+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 2012 г.

Самое опасное оружие врага

Вальдемар Цорн

Беседа с председателем Союза ЕХБ Казахстана пастором Францем Тиссеном

Я родился в городе Караганде 23 декабря 1953 года. Самый важный в моей жизни день – это 1 июня 1969 года. Это день моего духовного рождения. Я стал чадом Божиим. Мне было 15 лет и 5 месяцев. На следующий год,  4 июля, я принял святое водное крещение и осенью, в неполные 17 лет, начал проповедовать...

В 1975 году, 25 мая, Господь по-дарил мне спутницу жизни – Реймер Ольгу Корнеевну. Мне было 21, ей 19... Оглядываясь назад, я так благодарен Богу, что Он вел меня. Я очень счастливый человек. Мы имеем 9 детей, двое уже у Господа, пятеро определились в самостоятельные семьи. У нас уже 11 внуков. Двое детей еще с нами. Дети все верующие, служат Господу.

В 1979 году меня избрали, а в 1980 году, в возрасте 26 лет, рукоположили на пресвитерское служение. В 1992 году я был избран на служение председателя Союза церквей ЕХБ Казахстана и по милости и с помощью Господа совершаю это служение по сегодняшний день.  Сейчас мне 58 лет.

Вы – пресвитер большой церкви, у которой еще около двадцати дочерних церквей. Это – масса людей, судеб, проблем; воспитание новообращенных... Вы согласны со мной, что одним из самых разрушительных (притом самых распространенных) грехов являются клевета, обман, на-говоры?

Да, я пресвитер церкви «Преображение» ЕХБ г. Сарани. С большой радостью совершаю это служение. У нас более 400 членов и еще столько же верующих в дочерних церквах. Прекрасно понимаю Вас и согласен, что клевета, обман, наговоры – это то, что разрушает взаимоотношения между людьми и как следствие – с Богом.

Служители должны быть особенно внимательны к подобным проявлениям в церкви и реагировать на это по Слову Божьему. К сожалению, многие христиане, да и некоторые служители равнодушны к этой проблеме. Но наши слова отражают наше духовное состояние. Язык выражает то, что происходит внутри нас. Христос сказал: «Как вы можете говорить доброе, будучи злы?» (Мф. 12:34).

Грешные речи идут из грешного сердца. Помните, апостол Павел писал римлянам: «Гортань их – открытый гроб…» (3:13). Из открытых гробов исходит трупный запах. Из наших уст, от наших слов веет нашим внутренним миром.

У вас в церквах почти не осталось потомственных верующих, получивших в христианских семьях должное воспитание. Как Вам удается помогать людям избавиться от такого распространенного порока, как лжесвидетельство?

Слава Богу, у нас есть Библия. Мы стараемся учить народ Божий. Слово Божие учит нас: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16).«Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтобы быть свидетелем неправды» (Исх. 23:1).

«Напоминай... никого не злословить, быть не сварливы-ми, но тихими и проявлять вся-кую кротость ко всем людям» (Тит. 3:1–2).

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить. И что ты смотришь на щепку в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: „„„Дай, я выну щепку из глаза твоего“ , а вот, в твоем глазу бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть щепку из глаза брата твоего» (Мф. 7:1–5).

«Итак, неизвинителен ты, всякий  человек, судящий  другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим. 2:1).

«Поэтому не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который  и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5).

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобой и им одним; если послушает тебя, то приобрел  ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17).

Одно дело – учение, наставление, другое – практика. Если новообращенные видят порок лжесвидетельства в «старых» верующих, то как им, молодым и неопытным, справиться с ним, не «сдаются» ли они на милость врагу и не начинают ли жить, «как все»?

Это очень серьезная проблема. Люди приходят в церковь. Первое впечатление у них: все святые! И не дай Господь соприкоснуться сразу, на первых порах, с обманом! Реакция: куда я попал?! Надо бежать! Но не случайно на-писано, что дьяконы должны быть не двуязычны (1 Тим. 3:8), а жены их – не клеветницы (1 Тим. 3:11).

