+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 5, 2013 г.

Кот в мешке,или почем рейши для народа?

Надежда Орлова

В дверь позвонили. Бдительно глянув в глазок, оторопела: на лестничной площадке стоял молодой парень в белоснежной рубашке с галстуком, несмотря на тридцатиградусную жару, и, широко улыбаясь, приветственно махал рукой. Как не открыть человеку, так радующемуся встрече со мной?!

– Вам очень повезло, – объявил он сразу. – У нас рекламная акция. Обходим квартиры, и тем, кто оказывается дома, дарим подарки. Вот!

И он быстро сунул мне в руки коробку с «удивительно уникальной» теркой, «которая все трет и не ржавеет». Следом я получила «шикарный» нож из «титанового сплава, изготовленный по космическим технологиям». Сверху на эти две коробки он водрузил электродрель с «неперегорающими батарейками и нестирающимися сверлами». Под конец, где-то уже на моей голове, поместился набор столовых ложек из «высококачественной» стали, «удобных в использовании и не имеющих аналогов даже в Букингемском дворце». Последнему утверждению поверила сразу.

– Все бесплатно, абсолютно бесплатно, это акция, это подарок! – не переставал вещать парень, периодически пожимая мне руку с поздравлением, что мне так повезло.

– Вам осталось только заплатить пять тысяч, это налог на выигрыш, – заявил он в конце.

Заявление не было неожиданным: во время всего его монолога-выступления я ждала этой сакраментальной фразы. Уж нам ли, пережившим становление капитализма в России в 90-х, не понаслышке знающим про МММ, «Канадскую кампанию» и прочие пирамиды – сетевые маркетинги – беспроигрышные лотереи, не знать финала подобных «счастливых» встреч?!

– У меня нет таких денег.

– А сколько есть? – деловито осведомился молодой человек.

– Нисколько.

– Дайте хотя бы сто рублей.

Вдруг стало его так жалко...

– Сколько вам лет?

– Двадцать один.

– Вам бы учиться пойти или достойную работу найти, в смысле человеческого достоинства. Что ж Вы старьем торгуете?..

Я показала на замусоленные коробки, безвозвратно потерявшие белоснежный цвет, который когда-то у них был. Углы обшарпались и лохматились картонным нутром. Было ясно, что их давно таскают по подъездам, перекладывают из рук в руки и ведут бесконечный радостно-напряженный диалог с фальшивой улыбкой на лице и глухим раздражением в душе против клиента, который никак не хочет быть облапошенным.

– Я не торгаш!

– Конечно, нет. Давайте назовем вас коммивояжером.

– Кто это? – удивился парень.

– Да, не поклонник Вы классической литературы...

– Мне некогда читать, я работаю!

* * *

Они давно вошли в нашу повседневную жизнь и стали обыденным явлением. Мы привычно отбиваемся, отмахиваемся, отключаемся, отгораживаемся, механически сминаем в кулаке очередную бумажку-рекламку из почтового ящика. Или заинтересованно слушаем, делаем заказы и покупки, пользуемся услугами и принимаем предложения. И не всегда это плохо, и порой очень даже нужно, и важно, и удачно. Реалии современного мира, ничего не сделаешь, никуда не денешься.

Телефонные звонки операторов мобильной связи и провайдеров интернета, продавцов пылесосов и сотрудников салонов красоты, страховых компаний и различных банков – все предлагают, требуют, настаивают: «выбери меня». Объявления о курсах по подготовке «высококвалифицированных» предпринимателей, в ряды которых предлагается незамедлительно влиться; семинары для тех, «кто хочет быть успешным и реализованным»; работа для «коммуникабельных и амбициозных». Зарплаты – «от…», рабочий день – «до…», возраст, пол и социальное положение – «значения не имеют», образование – «можно без». Шикарные условия. Здесь все всегда шикарно на начальном этапе. Бесплатные консультации, установки, презентации, демонстрации. Увлекательное шоу, в конце которого попросят заплатить. Однако не деньги – главная ценность, хотя и конечная цель.

Главная ценность – люди, которые принесут эти деньги. Поэтому так важно собрать базу данных – друзей, знакомых, друзей наших знакомых, знакомых наших друзей. Родственники, родственники родственников, друзья родственников наших родственников – все сгодятся, все получат СМС-сообщения, все услышат телефонные звонки, все будут настойчиво, многократно приглашены.

