+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 6, 2012 г.

Три пути к миру

Вальдемар Цорн

Одно из наиболее часто цитируемых христианами отрывков из посланий апостола Павла следующее: «Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти?» (Рим. 7:24). Этим высказыванием Павла люди обычно выражают отчаяние и безнадежность в своих стремлениях измениться, найти покой сердцу. Возможно ли обрести этот мир?

Практика показывает, что прийти к этому покою можно различными путями. Этих путей много, но для иллюстрации проблемы приведу только три из них.

Все так живут

Первый, самый популярный и самый распространенный: не брать в голову. Все так живут. Ничего страшного. Ты что, лучше других? Тебе что, больше всех надо? При достаточно долгом упражнении совесть будет все реже и реже подавать голос. Со временем наступит полное безразличие, чувства потеряют свою остроту, равнодушие, покоящееся на прочном фундаменте эгоизма, станет основным состоянием души.

Павел пишет своему соратнику Титу: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит. 1:15–16). А своего ученика Тимофея он увещевает: «Вверяю тебе, сын мой Тимофей, такую заповедь, согласно с предшествующими о тебе пророчествами, чтобы ты воинствовал на основании их, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать» (1 Тим. 1:18–20).

Заглушив голос совести, люди, решившие идти этим путем, отдаются своим похотям без страха. Иуда пишет о таковых: «А эти злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каина, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым сбережен мрак тьмы навеки» (Иуд. 1:10–13).

Из моей личной душепопечительской практики я знаю, к какому результату приводит такое состояние души. Приведу только один пример. Однажды я узнал об одном молодом человеке, который отошел от церкви, постепенно все более и более предаваясь далеко не христианским увлечениям. Он жил уже отдельно, снимал квартиру. Я посетил его. В доме у него гудело: молодежь слушала громкую музыку, кто-то курил, почти все сидели с бутылками пива в руках, как это было модно в то время, и попивали из них, прерывая на минуту свою светскую болтовню. Я попытался поговорить с этим молодым человеком, но он меня не понимал. Возможно, ему было стыдно перед друзьями. Я попытался привлечь внимание всех, но безуспешно. Через несколько дней этот молодой человек покончил жизнь самоубийством.

Вступившие на этот путь находятся под постоянным давлением: «все так живут» действует, как мощная центрифуга, разгоняющая жизнь человека до такой скорости, что центробежная (с вектором от центра!) сила становится непредолимой.

Иисус сказал, что для большинства людей мнение окружающих о них настолько важно, что они не могут уверовать в Него. Он говорит: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44).

Не нарушая заповедей

Второй, не менее популярный, путь, я бы даже сказал, наиболее распространенный: принять к исполнению какойнибудь свод правил

В наших странах и в нашей культуре особенно широко практикуется применение библейских правил. Для того чтобы идти этим путем, следует выбрать из множества заповедей и правил Библии те, которые соблюдаются близкими, родными и знакомыми, присоединиться к ним и ревновать об их исполнении. В этом случае важно следить за тем, чтобы соблюдать их от сердца, неукоснительно, постоянно. Со временем, при достаточно долгом упражнении, может наступить покой, когда в молитве нетнет да и прорвутся слова: «Благодарю Тебя, Боже, что я не грабитель, не убийца, что не такой, как тот…» Это путь, по которому идут все религиозные люди. К какой конфессии, идя этим путем, принадлежать – дело не принципиальное.

Этим путем шли почти все современники Иисуса Христа. О них Он говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; это надлежало делать и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:23–28).

Склонность к этому есть у каждого из нас. Религиозность присуща нашей плотской природе. Нам кажется, что благоволение Божье мы должны (и можем!) каким-то образом заслужить. И старание угодить Богу исполнением установленных Им правил нам кажется самым простым и понятным путем. Люди, идущие этим путем, считают: ведь Иисус же Сам сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21).