Наша ответственность, я имею в виду себя и всех служителей, самим бодрствовать и учить народ Божий, как быть и как жить.

Например, что делать со слухом, дошедшим до нас? Сказать церкви, что Писание учит не принимать поношение на ближнего своего (Пс. 14:3).

Как защищать жертву клеветы? Мы должны учить, что, слушая сплетню, мы открываем дверь дьяволу и подвергаемся опасности стать переносчиком. Люди должны знать, что лжесвидетель не останется ненаказанным, что дьявол особо хочет поразить служителей и надо даже обвинения принимать не иначе, как при двух или трех свидетелях.

Не могли бы Вы привести при-мер для иллюстрации Вашей мысли?

К сожалению, есть отрицательные примеры.

Однажды одна сестра проходила мимо дома брата-дьякона, которого она недолюбливала. Вдруг она слышит крики из дома. Дверь дома была приоткрыта. Кричала и плакала жена дьякона. «Пошла вон!» – неслось из дома. Шум, стук и крики: «Кому сказал! А ну, быстро из дома...» Дерутся! Вот тебе и служите-ли… Сестра тут же рассказала это другой сестре, ну и та – следующей. «А как закончилось?» – спросила очередная сестра. – «Думаю, что без милиции не обошлось», – таким было резюме следующей сестры. Ну, а до пресвитера дошла весть, что в доме дьякона была драка. Он бил жену, кричал, даже милицию пришлось вызывать. И главное, есть свидетель – сестра из церкви.

Можете себе представить, что было на сердце у пресвитера? Он сразу поехал посетить дьякона. Его приветливо и радостно встретил дья-кон с женой. «Какое лицемерие...» – подумал служитель. Пресвитер решил сразу начать беседу по делу:

– Ну, рассказывайте, кто кого и за что. И как возможно такое?

Брат и сестра в один голос:

– Не было ничего! Мы очень любим друг друга! Мы никогда даже голоса не повышаем друг на друга.

– Есть свидетель! – сказал пресвитер. – Сестра проходила мимо и все слышала!

Сначала семья смеялась, потом плакала... И пресвитер услышал следующую историю:

– Мы давно хотели купить диван. Копили деньги, с трудом собрали их – и вот совершилось! Мы привезли покупку домой.

Когда заносили, дверь осталась открытой (в это время сестра про-ходила!), и в комнату забежала собака. Собака – к дивану и начала лапой делать затяжки на обшивке дивана. Что тут началось?! «Ну-ка вон! – Муж взял что-то и бросил в собаку: – Пошла отсюда!»

Жена плакала – жалко новый диван...

Как можно все исказить, когда мы не любим людей! Какая грязь и поношение! Кто ответит за это?!

Простите за прямоту вопроса: а Вы никогда не впадали в искушение говорить о каком-нибудь брате, может быть, даже служителе, плохое?

Искушение было и не один раз. Помню, я был недоволен пресвитером церкви. Я был молодой, начинающий проповедник. У меня не было мужества сказать ему это лично, как учит Писание. Я решил сделать это через проповедь! О, как я говорил... Сверкали молнии, гремел гром. После служения брат-служитель подозвал меня, сел рядом, обнял меня, потом спросил, как я живу, какие у меня трудности, искушения, нет ли болезни... Он сказал, что радуется за меня и мое служение, сказал, что молится постоянно за меня. А я сидел с поникшей головой и не смел поднять глаза на него. Уже уходя, служитель сказал: «Да, я принял твое обличение, ты прав! Но... никогда больше не делай это так. Зачем ты мучил все собрание? Если что-то имеешь, подходи лично». Он улыбнулся мне приветливо и никогда за многие годы не вспоминал этого больше. Ну, а я получил урок. Я никогда не использовал больше кафедру для личного обличения или для формирования у людей мнения о ком-то. Были и другие моменты.