* * *

Конечно, по количеству знакомых и друзей никто не может сравниться с верующим человеком, членом церкви. Поэтому поместные общины всегда представлялись лакомым кусочком для сетевого маркетинга и иже с ним.

Волна повальной капитализации докатилась до христиан с некоторым опозданием, что вполне естественно – традиции старых и период становления новых церквей явились сдерживающим фактором. Однако пришел праздник коммерции и на наши улицы.

За последние десять лет многие из нас стали очевидцами и непосредственными участниками процесса проникновения МЛМ (так «по-научному» называется распространение товара через друзей и знакомых) в общины. МЛМ – это многоуровневый маркетинг от английского multilevel marketing. Вот что пишет по данному поводу всезнающая Википедия. Сетевой маркетинг может рассматриваться как форма внемагазинной розничной торговли, особый вид прямых (персональных) продаж, при которой сбытовые агенты (дистрибьюторы) фирмы-производителя самостоятельно устанавливают, в первую очередь на основе личных связей, прямые контакты с потенциальными покупателями. Продажи обычно осуществляются на дому у покупателя. Продав покупателю определенный товар, дистрибьютор предлагает ему за установленный процент от объема продаж найти новых покупателей; тем, в свою очередь, предлагают на тех же условиях найти очередных покупателей и т. д. Таким образом создается многоуровневая сеть покупателей-продавцов (в различных сетевых компаниях их называют по-разному — партнерами, независимыми владельцами бизнеса, дилерами, консультантами, консультантами по продажам, независимыми агентами и т. д.). То есть создается разветвленная сеть, для которой чем больше продавцов-покупателей, тем лучше.

* * *

Зима выдалась затяжной. На фоне серого неба, мокрого снега и унылой промозглости замучили гриппы и ОРЗ. Но даже посреди холодных будней есть теплые вечера и приятные встречи.

Нет ничего лучше, как устроиться в уютной кухоньке с чашкой горячего чая, вазочкой с конфетами и задушевными разговорами с друзьями обо всем: о детях, о книгах, о служении, о последней услышанной проповеди, о прошлом, о планах на будущее, о долгой зиме, о далеком лете.

– Попробуй-ка вот этот чай...

Очередной пакетик залит кипятком, напиток настоялся и приятно пахнет какими-то травами.

– Ну, как? Он очень полезен, поскольку содержит измельченный гриб рейши. У меня есть знакомые, продают самые разные виды чая. Есть и для укрепления иммунитета. Правда, он в четыре-пять раз дороже, чем обычный, но стоит того. И раз уж речь зашла о продуктах, попробуй вот этот грибной суп. Он содержит витамины, минералы и необходимые нашему организму  микроэлементы. Покупаю там же. Готовить не надо, достаточно развести порошок в теплом молоке и взболтать. Удобно, вкусно, полезно. И вес не прибавляется!

Как же приятно вот так неспешно болтать о супах и диетах, зеленом чае и витаминах под свист закипающего чайника, под дробь холодного дождя за окном, под тихую музыку Вивальди.

* * *

– Привет, у меня для тебя сюрприз! Встречаемся завтра в четыре!

– Что за сюрприз?

– Не скажу! Кот в мешке!

Слова оказались пророческими.

* * *

Современное здание в центре города из стекла и бетона. Бизнес-центр. В длинных коридорах множество фирм, офисов, компаний.

«БЕТА-ТУР: почувствуй вкус отдыха вместе с нами».

«ЭКСПРЕСС СТРАХОВАНИЕ: жизнь или кошелек».

«ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ „ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ“: мы видим в темноте».

«БАНК „ТРИ КРЕДИТКИ“: заем без залога и поручителей».

Останавливаемся у дверей без всяких опознавательных знаков, заходим в полупустую комнату с круглым столиком посредине и несколькими пластиковыми стульями. Вдоль стены пустые офисные шкафы. Навстречу поднимаются двое: мужчина лет сорока с ассиметричным лицом (нос слегка сдвинут вбок, одна скула явно больше другой) и женщина – Вамп, лет тридцати пяти, в черном коротком платье, красных колготках и высоких сапогах-ботфортах. На застывшем лице-маске, обрамленном черными распущенными волосами, крутыми дугами выведены брови, ярко-красные губы имеют явно искусственное происхождение, глаза выражают слегка презрительный интерес к вошедшим и непоколебимую уверенность в собственной неотразимости.

– Проходите, проходите, здесь будет удобно. Нашего фирменного чаю? Какой желаете – малиновый, смородиновый, ромашковый? – Алексей (так представился мужчина) услужливо-предупредителен. – А мы только что переехали, вот расширяемся.

