+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 2012 г.

О Духе Святом

Ярл Пейсти

Перед тем как Христос оставил эту землю, Он повелел Своим ученикам: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силой свыше» (Лк. 24:49). И пообещал: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями...» (Деян. 1:8).

Невольно задаешься вопросом: где же эта сила, сила Духа Святого, сила, которая проявляется в приобретении душ для Христа? Разве Господь дал это обетование лишь первоапостольской церкви , а нам велит без этой силы вести Его дело?

Нет. И я думаю, читатели со мной согласятся, что в наше время, даже может быть, более, чем когда-либо, мы нуждаемся в силе Духа Святого. Собственными силами мы не можем совершать волю Божию, не можем жить святой жизнью и не можем приводить человеческие души ко Христу. Бог это лучше знает, чем мы, и потому Он желает, чтобы каждый верующий имел эту полноту и силу Святого Духа.

Однако признаемся, что в настоящее время действительно очень мало общин и отдельных верующих, которые имели бы силу Духа Святого.

За последние годы что-то весьма серьезное произошло с Церковью Христовой. В ней развился проникающий во все ее члены духовный паралич, который лишает ее главной функции, то есть приведения душ ко Христу.

Если бы меня просили назвать причину, почему Церковь Иисуса Христа и большинство отдельных верующих духовно парализованы, бессильны и не имеют устремленности к приведению человеческих душ ко Христу, я бы кратко ответил: мы огорчили Духа Святого.

Да, мы огорчили Его тем, что не приняли всего того, что Он нам дает, мы огорчили Его неправильным использованием Его силы и даров, мы огорчили Его неправильным учением о Нем и не меньше – нашим компромиссом с миром. Люди, которые никогда не имели подлинного рождения свыше, незаметно вкрались в среду верующих и, как когда-то израильтяне, навлекли на себя гнев Божий, допуская компромисс с миром, с грехом и с дьяволом. Точно так и каждая церковь, и каждый верующий в отдельности, терпящие зло, навлекают на себя парализующее проклятие, делающее их бессильными и бесплодными в деле приведения душ ко Христу. По этому поводу я советую прочесть замечательную статью Виля Гаутона (бывшего президента Библейского института Муди в Чикаго) под заглавием «Цена пробуждения». Цель этой статьи – коснуться правильного библейского понятия о Духе Святом и Его функциях.

Мы живем в день благодати, в периоде действия Духа Святого, и, ввиду того что Дух Святой является единственным источником силы для церкви в наше время, каждому верующему весьма важно понять, кто это благословенное лицо Святой Троицы, каковы Его действия и служение и каково должно быть наше отношение к Нему. Мы только тогда можем преуспевать в духовной области и в деле Божьем, когда наши действия будут подчинены действиям Духа Святого. Поэтому постараемся углубиться в сущность предмета и в первую очередь ответить на вопрос: обитает ли Дух Святой в каждом рожденном свыше христианине?

Прежде чем ответить на этот вопрос, важно отметить то, что действие Святого Духа начинается в человеке еще до его обращения (Ин. 16:8–11). Перед тем как человек обратится, Дух Святой должен обличить его в грехе, ибо только Он может открыть человеку весь ужас его греха. Показав человеку его грех, Дух Святой открывает грешнику Иисуса Христа как единственный путь спасения, открывает ему, что прощение и омытие его грехов может совершить только Христос. И наконец Дух Святой открывает грешнику, поверившему в Христа, что Он его оправдание.

Это вкратце служение Святого Духа в человеке, рождающемся свыше. Таким образом, рождение человека производит Дух Святой, и только Он один.

Никодим, будучи учителем Израиля, или как бы мы его назвали на языке нашего времени – религиозным лидером, допустил великое упущение, не поняв значения духовного рождения. Когда Иисус говорил ему о рождении свыше, то Никодим это понял как повторение плотского рождения, и тогда Иисус сказал ему: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3:5), и чтобы еще раз подчеркнуть, что рождение свыше совершает Дух Божий, Христос добавляет: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:6). Каждый из нас должен знать, что для того, чтобы наследовать Царство Небесное, мы должны родиться от Духа Святого, ибо «Дух животворит; плоть не приносит никакой пользы».

Человек, родившийся свыше, родившийся от Духа Святого, становится не только новым творением во Христе Иисусе, но и храмом, или сосудом, в котором теперь обитает Дух Святой.

Конечно, что Бог вездесущ, является неоспоримой истиной: «Ибо мы Им живем, и движемся, и существуем», но смысл обитания Святого Духа заключается в том, что Бог присутствует в ином образе, приведшем к непосредственной связи Бога с человеком.

