+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 2014 г.

Благословить врага

Надежда Орлова

Что больше всего ценит в наши дни человек цивилизованный, имеющий все блага, данные наукой и техникой? Человек цивилизованный ценит больше всего здоровье. Вопросы здоровья, нестарения и неумирания – актуальнейшие вопросы современности. Самые светлые головы и выдающиеся умы работают над проблемой продления нашего бренного существования. Провозглашенные ценности человеческой жизни и свободы личности – главные ценности нашей эпохи. Однако не все зависит от медицинских достижений или развития геронтологии – науки, изучающей причины старения организма и ищущей способы борьбы с этими причинами. Есть и другие факторы, мешающие овладеть этими ценностями абсолютно и навсегда.

Один из таких факторов – неистребимая воинственность гомо сапиенса. С одной стороны, он, этот самый гомо, всегда декларировал стремление к миру, а с другой – вел перманентную войну. Если вспомнить историю, то можно увидеть, что приветствия древних правителей и власть имеющих – это, в первую очередь, пожелание мира и, как следствие, процветания и благоденствия. И только в новое время, как было сказано выше, когда здоровье стало первоочередной ценностью, мы желаем друг другу именно его при встрече. Но до сих пор христиане старшего поколения, заходя в дом, говорят: «Мир дому этому!» и слышат в ответ: «С миром принимаем!»

В наше время борьба за мир (борьба!) развернулась сразу, как только закончилась Вторая мировая война. До сих пор она не только не затихает, но еще более усиливается: в «горячих» точках планеты – вооруженные до зубов миротворцы; для подавления агрессии – превентивные бомбардировки; для принуждения к миру – локальные военные конфликты. Мало у кого возникает сомнение в правильности выбранных силовых методов. Да судя по поговоркам, что сохранила история, не возникало и раньше: «Мира не ждут, его завоевывают», «Хочешь мира, готовься к войне».

Мировые конфликты – не единственные войны, которые ведут люди. Межличностные ссоры и распри так же постоянны, как борьба за сохранение здоровья и поиски личного счастья. И даже в периоды перемирия человек не испытывает покоя. На протяжении многих и многих лет можно наблюдать вялотекущий мир между непримиримыми сторонами. Люди могут улыбаться и вроде бы тепло общаться, но при этом хранить в душе непримиримую враждебность. Опять же русская поговорка гласит: «Худой мир лучше доброй ссоры». Однако худой мир – это лишь преддверие «доброй» ссоры. И если она не разгорится с новой силой между враждующими сторонами, то сожжет изнутри самих противников.

В отличие от греховного люда, который все пытается наладить мирное сосуществование на планете с помощью боевых слонов, крестовых походов или ядерного потенциала, Христос призывает совсем к другому: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк.6:27–28).

Многие скажут, что пробовали, пытались, благословляли и любили. Однако долгожданный мир не наступал, враги оставались врагами. Однако речь идет не о том, что в результате наших действий враги изменятся. Человек сам делает выбор, принимает решения. И если противник решает оставаться на тропе войны, вряд ли мы сможем его оттуда сдвинуть. Речь идет о нашем внутреннем состоянии, которое из враждебного, угнетенного, напряженного становится умиротворенным, спокойным и радостным во Христе. И вот тот внутренний свет, который приобретает верующий, становится светом миру.

А благословить врага можно лишь тогда, когда поступишься своими интересами. На самом деле, ведь не на пустом месте возникают у нас претензии к нему. Есть ущемленные интересы, есть нанесенные обиды, есть притеснения и упреки. Есть что предъявить. Вот когда мы избавимся от этого счета, причем не путем его удовлетворения, а тем, что поступимся своими интересами, откажемся от поисков справедливости и сатисфакции, тогда мир и наступит в нашей душе. И как следствие это скажется на взаимоотношениях с другими. И будем тогда миротворцами, которые удостоены звания сынов Божиих.

Враг человеческих душ, конечно, не оставит в покое никого. В безумной надежде он пытался сокрушить мир Христа. Сыну Божьему пришлось испытать огромное количество нападок и провокаций в течение такого короткого земного служения: от искушения в пустыне до многочисленных коварных вопросов (например, о женщине, взятой в прелюбодеянии, или о том, стоит ли платить подать кесарю). «Но все это преодолеваем силой Возлюбившего нас» (Рим. 8:37).

Можно увидеть и другой смысл, заключенный в слове «миротворец» в новозаветном контексте: это благовестник, проповедующий о Христе. На землю пришел Великий Примиритель – Христос. Еще при Его рождении было возвещено: «…и на земле мир…» (Лк. 2:14). Господь Иисус примирил в первую очередь творение с Творцом. Призыв к покаянию – это призыв к миру с Отцом Небесным через жертву Голгофы. Поскольку вся вражда взяла свое начало от бунта в Эдемском саду, то и непримирение с Богом – источник непримирения со всеми окружающими. Никогда человек не получит истинного мира и душевного покоя, пока не наладит отношения с Ним.

Архив