+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 2014 г.

Истинная суть детей Божиих

Вилли Цорн

Стремление к миру присуще не только христианам. Можно без преувеличения сказать, что, в принципе, все люди желают мира. Мы видим это, например,в масштабных акциях по созданию и сохранению мира. Каждый год учрежденная шведским изобретателем и промышленником Альфредом Нобелем премия мира присуждается тому, кто «больше всех и лучше всех способствовал братству между народами, упразднению постоянных армий или сокращению их численности и организации конгрессов мира» и тем самым «в течение предшествующего года принес наибольшую пользу человечеству». Список лауреатов Нобелевской премии мира длинный.Назовем лишь некоторых: Альберт Швейцер, Мартин Лютер Кинг, Вилли Брандт, мать Тереза, Нельсон Мандела, Ясир Арафат, Барак Обама.

Поскольку желание мира считается разумной и достойной жизненной целью,многие знаменитости и те, кто хочет таковой стать, любят покрасоваться в качестве борца за мир. Желание мира во всем мире – непременный девиз любой топ модели, стремящейся набрать больше очков у членов жюри.

Но как бы человек ни боролся за мир, успех в этом деле весьма скромен:история человечества полна насилия, страданий, войн и смерти! Наряду с многочисленными войнами в прошлом и настоящем конфликт на Ближнем Востоке – один из самых ярких примеров тому, что все старания человека установить и сохранить мир обречены на провал.

Сколько было предпринято многообещающих попыток по заключению соглашения о мире, например, между палестинцами и Израилем, и как много государственных мужей и политиков потерпели при этом горькую неудачу.

Почему же так тяжело или даже невозможно установить и сохранить мир,хотя этого, в принципе, желает каждый человек? Почему вместо мира мы постоянно видим ненависть, фанатизм, жажду мести? Может быть, мир все­таки не желает мира, может быть, это лишь пустая фраза?

Обратимся за ответом к Божьему откровению. Слово Божие не только называет нам причину наших неудач в стараниях по обеспечению мира, но и открывает путь созидания истинного мира и его сохранения.

Будем, однако, осторожны в наших суждениях об окружающем нас мире,проверим сначала самих себя в свете Слова Божьего (ср. Рим.2:1–4, 21–24; 1 Кор. 11:31–32; 1 Пет. 1:7). Как часто жизнь наших церквей в молитвенных домах не отличается от дел и поступков в государственных учреждениях этого мира. Как часто мы слышим о напряженных взаимоотношениях и расколах, о ссорах и вражде между братьями и сестрами по вере. Церкви разделяются, братья и сестры расходятся и идут каждый своей дорогой.

Последние годы во время моих поездок мне нередко приходилось сталкиваться с раздорами и борьбой внутри церкви. При этом причины вражды далеко не всегда имеют богословский характер. Чаще всего они вызваны личными, земными, низменными мотивами, причиняющими большой вред, однако зачастую выдаваемыми за «благочестие», во благо церкви, как служение Богу. Как метко подметил в своем послании Иаков: «Откуда у вас вражда и распри? Не отсюда ли – от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете;убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Просите – и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений » (Иак. 4:1–3). Каждый, кто считает Слово Божие авторитетом для своей веры и жизни, знаком с этими наставлениями и должен серьезно к ним относиться.

Иаков называет причину отсутствия мира. Ее следует искать в самой сущности павшего, грешного человека. В сердце себялюбивого,эгоистичного человека, живущего лишь себе во благо и стремящегося к удовлетворению своих собственных желаний и вожделений. Всякий, кто стоит у него на пути, – его враг, которого нужно устранить.Проблема кроется в грехе высокомерия и себялюбия. Поэтому так важно уяснить, что говорит Иисус в Евангелии от Матфея (5:9).

Позвольте сразу оговориться: я не хочу самонадеянно толковать данное место Писания, будто я все уже давно знаю и сам практикую. Я подхожу к этому как человек, готовый принять в данном вопросе коррективы и водительство Бога и Его Слова. Мне слишком хорошо известно, как часто я из­за своей самонадеянности терпел крушение в таких вопросах и как нуждаюсь в прощении и милости Божией в Господе нашем Иисусе Христе.

И в то же время данная заповедь блаженства, особенно в нынешней ситуации многих церквей и отдельных верующих, является самым большим испытанием нашего характера как христианина и нашим уничижением. Кто до сих пор считал себя примерным и достойным христианином, тот, размышляя о данном стихе, заметит, что он в действительности слишком мало отвечает критериям, предъявленным миротворцу, и более, чем когда­либо, зависит от милости Божией, чтобы Бог все более и более преобразовывал его в образ Своего Сына!

