+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 2014 г.

О, благодать!

Александр Сибилев

«О, благодать!» – стихи, написанные британским поэтом  Джоном Ньютоном, легли в основу одного из самых популярных гимнов, написанных за всю историю христианства. Впервые стихи увидели свет в 1779 году. Мелодия к гимну под странным названием «Новая Британия» была впервые опубликована в 1829 году американцами Чарльзом Спилманом и Бенджамином Шоу. Мелодию нельзя приписать какомулибо композитору, поскольку она является сочетанием двух известных ранее мелодий – «Галлахер» и «Святая Мария».

Следует отметить, что в разное время к тексту этого стихотворения было написано более двадцати различных мелодий, однако ни одна из них не получила всеобщего признания. Что же касается самого стихотворения, последняя строфа была добавлена неизвестным автором, что придало ему не только законченный смысл, но и стало венцом всего произведения. В 1835 году возник окончательный вариант нынешнего гимна, приписываемый американцу Уильяму Уокеру, положившему стихи  Ньютона на музыку «Новой Британии» в собственной обработке.

О чрезвычайной популярности гимна свидетельствуют многие факты. Гимн исполняли индейцы во время насильственного переселения, когда в первой половине XIX века их земли были отданы белым колонистам. Этот долгий путь с юговостока на запад, когда умерли тысячи и тысячи индейцев из разных племен, называют «дорогой слез». Гимн стал национальным у самого многочисленного племени – чероки. Его пели также в разгар борьбы за отмену рабства и развития движения аболиционизма (от латинского abolito – отмена).

Однако международную известность гимн получил лишь к началу XX века. Его смело можно назвать стихотворной автобиографией Джона Ньютона, поскольку содержание гимна полностью отражает его личный жизненный опыт.

Джон Ньютон родился 24 июля 1725 года в Лондоне, в верующей семье. Мать мечтала увидеть сына священнослужителем, но она скончалась от туберкулеза, когда мальчику было всего шесть лет. Далее Джона воспитывала равнодушная мачеха. Отец часто находился в плавании. Его католическое вероисповедание не мешало ему плавать на корабле, перевозившем рабов. Джон еще в отрочестве пошел по стопам отца, работая вместе с ним на корабле и постигая азы работорговли.

За время плавания за Джоном закрепилась репутация крайне неприятного и конфликтного человека. Насмешки, оскорбления, сквернословие были неотъемлемыми чертами его характера. Он игнорировал начальство, пренебрегал служебными обязанностями, открыто выказывал неповиновение и неуважение. «Жизнь нам казалась прекрасной. Мы жили себе в угоду, и бизнес процветал», – говорил он позже о том периоде своей жизни.

Бывший член британского парламента и биограф Джона Ньютона Джонатан Эйткен, ныне здравствующий, пишет, что Джон не отличался высокой моралью. Перевозка рабов была далеко не безопасным предприятием и нередко сопряжена с риском для жизни. Порой, когда корабль попадал в шторм и яростные волны заливали палубу, Джон размышлял о жизни и смерти, задумывался о своем отношении к Богу. Однако дальше этого дело не шло. Но однажды неистовый шторм настолько затопил судно, что Ньютон, к собственному удивлению, воскликнул: «Господи! Помилуй нас!» Потрясенный, он стал часами размышлять о собственной запятнанной грехом жизни, о своем богоборчестве и богохульстве. Особенно потрясла его библейская история о блудном сыне, в которой он увидел, прежде всего, самого себя.

Постепенно в жизни Джона наступили перемены. Вернувшись в Англию, он начал посещать церковь, читать духовную литературу и молиться. Однако, снова оказавшись на борту корабля, он, как и отец, не видел противоречия между работорговлей и обретенной верой. Джон Ньютон совершил еще три морских путешествия, но уже в качестве капитана, изучая Библию и проводя служения для своей команды.

Как мог посвященный христианин совершать богослужения и одновременно заниматься торговлей рабами? Отвечая на этот вопрос, Эйткен указывает, что рабство в дни Ньютона было столпом британской экономики, и очень немногие возвышали свой голос против него. По словам Эйткена, в 1751 году «духовная совесть Ньютона была, по крайней мере, на двадцатилетнем отдалении от осознания того, что Евангелие и торговля рабами несовместимы».

В 90е годы прошлого века в США состоялся успешный показ документально-исторического фильма о Джоне Ньютоне. Согласно повествованию, Ньютон написал текст своего стихотворения, доставляя в Америку очередную партию рабов. Но в один из дней он развернул корабль посередине Атлантического океана и взял курс обратно, на Африку, где высадил рабов, объявив их свободными. После этого Ньютон вернулся в Англию, возвратил судно владельцам и стал евангелистом.

Однако Эйткен показывает, что всего этого не было. Напротив, Ньютон готовился к четвертому плаванию, но незадолго до выхода в море его частично парализовало от неизвестного заболевания, и врачи советовали ему остаться дома.

Дальнейшее посещение собраний на суше привело его к возрастанию в вере и, в конечном счете, к исцелению. Знакомство с Джорджем Уитфильдом, блестящим проповедником, и Джоном Уэсли, основоположником методистского движения, оказали на Ньютона благотворное влияние. Однако прошло еще шесть лет, прежде чем он сам был рукоположен на пасторское служение.

 В то время восходящей звездой британского парламента был Уильям Уильберфорс, которого привел к Богу один из профессоров Кембриджского университета. Решив покончить с карьерой политика, Уильберфорс обратился за советом к Джону Ньютону, проповеди которого слышал еще будучи мальчиком. Ньютон посоветовал ему не уходить из политической жизни. Он был убежден, что Господь благословит его как христианина и государственного деятеля. Уильберфорс стал прихожанином церкви, где Ньютон нес пасторское служение, а Ньютон – душепопечителем Уильберфорса, принявшего решение вести в парламенте борьбу за отмену рабства.

Последовали двадцать лет изнурительных и отчаянных усилий, в течение которых Уильберфорс не раз приходил в уныние и собирался покинуть политическую арену. Однако Ньютон воодушевлял его, напоминая о Данииле. В итоге Уильберфорс и его друзья одержали победу. В начале 1807 года Англия объявила работорговлю вне закона, а воспетая поэтом благодать 21 декабря того же года привела Джона Ньютона домой. Бог дал ему вседостаточную благодать, чтобы бывший работорговец дожил до дня, когда постыдная торговля людьми, которой он некогда занимался, была окончательно упразднена на его родине.

Архив