+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 2013 г.

Столбики, камешки, зарубки и другие указатели

Надежда Орлова

Просто удивительно, как по-разному можно смотреть на одни и те же вещи, события, явления. Оценивать их с диаметрально противоположных точек зрения. Трактовать с точностью «до наоборот».

Любители детективов и криминальных историй знают, как часто свидетели повествуют о происшествии настолько отлично друг от друга, что кажется, каждый говорит о своем событии. Любители шуток и иллюзий часто используют эту особенность людей – субъективный взгляд отдельно взятого индивида – для розыгрышей и забав. Все, наверное, знают, веселые картинки типа «Сколько лиц вы видите здесь?» И каждый выдает свой результат. Психологи пытаются объяснять и использовать эту характерную черту человека в своих методиках по изучению внутреннего мира людей.

Элементарный пример, хорошо известный по учебникам физики для средних школ. Глядя на чайную ложку, опущенную в стакан с водой, мы видим, что на границе воздух-вода она «сломана». Об этом свидетельствуют наши глаза. Но это же не так! Обман зрения. Чего уж ждать от загадочного «сознательного – бессознательного», «психо-духовного» и «потустороннего», ежели естественная, физическая среда не всегда то, чем представляется, а наши собственные органы чувств, призванные снабжать своего владельца точной и оперативной информацией об окружающей действительности, норовят подвести. И как легко бывает, чуть подправив эту самую действительность, направить человека в то русло, в которое нужно. Лишь подтолкнуть, ненавязчиво, плавненько, как, например, это сделал герой-злодей из романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан»: незаметно подложив под компас железный брусок,  он отклонил курс судна так, что путешественники оказались не у берегов Америки, а Африки. Или, собрав воедино разношерстные наши впечатления, суждения и откровения, привести их к общему знаменателю, как, например, это сделали отцы-основатели психоанализа.

Итак, далеко не все свидетельства надежны даже в грубой материальной повседневности, тем более нет уверенности, что видимое соответствует реальности, когда сталкиваешься с «тонким» миром.

* * *

Читаем у пророка Иеремии вот такой диалог. На его увещевания оставить идолов и обратиться к Господу иудеи, живущие в Египте после бегства из разоренного Иерусалима, отвечают так: «Слова, которое ты говорил нам именем Господа, мы не слушаем от тебя; но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, потому что тогда мы были сыты и счастливы и беды не видели. А с того времени, как перестали мы кадить богине неба и возливать ей возлияния, терпим во всем недостаток и гибнем от меча и голода» (Иер. 44:16–18). Пророк возражает: «Не это ли каждение... вспомнил Господь? И не оно ли пришло Ему на сердце? Господь не мог более терпеть злых дел ваших и мерзостей, которые вы делали; поэтому и сделалась земля ваша пустыней, и ужасом, и проклятием, без жителей, как видите ныне» (Иер. 44:21–22).

Абсолютно разное объяснение происходящему. Причина перепутана со следствием. Выросло поколение, воспитанное на идольских образах. Отступничество поразило Богом избранный народ от правителя до раба. Нет ясной и четкой картины мира, объективной оценки событий. Опираясь на ложный духовный опыт, несчастные изгнанники блуждают в поисках выхода и не находят его.

Еще один библейский пример. Сеннахирим, царь Ассирии, осадил Иерусалим. Его посланники явились под стены города с письмом: «На что вы надеетесь и сидите в крепости в Иерусалиме?.. Разве вы не знаете, что сделали я и отцы мои со всеми народами земель? Могли ли боги народов земных спасти землю свою от руки моей? Кто из всех богов народов, истребленных отцами моими, мог спасти народ свой от руки моей? Как же сможет ваш Бог спасти вас от руки моей?.. Если не в силах был  ни один бог ни одного народа и царства спасти народ свой от руки моей  – и от руки отцов моих, то и ваш Бог не спасет вас от руки моей» (2 Пар. 32:10;13–15).

Логика железная: ни один народ не спасся от ассирийского войска, ни один бог не помог, сколько бы жертв ему ни приносили, значит, и здесь победа будет за Ниневией.

Искать опору своим действиям, доказательство своей правоты и указатели для пути в невидимом духовном мире свойственно человеку всегда, в любые времена и на всех континентах.

Наши дни. Тусклая очередь в поликлинике. Старушки-пенсионерки с палочками и амбулаторными карточками коротают долгие часы ожидания под дверью врачебного кабинета в разговорах.

– Вот как пойду на прежнюю работу, бывших коллег навестить, обязательно вернусь с головной болью, – жалуется одна пожилая женщина в платке, повязанном до самых бровей. – А соседка мне и говорит, что сглазил кто-то.

– Да нет, вряд ли, – сомневается другая.