Некоторые считают, что говорить правду (что-нибудь плохое) о другом – не клевета. Что Вы скажете?

Сейчас я замечаю в христианстве такое благочестивое выражение, которым пользуются для прикрытия греха. Вот оно: «Я хочу с тобой поделиться чем-то для молитвы». И... начинается история о ком-то, которая порочит, унижает и втаптывает в грязь человека. В конце... молитвы нет. По букве – говорить правду, что-нибудь плохое о другом человеке – это не клевета. Клевета – порочащая кого-нибудь ложь. Но по духу это клевета! Дело в том, что наша правда очень относительна. Мы можем чуть-чуть прибавить, при-украсить... Это зависит от отношения к тому, о ком мы говорим. Мы можем эмоционально преподнести «правду» так, что это будет клевета.В одну семью пришло письмо от сына. Отец читал письмо молча и все сильнее хмурился. Мать взволнованно спросила:

– В чем дело?

– Ты посмотри, – воскликнул отец, – что пишет нам сын! Воспитали! Он требует денег! Слушай: «Отец, вышли денег!»

– Что? Наш сын требует денег? – изумилась мать.

– Да! Не вздумай послать! – возмущенно сказал отец.

– Ну-ка, дай письмо... Да ты же неправильно прочитал. Слушай: «Отец, вышли денег...» – жалобно прочитала мать. – Он же просит!

– А, просит! Ну, тогда вышли...

Говорить правду имеют право не все. Говорить правду имеют право те, которые любят того, о ком говорят. Говорить правду можно и нужно сна-чала согрешившему, потом, если не послушает, взять свидетеля и только потом, если не послушается, – церкви.

Пресвитер одной церкви при-шел как-то на посещение с еще одним братом. Хозяева дома очень радостно приветствовали их, но вдруг их маленький сынишка говорит пресвитеру: «Сидорыч! Ты когда прекратишь затягивать собрания?» Родители в страшном смущении: «Ты что говоришь? Нельзя так! Кто тебя научил?!»

На самом деле все было очень просто. Каждое воскресенье, после утреннего богослужения, за обеденным столом вместо рассуждений о проповеди шли бурные рассуждения о проповедниках и пресвитере. Откровенно, не стыдясь и не подбирая выражений в присутствии малолетнего сына, родители говорили плохо о служителях. В глазах мальчика «Сидорыч» – это негодный человек...

Вместе с тем они надеются, что когда-то их сынок покается, но в церкви-то главный проповедник «Сидорыч»!

Как помочь подрастающему поколению с самого детства усваивать Божьи заповеди? Как помочь им понять, что заповеди даны Господом для их защиты от врага, а не для закабаления?

В одной многодетной семье все дети выросли, стали верующими и служили Господу. «Как вам это удалось?» – спросили отца. Он ответил: «Мы с женой решили, что наши дети никогда не услышат от нас ни одного плохого слова о церкви, о церковных руководителях или о ком-либо из братьев и сестер, то есть дали обет никогда не говорить плохо о людях за глаза, особенно в присутствии детей. Дети выросли, полюбили Бога, полюбили церковь и ее служителей. Говорить плохо о ком-то было в нашем доме запретной темой».

Сможет ли ребенок посвятить свою жизнь Иисусу Христу через слышание проповеди людей, жизнь которых его родители постоянно критикуют?! Считаю особо важным личный пример отца и матери для правильного воспитания детей.

Спасибо, брат Франц, за исчерпывающие ответы на вопросы. Желаем Вам Божьего водительства в Вашем ответственном и непростом служении. У нашего журнала много читателей. Как в каждом интервью,  у Вас есть возможность дать им наставление, сказать пожелание...

Я уже и так много сказал. Добавлю коротко из Писания: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16). Помоги нам всем Бог быть исполнителями Его Слова.

Архив