+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 2014 г.

Плод Духа – любовь

Сергей Бермас

Введение

Осенью почти все евангельские церкви отмечают праздник жатвы. Тема проповеди в этот праздничный день, скорее всего, будет о плодах христианской жизни. Об этом может говориться не только на служениях, посвященных жатве, но и в течение всего года, потому что вопрос о том, чего мы достигли, что происходит в нашей жизни, для церкви актуален всегда. Да и каждый верующий человек, наверное, не раз задумывался: «Есть ли в моей жизни плоды? Что проявилось во мне лично за те годы, которые я посвятил Христу, служению и церкви?»

 С другой стороны, можно задать такие вопросы: Что такое плод? Каким он должен быть? Что должно проявиться в моей жизни?

 Конечно, когда мы говорим о плодах, мы уже предполагаем некоторое понимание вопроса. Плод – всегда результат труда и процесса вкладывания сил. Плод – это то, что человек пожинает или собирает, если он что-то сеял и взращивал в жизни. Сельским жителям это понятней, чем городским, ведь они сами участники и очевидцы этого процесса, для них это сама жизнь.

Плод в библейской истории

В Писании мы встречаем очень много текстов, связанных с «плодом». Плодом является все творение Бога. В самом начале Библии упоминаются плоды деревьев, которые Бог щедро дает человеку в пищу. Затем образ плода переносится в сферу этики, веры и послушания. Плоды дерева познания добра и зла, плоды дерева жизни указывают на отношение человека к Богу, на пути человека, которые он выбирает. Первый Псалом говорит о блаженстве человека, укорененного в законе Господа, и о том, что результатом его жизни будут плоды.

В Торе Моисея предписано приносить плоды Господу в знак благодарности и поклонения. Плоды и плодовитость – признак изобилия, которое приходит от Господа. Но затем в Библии формируется идея, что из сердца приходит истинное поклонение как плод праведности. Именно в образах добрых или худых плодов описана жизнь человека.

Иисус часто говорил о плодах, по которым можно определить человека, каков он. В апостольских посланиях мы встречаем темы и вопросы, связанные с плодами. Иаков пишет о мудрости, которая исполнена добрыми плодами, и о плоде праведности. Но есть уникальный текст, в котором мы встречаем интересное выражение, касающееся темы плода. Это «плод Духа» в Послании к галатам апостола Павла.

Это место Писания знакомо почти всем верующим, но его часто рассматривают вне контекста. Ведь между Павлом и склонными к искажению Евангелия Христова галатийскими христианами происходила горячая дискуссия. Поэтому мы начнем нашу беседу с небольшого обзора этого послания.

Обзор Послания к галатам

Послание, которое Мартин Лютер называл «моя Катарина», потому что он любил его так же сильно, как свою жену, стало, наряду с Посланием к римлянам, чуть ли не манифестом Реформации и неким каноном внутри канона для многих евангельских верующих. Казалось, оно отражает все основные вопросы христианской веры.

С самых первых строк мы замечаем накал ситуации и нарастание эмоций в дискуссии Павла с адресатами или с теми, кто начал их учить «иному евангелию». В чем заключалась проблема верующих в Галатии? Если сказать кратко, их стали склонять к обрезанию и исполнению закона. Это не только вопрос толкования или доктрин отвлеченной теологии.

У Павла нет разделения (как мы привыкли) на различные богословия: библейское, догматическое, пасторское и практическое. Евангелие – это все. Понимание Евангелия формирует все – теологию и практику. Павел указывает на этические последствия такого богословия: «Так ли вы неразумны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» (3:3). Мы видим его пасторскую заботу, которая побудила написать им: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (4:19). В этих двух цитатах видно его внутреннее состояние, его эмоции, которые ярко проявляются во всем письме.

Итак, в самое сердце проблемы Павел направляет стрелы своих аргументов. Причем тетива риторики лука богословия Павла натягивается до предела. Он рисует картину черно-белыми тонами. Компромиссов нет. Это мы можем заметить, сравнив приведённые в таблице противопоставления.