Чтобы правильно понять этот стих, нужно соблюдать важнейшее правило толкования Библии – учитывать контекст. Непосредственный и библейский контексты задают нам рамки толкования и 9­го стиха в главе 5 Евангелия от Матфея.

Почему это так важно? Не учитывая контекст этого стиха, мы рискуем неверно понять его. Читая этот стих, можно прийти к заключению, что каждый, борющийся за мир, будет в конце концов награжден Богом и получит статус Божьего сына или дочери. То есть будут спасены даже те,кто, собственно, не имел никакого отношения к христианской вере и,возможно, даже исповедовал совсем иную религию. Такое учение о всеобщем спасении или толерантности в нашу эпоху постмодерна очень распространено и популярно, причем не только в либеральном, но уже и в евангельском лагере. Так что и Вилли Брандт, и Ясир Арафат, и Барак Обама могут быть уверены в своем спасении на том лишь основании, что проявили себя в этом мире как «миротворцы». Однако это не соответствует истине. Такое толкование противоречит вести всей Библии.Почему? Потому что при этом не учитывается контекст и Слово Божье искажается.

Нам следует четко определить, чем миротворец не является. Так же, как не все нищие этого мира унаследуют Царство Божие, согласно Мф. 5:3, и не все плачущие от страданий, причиняемых им в их жизни, утешатся Богом, так же и обещание статуса Божьего чада дается не лауреатам Нобелевской премии мира.

В заповедях блаженства Иисус говорит не о материальной бедности, не о страданиях человека в его земных нуждах и не о политических и социальных усилиях по обеспечению мира во всем мире. Он говорит о духовном измерении Царства Божьего! Поэтому было бы неверно вкладывать в этот текст понятие естественной склонности человека к гармонии и миру. Ведь это противоречило бы откровению всего Священного Писания о пути спасения и приобретении вечной жизни. Как уже было сказано выше,желание жить в мире присуще большинству людей. Исключения бывают всегда. Есть люди, которые по своей натуре просто не выносят ссоры и поэтому избегают любых столкновений. Но это означает одновременно и терпимость по отношению к несправедливости и злу. Миротворец, о котором говорится в Нагорной проповеди, не такой. Напротив, Слово Божие призывает нас ненавидеть и обличать грех (ср. Еф. 5:1–14). Так кто же такой миротворец, о котором говорит здесь Иисус, и в чем его суть?

Заповеди блаженства составляют, так сказать, основу Нагорной проповеди,в которой Сам Царь раскрывает сущность детей Божиих и Своего Царства.Здесь идет речь о предпосылках для покорения этих духовных высот.Человек, не соответствующий сущности блаженного, каким он описывается в заповедях блаженства, не может войти в Царство Божие и жить по его критериям.

Вспомним первую заповедь блаженства (Мф. 5:3). Ею Иисус говорит, что человек, не сознающий своего духовного банкротства перед Богом, не унаследует Царства Божьего (ср. Лк. 18:18–26). Или, выражаясь положительно, тот, кто признает, что он «провалился» перед Богом, то есть не в состоянии своими силами исполнить требуемую Богом праведность, тот имеет предпосылки для получения Царства Божьего и Его праведности. Почему? Потому что это дар милости Сына Его Иисуса Христа,Самого Царя, всем, кто покорится этому приговору! На осознании этого факта базируется и вторая заповедь блаженства (Мф. 5:4), и все последующие. За осознанием духовного банкротства следует скорбь о своем безнадежном состоянии. Имеются в виду слезы покаяния и сожаления, а не слезы страдания в этом мире. Итак, первая заповедь блаженства описывает осознание собственной несостоятельности и греховности, а вторая –скорбь и раскаяние об этом состоянии! Такова взаимосвязь между отдельными заповедями блаженства, так что контекст определяет высказывание каждой из них. Таким образом, седьмая заповедь блаженства имеет свое конкретное место и свою значимость.

