+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 2014 г.

На том самом столбе

Игорь Райхельгауз

"И повесили Амана на столбе, который он приготовил для Мардохея. И гнев царя утих» (Эсф. 7:10)

Помните знаменитое чеховское: «Если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно обязательно выстрелит»? Если в одной главе установлен столб для казни, то в последующих кто­то точно будет на нем висеть. Гнев царя – страшная вещь: не утихнет, пока кто­то не окажется на столбе...

В классической комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» сюжет построен на том, что герои все время хотят или вынуждены казаться кем­то, кем они не являются. Богатый, но незнатный господин Журден лезет из кожи вон, чтобы попасть в высший свет. Обедневший аристократ Дорант пытается делать хорошую мину при плохой игре в финансовых делах. Славный парень Клеонт вынужден разыгрывать из себя турецкого принца, чтобы получить благословение на брак с дочерью самодура Журдена. Все притворяются кем­то. Все заканчивается хорошо, хотя, в конце концов, каждый оказывается не тем, за кого себя выдавал.

Книга Есфирь напоминает такую же комедию положений с элементами местами фарса, местами трагедии. Все герои выдают то себя, то остальных героев за кого­то другого. Аман пытается представить евреев предателями, а оказывается, что еврей Мардохей спас жизнь царя от предательского заговора. Евреи кажутся побежденными, а потом оказываются победителями. Есфирь сначала скрывает свою этническую принадлежность, а потом, в самый неожиданный момент, оказывается еврейкой. Мардохей вместо казни на столбе получает царские почести, а Аман вместо царских почестей получает казнь на том самом столбе. И это как раз тот момент, когда все начинает становиться с головы на ноги. Наконец начинает выясняться: «things are not what they seem» – все не так, как может показаться.

Иисус из Назарета часто говорил о том, что в мире многое на самом деле не так, как кажется. И что многие на самом деле не те, кем кажутся. Что все мы живем в «матрице», где принимаем реальность за иллюзии, а иллюзии за реальность. Он пытался открыть нам глаза. Он также говорил, что однажды вся эта трагикомедия­фарс придет к развязке и все наконец выяснится. Последние станут первыми, а первые – последними. Слепые окажутся зрячими, а зрячие – слепыми. Мошенники и проститутки окажутся праведниками, а мнимые праведники окажутся грешниками. Однажды Он все расставит по местам. «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: „Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его!“» (Мф. 25:41).

Заметили? Так же, как столб не был предназначен для Амана (для него было большой неожиданностью оказаться на нем), огонь вечный не предназначен для людей. Он предназначен для дьявола и его ангелов. И для многих из нас будет неожиданностью оказаться в этом огне. Очень интересно, как Христос объясняет причину: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня... Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из этих меньших, то не сделали Мне» (Mф. 25:42–43, 45).

Аман просчитался: одна из тех, кого он хотел погубить, оказалась могущественной царицей. Его замысел против евреев оказался замыслом против царской семьи. И это его погубило. Точно такую же роковую шутку может сыграть с нами однажды наше бездействие. То, что сейчас кажется таким важным, окажется пустяками. А достойными внимания окажутся те, кого мы ни во что не ставили.

Все не так, как может показаться. Об этом говорит история Амана, Мардохея и Есфири. Об этом говорит Иисус. В эти пасхальные дни мы вспоминаем, что однажды Его тело повесили на том самом столбе, на котором должны были оказаться мы с тобой, как незадачливые аманы. Он добровольно принял на Себя гнев Царя, и гнев Царя утих...

Пустяки ли это? Старая забытая сказка? Все не так, как может показаться.

Архив