Многие ортодоксальные учители богословия верят, что Бог, дав Адаму физический облик, «вдунул в лицо его дыхание жизни», то есть тем самым наделил его также обитающим в нем Духом Божиим, Которого он потерял из-за греха не только для себя, но и для своего потомства, то есть для всего рода человеческого.

Отсутствие же Духа оставило человека в духовной темноте и смерти. Поэтому невозрожденный человек не может принимать того, что от Духа Божьего (1 Кор. 2:14), не может покориться закону Божьему (Рим. 8:7), не может назвать Иисуса Господом (1 Кор. 12:3), не может угождать Богу (Рим. 8:8), не может приносить плод духовный (Ин. 15:4) и не в силах принимать Духа истины (Ин. 14:17). И все это потому, что Дух Божий отсутствует в нем, что делает его духовно мертвым.

Если так обстоит дело с невозрожденным человеком, тогда совершенно противоположно состояние человека, рожденного от Духа, ибо он сделался «причастником Божьего естества» (2 Пет. 1:4), то есть в нем обитает Дух Святой. «А прилепляющийся к Господу – один дух с Господом» (1 Кор. 6:17), и потому-то апостол Павел настойчиво напоминал каждому верующему в Коринфе, спрашивая их: «Не знаете ли, что тела ваши – храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не принадлежите себе?» (1 Кор. 6:19). Апостол обобщает здесь всех верующих в Коринфе, не делая между ними различия, всем говоря, что они храм, в котором обитает Дух Святой. И этот факт относится не только к тому времени и к тем верующим в Коринфе, но и к нам, живущим в настоящее время, ибо «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9). Новозаветный христианин отличается именно тем, что Дух Святой обитает в нем.

Опять же некоторые могут возразить этой истине об обитании Святого Духа в каждом верующем, приводя в пример отрывок из книги Деяния апостолов, в котором сказано: «Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: „„„Приняли ли вы Святого Духа, уверовав?“ Они же сказали ему: „„Мы даже и не слыхали, что Дух Святой  есть“. Он сказал им: „„Во что же вы крестились?“ Они отвечали: „„В крещение Иоанново“. Павел сказал: „„Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса“. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, сошел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» (Деян. 19:1–6).

Первое и главное, что следует отметить относительно учеников, находившихся в Ефесе, это то, что, когда прибыл к ним Павел, они еще не были верующими в новозаветном смысле этого слова. Они были крещены Иоанновым крещением и надеялись на закон, не зная о спасении по благодати, которое совершил Иисус Христос на голгофском кресте. Поэтому апостол Павел спрашивает их: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовав?» Апостол Павел, как это совершенно очевидно, не сомневался в том, что если бы они были верующими, то были бы причастниками Духа Святого. Они же ответили ему, что даже не слыхали о Духе Святом, и тогда апостол Павел указал им на Иисуса Христа. «Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса».

Факт, что они в тот момент, то есть до крещения во имя Иисуса Христа, приняли Духа усыновления и были Им запечатлены, подтверждает апостол Павел в своем послании к тем же верующим в Ефесе (Еф. 1:13): «В Нем (во Христе) и вы, услышав (сравните Деян. 19:5) слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом», то есть они были запечатлены в тот самый момент, когда уверовали в благовествование о Христе.

Запечатление означает наложение печати и является доказательством, что вещь, имеющая данную печать, принадлежит владельцу этой печати (2 Тим. 2:19 и Иер. 32:6–10). Верующие являются собственностью Бога, и Бог знает их по тому, что Дух Божий живет в них.

Во времена Павла в портовом городе Ефесе существовал следующий обычай. Купец, придя на пристань, намечал себе бревна и ставил на них свою печать, потом посылал своего слугу, и тот выбирал бревна, имеющие печать его господина. Наличие этой печати доказывало, что эти бревна принадлежат купцу.

Пользуясь выражением в переносном значении, основанном на сходстве и сравнении (в данном случае «ставить печать»), апостол Павел хочет сказать, что каждое чадо Божие принадлежит Богу и потому запечатлено Духом Святым, и Он в нем обитает. Поэтому ясно, что запечатление не означает какой-нибудь другой опыт, который может произойти после спасения, но означает само спасение, то есть что чадо Божье становится собственностью Бога.

Верующий не становится в большей мере чадом Божиим, потому что он имел какой-нибудь другой опыт. Например, достигнув совершеннолетия, я не стал в большей степени сыном моего отца. Я надеюсь, что стал более полезным, но сыном его я был со дня рождения. Также и каждый верующий, родившийся свыше, в тот момент становится собственностью Бога и запечатлевается Им Духом Святым. Да, верующий может стать лучшим чадом Божиим, то есть более угодным Ему, но никакой другой опыт, как бы блажен он ни был, не может его сделать чадом Божиим в большей степени, чем он стал при рождении свыше.

Архив