Итак, мы увидели, что последовательность заповедей блаженства отнюдь неслучайная. Это касается и седьмой заповеди. Важно понимать, что шесть заповедей блаженства предшествуют седьмой, а за ней, в свою очередь,следуют восьмая и девятая (в зависимости от структуры разбивки). Это значит, что, учитывая предыдущую заповедь (Мф. 5:8), миротворцем может быть только человек, чистый сердцем. Без чистого сердца невозможно быть истинным миротворцем. Почему? Это мы видим в библейском контексте понятия «сердце». Обобщая, можно сказать, что«сердце» означает не романтичные чувства любви (как это часто понимают сегодня), но внутренний мир человека. Сердце – это место нахождения разума и мыслей, принятия решений (ср. Быт. 6:5). Если сердце не будет очищено Богом от греха и тем самым от эгоистичных мотивов, то человек не сможет истинно выполнять это служение. Никто не в состоянии установить истинный мир, будучи побуждаем эгоистичными,греховными мотивами! Поэтому человек нуждается в новом сердце – в сердце, способном и желающем жить по заповедям Божьим (ср. Иер. 31:31–34; Иез. 36:25–27; Рим. 8; 1 Ин. 2:20–21, 27).

При чтении этих стихов становится совершенно ясно, что заповеди блаженства описывают не душевного (природного) человека и что безнадежно для не возрожденного человека, не получившего от Бога через Его Духа новое сердце, жить по этим критериям. Какой душевный(природный) человек способен быть истинным миротворцем? Никакой! На это способен лишь возрожденный человек!

Поняв контекст, рассмотрим само утверждение, о чем оно говорит. Как и во всех заповедях блаженства, Иисус и здесь называет человека поистине счастливым, если он – миротворец. И сразу же, как и во всех предыдущих заповедях, становится очевидным контраст по сравнению с миром. Человеку, пытающемуся сегодня установить мир, действительно не позавидуешь. Он неизбежно попадает в конфликт между сторонами и тем самым вовлекается в ссоры и вражду. И вскоре он уже не только посредники миротворец, а участник, ощущающий на себе всю силу ненависти и вражды. Почему же Иисус говорит, что миротворцы – счастливые,блаженные люди? Ответ мы находим во второй части стиха:«…ибо они будут наречены сынами Божиими». Заповеди блаженства по своему жанру сильно напоминают псалмы. С помощью стилистического приема еврейского параллелизма содержание первой части поэтической речи поясняется, подчеркивается, дополняется или подхватывается и продолжается второй частью. В нашем случае выражение«Блаженны миротворцы» уточняется словами: «ибо они будут наречены сынами Божиими». Что под этим подразумевается?Объяснить это поможет более глубокое понимание термина «сын того­то…».

В еврейском языке в выражении «сын того­то» слово«того­то» – прилагательное, то есть отвечает на вопрос «чей?» или «какой?». Мы используем прилагательные для описания признаков кого­то или чего­то.Например, мы говорим: этот человек злой, боязливый, стеснительный,мирный, приветливый и т. д. Этими прилагательными мы описываем человека. В Библии мы часто сталкиваемся с этим способом описания природы или характера человека. Так, мы читаем о «сынах громовых». Иакова и Иоанна называли «сынами громовыми», имея в виду, что они были очень гневными и импульсивными (см. Лк. 9:51–56). То есть выражение «сыны громовы» описывает их характер.

Выражением «сыны Божии» Иисус говорит, что миротворец отображает природу и характер Бога. Это крайне удивительно и к тому же очень важно! Христианин носит в своем сердце сущность Божию (ср. Рим.8:9, 14–16). В результате его мысли, чувства и желания ориентированы на Бога и отражают Его мысли, чувства и желания.

Эту истину Иисус глубже раскрывает в последующих стихах Нагорной проповеди (Мф. 5:38–48). Обратите внимание на то, что и здесь Иисус выделяет любовь к врагам и молитву за них как сущность детей Божиих. Не мстить, давать больше, чем от тебя требуют, любить своего ближнего, как самого себя, – это не вопрос добра и зла. Речь идет о совершенстве – совершенстве любви Божьей. Но выполнить это требование в состоянии только дети Божии. Потому что Дух Божий излился в сердца их и пронизывает их мысли и решения. Они перенимают взгляды и мышление Христа, и это, и только это, делает их сынами Божиими!