С самого начала послания мы видим противопоставление двух евангелий. Иное евангелие уповает на закон, на его дела – обрезание, что для Павла – потворство плоти. Он приводит историю Агари как образ упования на плоть. Это возвращение в рабство, не имеющее обетования и благословения, а только несущее в себе проклятие. Похоже, что жизни христиан в Галатии угрожает плотской образ. Напротив, истинное Евангелие – это Христос, исполнивший закон и искупивший нас от рабства греха. Вера в Него сопряжена с действием и проявлением в нас Духа Божьего, Который приносит нам усыновление (по вере) и свободу от греха. Это связано с обетованием Бога Аврааму, что в семени его благословятся народы и эти народы станут одним народом перед Богом через веру, а не через закон. И верующие будут преображаться в Христа действием Духа, и плоды Духа укажут на это.

В таком небольшом, но необходимом контексте нужно рассмотреть фразу: «Плод Духа…» Большинство переводов предлагают прочтение именно с большой буквы. Речь идет о Духе Святом. Если прочесть «плод духа» как духа человеческого, может создаться впечатление, что Павел заимствует некие (перечисленные далее) общие моральные совершенства популярной эллинской философии. Потому что похожие моральные добродетели существовали в те времена в среде эллинской культуры. Но если под этими качествами понимать нечто особенное, специфическое для христианской жизни, то оно может прийти не от плоти, а лишь от действия или проявления Духа Святого. Но в чем особенность этого проявления, в чем его отличие?

История Духа в послании

В Послании к галатам есть своя история Духа, то есть Его место в Божьих деяниях в истории и жизни верующих. Приведем несколько примеров.

2:2 – «По откровению». Пусть здесь не используется само слово «Дух», но мы понимаем, что откровение дает Он.

2:8 – «Содействовавший». Здесь тоже нет слова «Дух», но видим, что служение Петра и Павла сопровождалось действием Святого Духа. Его действие связано с проповедью апостолами Евангелия. Проповедь Евангелия сопровождается проявлениями силы Духа Святого.

3:1–5 – Павел задает вопрос галатам, как они получили Духа. Через дела закона или через наставление в вере? Действие Духа Святого опять сопровождает проповедь о Христе, наставление в вере. – Обещанный Дух принимается верой. Получение Духа Святого – обещание. Это благословение Авраамово: как Бог принял в завет Авраама по его вере, так и нам Дух Святой дается через веру. В тексте 3:13 говорится о том, почему это стало возможным: Иисус Христос искупил нас от проклятия закона.

4:4–7 – Дух Святой – это Дух Христа.

4:29 – Действие или проявление Духа Святого в общине может быть причиной конфликта – «рожденные по плоти» не понимают Его и пытаются противостоять «рожденным Духом». Что советует Павел? Изгнать этих «рожденных по плоти»? Скорее всего, здесь намек на то, чтобы вытеснить таких учителей, которые ведут верующих в рабство. Или вытравить из себя неверное понимание причастности к народу Божьему. Или риторический прием, дающий со стороны посмотреть на себя. Если я становлюсь «рожденным по плоти», то, по Писанию, мне не место в доме обетования.

5:5 – Павел говорит, что оправдывающий себя законом остается без Христа, в нем нет силы благодати. Но верующие в Иисуса Христа, получившие Духа Святого по вере, ожидают праведности от Бога.

5:16–18 – Павел призывает поступать по Духу, потому что наша плоть (природа) противится Духу, а значит, Христу, и проявлению Его в жизни общины. Если не поступать по Духу, то обязательно плоть берет верх.

5:22–25 – И вот Павел делам плоти противопоставляет плод Духа. Это жизнь Духа в верующем и в общине. Только Он может привести жизнь христианина в соответствующий образ перед Богом.

6:1 – Здесь не так явно можно провести отождествление, но, тем не менее, история Духа и здесь отображена. Пусть в жизни проявится то, что делает Дух. Духовным можно быть только тогда, когда поступаешь по Духу и живешь Духом.

История Духа –история спасения

Почему Дух? Почему для понимания фразы «Плод Духа…» необходимо делать такой обзор послания? И хотя наш обзор очень краткий и беглый, в нем уже заметно, что Дух Святой играет огромную, если не решающую, роль в деле Иисуса Христа. Он есть исполнение обетования и знак наступления новых времен. Эти времена связаны с обещанием Бога Аврааму, что когда-нибудь через его семя придет благословение всем народам.

Этот новый век наступил, и этот век – век Святого Духа, когда все народы (вспомним Пятидесятницу) Духом Святым будут привлечены к Божьей истории спасения. Плоть оказалась неспособной покориться Богу. Закон, который был дан Богом с определенной целью, не смог дать спасение – только проклятие. Бог через Иисуса Христа искупил верующих в Него от клятвы закона, и неразумно снова полагаться на закон. Павел пишет: «Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником» (2:18).