Пакетики в пластиковых стаканчиках, чайник уже закипел. Мы размешиваем сахар алюминиевыми ложечками, представление начинается...

– Вы относите свои деньги в супермаркеты, покупая синтетические продукты, отравленные модифицированным крахмалом и вредными консервантами. Зачем?! – патетика в голосе нарастает. – А врачи?! Они выписывают нам бесконечное количество химии, за которой мы бежим в аптеки! Это просто ужас! Но есть, есть выход из этого порочного круга! Это наша продукция! Наши уникальные чаи и грибные супы, наш кофе и шоколад с микроэлементами, витаминами, протеинами, белками, углеводами, сахаридами, глюкозидами и алкалоидами! Все сбалансировано, легко усвояемо, жизненно необходимо и относительно дешево – всего-то полторы тысячи за двести пятьдесят граммов!

Да-а, не так я представляла поход за чаем...

На смену уставшему Алексею пришла боевая подруга. Манерно растягивая слова (неотразимость обязывала), она поведала пару удивительнейших историй об исцелении их продуктами от самых страшных заболеваний типа плоскостопия и псориаза, а уж как худели и стройнели на глазах потреблявшие чай женщины, так и поведать нельзя – слов нет.

И тут у меня началась шизофрения.

* * *

Шизофрения (от древнегреч. — раскалываю ум, рассудок) – полиморфное психическое расстройство(или группа психических расстройств), связанное с распадом процессов мышления и эмоциональных реакций (все та же всезнающая Википедия).

Действительно, ум раскололся напополам, процесс мышления распался, эмоциональные реакции перестали соответствовать моменту. С одной стороны – классический развод, хорошо знакомый нам по тем же пресловутым 90-м. Продавцы сомнительного товара даже не удосужились придумать с тех времен что-нибудь поумнее (а может быть, я так глупо выгляжу, что можно всякую ерунду говорить). С другой – меня сюда привели друзья из церкви, брат и сестра (то есть муж и жена, ну, вы поняли). И то доверие, что мы испытываем к родным нам во Христе, автоматически распространилось и на торговцев чудодейственным товаром: ну не могут служители Божьи посоветовать плохого, привести в нехорошее место, отдать на растерзание акулам империализма, то есть неутомимым труженикам сетевого маркетинга. Полная растерянность, потеря реальности и ориентации в пространстве, туман в голове и перед глазами – так приблизительно можно описать мое состояние. Мысли сбивчиво теснились в голове, воспоминания толпились и смешивались. Зимний вечер, закипающий чайник, задушевные разговоры – все это было лишь «прикормкой» очередного клиента? И так стало обидно, так жалко себя – до наворачивающихся на глаза слез, до ватности в ногах, до звона в ушах.

...А Вамп и Алексей продолжали по очереди что-то втолковывать про силу кофе, сдобренного сушеными грибами...

* * *

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному будет усердствовать, а другим – пренебрегать. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6:24). Конечно, это первое, что приходит на ум при рассуждении на такую тему. Отношение христиан к бизнесу, к различным способам зарабатывания денег менялось во времени, да и сейчас оно разнится в зависимости от конфессии. И, в общем-то, трудно дать однозначную оценку тому же сетевому маркетингу. Есть бренды с мировой известностью, чей путь по рынку начинался со структуры МЛМ, а некоторые так и остались в этом формате, насчитывая уже не один десяток лет своей истории успеха и процветания. И там трудятся честные производители и продавцы, адекватно сопоставляющие качество и цену товара. Конечно, и отечественный рынок приближается к западному, хотя привкус обмана все еще ощущается в «уникальной» продукции родных коробейников. Есть хорошее, есть и плохое в этом явлении, но речь не об этом.

Речь о том, что невозможно, нельзя смешивать бизнес и веру, зарабатывание денег и служение. Перед дилером в церкви всегда будет стоять труднейшая дилемма – кто сидит рядом с тобой: клиент или брат? И велик соблазн видеть в ближнем клиента.

Быть может, у читателей есть положительный пример, добрый опыт сетевого маркетинга в общине. За полтора десятка лет у меня таких историй нет. Ни одной. Наоборот, как правило, МЛМ разрушал дружбу и доверие, служил соблазном и становился причиной разочарования в вере не только для покупателей, но и для самих продавцов. Возможно, мне просто не везло, как и в этот раз. Или я ошибаюсь? Что думаете вы?

Архив