Многочисленные тексты в Библии говорят об этой сущности Бога. Они показывают намерения Бога как мирные намерения, намерения во благо.Прежде чем продолжить размышления на эту тему, прочтем некоторые из этих текстов. В Книге пророка Исаии (9:5–6), например, нам предвещается Князь мира, Который придет и воздвигнет Царство Божие. Это Царство – Царство мира! Мы знаем, что здесь говорится не о ком ином, как об Иисусе Христе. Или, например, замечательный текст у пророка Иеремии (29:11). Какое утешение дает нам этот текст сегодня,открывая Божьи намерения о нас! И апостолы не устают называть Бога Богом мира (ср. Рим. 15:33; 16:20; 1 Кор. 14:33; 2 Кор. 13:11; Флп .4:9; 1 Фес. 5:23; Евр. 13:20). Таким образом, Священное Писание является откровением действий Божьих по предложению человеку пути примирения и мира. Эта истина прекрасно сформулирована во Втором послании к коринфянам (5:18–21). Едва ли в каком ином месте Писания дается такое меткое определение этой истины: «Всё же– от Бога, примирившего нас с Собой  Иисусом Христом и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.Итак, мы – посланники от имени Христа, и как бы Сам Бог увещает через нас; от имени Христа просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвой за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».

Примирение и мир стали возможны только в Сыне Его Иисусе Христе, Князе мира! О каком примирении и мире говорится в этих стихах? Не о социальном или политическом. В этих стихах этого нет! Слово«мир» в библейском контексте означает больше, чем просто отсутствие войны. Значение его шире, и искать его следует в еврейском слове «шалом». Оно подразумевает мир от Бога и с Богом.Спасение Божие! Это закрепляется в завете с Богом, именуемом также заветом мира (ср. Ис. 54:10; Иез. 34:25).

В Послании к ефесянам мы имеем наглядное и обширное раскрытие этой истины. Там говорится: «Ибо Он – мир наш» (Еф. 2:14).Иисус Христос пришел в этот мир как собственно миротворец. Он пришел и Своим подвигом на кресте устранил вражду между Богом и человеком. Этим подвигом примирения Он объединил всех верующих в Него и ставших детьми Божьими в одну семью, в Свое тело, как Писание называет Церковь. Он сделал мир возможным!

Если я как христианин верю, что Иисус умер за все грехи, мои и других людей, и совершил полное искупление всякой несправедливости, то могу ли я не прощать какой­либо грех другому человеку? Имею ли я право на мщение и возмездие? Нет, ведь Иисус умер за все грехи – прошлого,настоящего и будущего!

Иисус – Миротворец, и Его примеру мы должны следовать. Библия многократно призывает нас жить, имея «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (ср. Флп. 2:1–11).

Вернемся еще раз к замечательному отрывку из Второго послания к коринфянам (5:18–21). Павел говорит, что Бог не только Сам совершил примирение, но и нас сделал миротворцами, с тем чтобы мы теперь возвещали всем это примирение. В этом заключается служение истинного миротворца!

Миротворец – это в первую очередь тот, который возвещает Евангелие примирения человека с Богом через совершенное Иисусом дело спасения. Тот факт, что это служение большинством людей отвергается и что миротворцу приходится рассчитывать на ненависть и вражду по отношению к себе, становится очевидным в последующей заповеди блаженства (Мф. 5:10). Тем не менее мы как миротворцы призваны в подражание нашему Господу Иисусу Христу неустанно и настойчиво предлагать людям мир Божий, убеждая и увещевая их: «Примиритесь с Богом!» Задача миротворца заключается в том, чтобы идти по всему миру и искать во всех народах тех, кто готов примириться с Богом (ср.Мф. 28:16–20).

Но и сохранение мира, совершенного Иисусом Христом, относится к делу миротворца. Послание к ефесянам (4:1–3) как раз напоминает нам об этом поручении. Поручение состоит в том, чтобы сохранить то, что совершил Иисус Христос, а не совершать что­то, что не в наших силах, да и вовсе нам не полагается! Наша задача – сохранить, а не сотворить!

Миротворец – не тот, кому хотелось бы иметь мир, а тот, кто активно возвещает мир и хранит его. Мир, заключенный Богом в Сыне Его Иисусе Христе. При этом речь идет не только о вере в этот факт, но и о делах, вытекающих из этой веры (ср. Иак. 2:14, 26; 3:13–18).

Социально или политически активный человек еще не является миротворцем.Миротворец – это человек, в котором отражается сущность Бога и который тем самым показывает себя чадом Божьим. Его желание состоит в том, чтобы возвещать дело спасения, совершенное Иисусом Христом, и призывать людей к миру с Богом. И он всеми силами стремится сохранить мир, совершённый Иисусом в теле Его – Его Церкви. Будучи такими миротворцами, мы сможем лучше всего отразить сущность Иисуса Христа в нашей жизни. Он, Сын Божий, является Миротворцем, а мы, с каждым днем все более и более преображаемые в образ Его и именуемые сынами Божиими,должны отображать Его в этом деле!

Архив