Дорогой читатель, вы можете очень просто узнать, религиозный вы человек или нет. На что вы обратили внимание, читая только что слова Христа? На «имеет и соблюдает» или на «любит Меня»? Вы скажете: «Где тут разница? Иисус Сам отождествил эти два понятия». И да, и нет. Постараюсь объяснить.

В каждой семье есть какието свои устои, порядки, сложившиеся правила, нормы поведения: кто выносит мусор, кто моет посуду, кто подметает двор и так далее. Представьте себе, что мы с женой установили бы после свадьбы, скажем, 100 правил, которыми мы бы руководствовались в нашей повседневной жизни в семье. Кто, что и когда делает или не делает, как говорит или когда молчит... Думаю, что наш брак не выдержал бы и пяти лет. Обязательно у каждого из нас были бы недовольство, угрызения совести, вина и обвинения, борьба и уныние. Наш брак держится не на нормах и правилах и их соблюдении, а на взаимоотношениях. На любви. Это любовь побуждает помогать и вмещать, прощать и утешать, поддерживать и ободрять.

Так и между нами и Иисусом Христом все определяется взаимоотношениями, любовью. На вопрос фарисеев о главной заповеди Иисус ответил ясно и определенно: «А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: „ „Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?“ Иисус сказал ему: „„Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим. Это первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждаются весь закон и пророки“» (Мф. 22:34–40).

Вы скажете: «Приехали! Ничего нового ты не говоришь. Мы же стараемся изо всех сил! Но у нас ничего не получается». Я думаю, правомерно задать здесь вопрос: способны ли мы по своей природе на такую любовь? Кто из нас, желающих жить угодной Господу Богу жизнью, не стенал вместе с апостолом Павлом: «Бедный я человек!»? Но Павлу, а через него и нам, Бог показал выход.

Единственно верный путь

Третий путь – самый непопулярный. Но не потому, что он самый трудный или сложный. Говоря словами пророка, можно сказать: «Идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся» (Ис. 35:8). Этот путь простой, но единственно верный – мы говорим об освящении, о благочестии, о святости повседневной жизни. Павел во всех своих посланиях говорит о том, что «Христос – освящение наше», что единственная истинная праведность – это праведность, вменяющаяся «верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, то есть праведность Христова». Он убеждает нас «считать себя мертвыми для греха, живыми же для Бога», говоря: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славой Отца, так и нам ходить в обновленной жизни». Он свидетельствует нам: «Да и все почитаю тщетой ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своей праведностью, которая от закона, но с той, которая через веру во Христа, – с праведностью от Бога по вере» (Флп. 3:8–9).

Как это может стать реальностью нашей жизни? Как на самом деле быть таким, а не на словах? Благословенный Павел пишет: «Итак, оправдавшись верой, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верой и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждой славы Божией. И не этим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения – опытность, от опытности – надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:1–5).

Распятие и воскресение

Ответ на нашу тоску по победе над грехом, по реальной святости и динамичном освящении в реальности истины – Христос живет в нас, любовь Божья живет в наших сердцах. Этим жил Павел, говоря: «И уже не я живу, но живет во мне Христос». Реальность нашего сораспятия с Иисусом Христом, которое мы выразили в принятии крещения, и нашей новой жизни, которую мы приняли от Него верою, приняв Духа Святого, Его жизни в нас как непреложной истины – вот основа нашего положения во Христе как освященных Им и уверенности в том, что Его силой мы преображаемся в Его образ. Эта вера дает истинный мир. Мир, о котором говорит Иисус: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27).

Как его получить? Верою. «А входим в покой мы, уверовавшие... Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр. 4:3, 10–11).

Этот покой Божий – седьмой день творения – освящен Богом, в него, в самый «оригинал», приглашает Он каждого человека. Образ этого оригинала – суббота закона – постоянное для всех людей напоминание о возможности войти в истинный покой. И вошедший в «оригинал» празднует уже не образ, а саму сущность покоя, он «успокоился от дел своих»

Архив