– Как это – нет? – сердится первая. – Сколько раз проверяла: как пойду туда, так головная боль разыграется, не унять.

Объяснение получено, духовный ориентир дан, был принят и укоренился. Ну, и кто теперь убедит, что это не так?

* * *

Каждый человек вместе с житейским опытом в течение жизни приобретает и духовный. И он такой же прочный, выстраданный и прочувствованный. Кто откажется от мудрости своих лет? Ну, если только в самом крайнем случае, под давлением каких-то необыкновенных доказательств-обстоятельств. Так это ж будет крах всей жизни. Кризис. Кошмар. Потеря ориентации: «Зачем жили, чему служили?»

Так и с духовным опытом. С годами каждый нащупал в туманном ином измерении свои столбики- ориентирчики, свои камушки, на которые ножками опирается. В уголочках памяти рассованы на всякий случай свои приметики-примечалочки, в шкатулочках-ридикюльчиках запрятаны амулеточки-талисманчики (так, ничего особенного, какой-нибудь брелочек или смешной толстопузенький Будда, за десять рублей купленный в газетном киоске).

И привязаны-повязаны мы к этим столбикам, зарубкам, суеверным сувенирчикам крепко-накрепко. И легонько управляют они нами, ненавязчиво подталкивают к духовному рабству. Ну, вот пока кадили богине неба, жили счастливо, перестали – напасти посыпались. И какой пророк сломает наш духовный опыт? Побеждали силой своей, почему же и дальше не маршировать победно? Опыт-то есть. И никто не переубедит, что не сидит в бывшем родном учреждении злыдня, которая порчу наводит на пенсионерку: и люди знающие подсказали, и сама неоднократно убеждалась – так и есть. Опыт, никуда не деться, да-с…

А сомнений в достоверности опыта не возникает, нет. Чего сомневаться-то? Это ж было (видели, чувствовали, проверяли, осязали)! Самый, конечно, неколебимый – это опыт исцеления. «А за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него» (Иов, 2:4). Слова сатаны справедливы для многих и многих. Попробуйте убедить «исцеленного» экстрасенсом человека, что подобная помощь страшнее любого недуга. Но не только «чудо исцеления» порабощает. Поразительные для плотского ума переживания медитации, «вдруг» открывшиеся паранормальные способности, сбывшиеся «откровения» вокзальных гадалок и популярных пророков, «случайно» прочитанный и попавший «в точку» газетный гороскоп, прилетевший в голубом вертолете волшебник – ярчайший опыт. Как от него избавиться? Лишь работа Духа Святого над сердцем несчастного может помочь повернуться в сторону света.

* * *

У каждого христианина также свой путь в жизни, свои обстоятельства, свои испытания и искушения. Свои победы и поражения, свое возрастание в вере. А вот знаменатель у всех должен быть один – Слово, Которое было у Бога и Которое было Бог (Ин. 1:1). И дорожные указатели в духовном мире одни: библейские определения греха и праведности, покаяния и прощения, примирения и наказания. Именно библейские, а не из собственного житейского опыта, не из оккультного загашника, не из убедительных примеров про «тетку двоюродного деда моего старшего кузена», с которой «был случай».

И лишь покаяние перед Творцом способно изменить наше мышление, обновить ум, преобразовать внутреннюю реальность, дабы объективно оценивать внешнюю.

* * *

И в заключение еще один пример разного взгляда на события.

В своих воспоминаниях о муже вдова известного советского поэта-песенника, очень популярного в СССР и в пост-перестроечной России, поведала такую историю.

В 1947 году фронтовик и будущий любимец эстрадных звезд был арестован по обвинению в «пропаганде буржуазного образа жизни». Молодой человек, закончив войну на Эльбе, прошел, как говорится, всю Европу. Даже разоренная войной, она не могла не поразить советского человека своей ухоженностью, комфортом, разумным обустройством. Вот об этом-то впечатлении он часто рассказывал своим товарищам. И вскоре оказался далеко не только от родного города, но и Европы. А в 2000 году в квартире мэтра раздался телефонный звонок. Звонил тот, кто более полувека назад написал донос. Признался, покаялся, попросил прощения. А через месяц трагически погиб.

Мои размышления после чтения: Отец Небесный приготовил человека к вечности. Столько лет он носил в себе груз предательства и подлости, но Господь дал сил для покаяния.

Вывод, данный в рассказе: зло было наказано, как того и заслуживало.

И вы, дорогие читатели, можете подвести собственный итог этой истории. И у каждого он будет свой – в зависимости от ориентиров, знаменателей и верстовых столбиков, отмеряющих наш земной путь в мире небесном. Но главное – это сделать правильный анализ своего опыта, в том числе и духовного.

Архив