+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 2013 г.

Блаженны плачущие

Михаил Черенков

Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4). Эти слова Христа остаются загадкой для людей, мечтающих забыть о плаче навсегда, оградить себя от бед и печалей. Какое там блаженство у плачущих? Нам бы избавиться от проблем, и тогда счастье наступит само собой. Но блаженство – не отсутствие тревог, боли, плача. Блаженство больше, чем наивная радость, когда для слез – ни малейшего повода. Блаженство, о котором говорит Христос, предполагает плач как предварительный путь, на котором – добровольное смирение, внутреннее сокрушение, послушание, терпеливое преодоление трудностей, зрелость и опыт страданий.

Вместо того чтобы отвергать плач как неприятное переживание и «негатив», стоит подумать о том блаженстве, которое, по словам Христа, обретается лишь на этом непростом пути; которое приходит лишь после плача как утешение и благой дар.

Плачем людей не удивишь. В слезах человек узнает правду, и чаще всего она причиняет боль, вызывая слезы. Но Христос обращает слезы в радость, плач – в счастье; в Его словах к плачущим уже присутствует блаженство утешения. С плача начинается жизнь. Плачем жизнь заканчивается. Вначале человек плачет сам, в конце плачут о нем. Не так все плохо в плаче. Если человек плачет, значит, он живет по-настоящему правдиво, не притворяясь, не прячась. Если о нем плачут, значит, он жил так, что без него плохо, больно, грустно. Плач присущ жизни. Он связан с чувствами человека: с настоящими, подлинными, неподдельными, искренними.

Меня часто спрашивают о том, как я могу охарактеризовать современного человека – его особенности, изъяны, проблемы. Можно сказать многое, но лучше всего о человеке говорят его слезы. Когда человек плачет, он открывается в своем настоящем, не поверхностном, не игровом, образе.

Так вот, о современном человеке можно сказать важное и страшное: он почти перестал плакать, впрочем, как и смеяться. Человек, скрывая истинные чувства и мысли, становится все более искусственным, не настоящим. Знаете, чем отличается театр от жизни? В театре не идет дождь. Знаете, чем отличается человек от робота? Робот не умеет плакать.

Понятно, что можно изобразить слезы. Симулировать, казаться люди научились хорошо. Но плакать по-настоящему разучились.

Страдание очищает. Слезы смывают грязь с души. Плач – это важное событие в нашей жизни.

Обычно человек старается избавиться от боли, проблемы, беспокойства. И тем самым лишает себя их очищающей и преобразующей силы. Блаженство не в том, что нет слез, а в том, что есть утешение

Нет страшнее жизни, в которой ничего не происходит. Там, где не бывает слез, не бывает и чистого, счастливого смеха. Тогда жизнь становится искусственной – реальностью игровой или виртуальной, реальностью супермаркетов и баров, реальностью монотонных офисов и сверкающих ночных клубов, реальностью дивана и телевизора, реальностью замков из песка или слоновой кости.

Плач возвращает к себе. Плача, человек приходит в себя.

Спрашиваю себя: как давно я не плакал? Оказывается, уже давно. Значит, я давно не живу настоящей жизнью. Значит, я прячусь от реальности и ее боли, от жизни и ее слез.

Обращаясь к людям в Своей «проповеди с горы», Христос говорит о забытых ныне блаженствах, о которых жизненно важно вспомнить тем, кто хочет вернуться к настоящей жизни. Тем, кто хочет не казаться счастливым, а быть им. Тем, кто хочет перестать играть в жизнь и открыть жизнь с избытком. Тем, кто хочет перестать убеждать себя, что «все в порядке», и посмотреть правде в глаза.

Для счастья нужен плач – о своем несовершенстве, о душевной нужде, о грехе и вине, о разбитой жизни, о боли ошибок

Слезы смягчают сердце. Слезы питают душу. Слезы возвращают зрение.

В слезах можно увидеть приближающегося Бога, почувствовать радость встречи, блаженство утешения.

Архив