить собой нашего Господа. Истинное Божье благословение не в том, что Он дает просимое, а в том, что Он Сам обращает на нас светлый Свой лик.

Вернемся к истории борьбы Иакова. Вполне резонно возникает вопрос: так победил Иаков в этой борьбе или потерпел поражение? Кажется, что проиграл. Бог поразил его так, что надежды никакой не оставалось. Иаков уже как инвалид держался за Того, с Кем боролся. Но Бог говорит ему: «Ты боролся и… победил».

Есть у нас в Германии памятная дата – 8 мая. День капитуляции немецкой армии. Для нас, немцев, эта дата с несколько горьким привкусом. Французы празднуют эту дату с ликованием и веселием. И русские празднуют каждый год День победы с большим торжеством. Для нас этот день, с одной стороны, начало свободы от власти безумного диктатора, а с другой – он знаменует начало бесконечных страданий и лишений, принесенных войсками стран-победительниц Германии.

Капитуляция Иакова – его победа. Наше покаяние и обращение – капитуляция перед Богом. «Господи, – говорим мы, – я без Тебя ни на что доброе не способен. Без Тебя у меня нет и тени надежды. Я отдаюсь в Твою власть. Делай со мной, что Ты посчитаешь нужным, но благослови меня». И в чем наша победа?

Иаков получает новое имя: Израиль. Кто сегодня вспоминает об Иакове?! Но его имя «Израиль» каждый день слышно по всем каналам телевидения и радио. Это имя на первых страницах всех газет мира, по крайней мере, раз в неделю. Это новое имя, которое Иаков получил той ночью, войдет в историю как имя избранного Богом народа. Этой капитуляцией перед Богом жизнь Иакова Израиля обретает такое огромное значение, что осмыслить его нам представляется невозможным.

Стив Джобс, основатель знаменитой фирмы «Эппл», пишет в своей биографии, что он в течение долгого времени пытался заполучить в сотрудники своего друга, работавшего менеджером у «Кокаколы». Но тот постоянно отказывался. Однажды Стив Джобс ему сказал: «Тебе нужно сейчас принять решение: желаешь ли ты всю свою оставшуюся жизнь посвятить продаже подкрашенной, подслащенной воды или изменить мир».

Если ты желаешь, чтобы твоя жизнь обрела смысл и оказала влияние на мир, то капитулируй перед Богом и отдай Ему свою жизнь. И перестань, наконец, чего-то у Него просить, а ищи Его Самого! Аминь.

Архив