Об этом же адресаты послания услышали, когда Павел им возвещал весть, уверовали и приняли Духа. Им они взывают «Авва Отче» (4:6). Что же случилось? Откуда берется «иное евангелие»?

История Духа –история общины

«Почему? Откуда? Что случилось?» – думал, скорее всего, Павел. Может быть, его оппоненты вовсе не специально пришли, чтобы строить козни? Что же ими двигало? Чем они руководствовались? Может, они опасались, что утратятся религиозное содержание и форма, которыми они так отличались от всего мира? Закон и дела закона помогали им быть в стороне от разлагающегося мира. А тут новое учение, проповедуемое Павлом, как бы открывает путь в мир или стирает границы между общиной и миром. Как же тогда отличаться от него? Как поддерживать свою идентичность и праведность?

Павел отвечает на это утверждением, что проблема законом не решается, а только усугубляется. Зловещее предупреждение о том, что они могут быть истреблены друг другом (5:15), приоткрывает занавес в жизнь общины. Атмосфера, взаимоотношения внутри общины могут стать именно такими, если положиться на свою плоть. На самом деле «иное евангелие» приводит к иной жизни общины учеников Иисуса Христа. Перечисляя дела плоти (5:19–21), Павел показывает, что, руководствуясь такими правилами, общину не объединить. Все эти проявления плоти (греха) настроены на разрушение. Они все эгоцентричны. Только жизнь в Духе, в подчинении Ему, ведет к преображению верующего в образ Иисуса Христа.

Плод Духа, раскрытый в описании совершенства и приведенный Павлом как зеркало, отражает именно характер Иисуса Христа. Его качества, Его образ отражены в этом действии Духа. Именно Он, Святой Дух, проявляясь в жизни христиан как плод, «изображает» Иисуса Христа в верующем. Этого Павел страстно желает и этим томится в пастырской надежде, когда пишет Послание к галатам: «доколе не изобразится в вас Христос».

Именно плод Духа поможет верующим построить общину, потому что Он настроен на созидание взаимоотношений, Он от природы Христа. Вот что принесет с собой послушание Евангелию, которое проповедовал Павел, – плод Духа Святого. Они уже получили Его, когда уверовали, теперь нужно ходить в Духе, чтобы проявлялся Он, а не плоть. Община учеников вписана в историю Духа, Который продолжил дело Христа, творя историю спасения и исполняя обещание Бога Аврааму благословить все народы земли.

Плод Духа – любовь

В списке перечисленных проявлений Духа на первом месте стоит любовь. И если мы видим христо-подобие плода Духа, то любовь – именно то качество, которое наиболее присуще Христу. Любовь – вот чего по-настоящему не хватало галатам! Начиная с пятой главы, Павел последовательно проводит одну линию, которая отражает жизнь общины во Христе (а значит, водимой Духом), – это отношение к любви и в любви.

Мы призваны к свободе, а не к рабству закона (5:1) и не к угождению плоти (5:13). Эта свобода происходит от веры в Иисуса Христа, но вера выражается в любви (5:6). Любовь – это то, чем характеризуется закон, это все, о чем он говорит (5:14). Плоть не может произвести на свет любовь, требуемую законом. Она есть только благодаря живущему в нас Духу Святому (5:22). Если Он в нас, то мы должны жить и поступать как духовные: в кротости, подражая Христу, носить не бремена закона, а бремена друг друга (6:1–10).

Заключение

 Еще будут праздновать церкви жатву, еще будут звучать проповеди о плодах, призывы задуматься над тем, есть ли они в нашей жизни. И проповедники будут раскрывать принципы плодоносной жизни.

Павел, говоря о плоде Духа, указывает нам путь: как правильно следовать за Христом, чтобы Он проявлялся в нашей жизни. Начало положено в Евангелии Иисуса Христа. При содействии Духа Евангелие приходит в нашу жизнь. Верой принимаем Слово и принимаем Духа. Дух дан нам, чтобы изобразить Христа в нас, помочь нам преодолеть силу плоти. Находясь в послушании Ему, в служении друг другу, верующие все более и более доверяют Духу Святому, Который один только и может произвести в них Свой плод – любовь.

Архив