+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 2012 г.

Не убивай

Валерий Антонюк

Одним из самых тяжких грехов во все времена истории человечества считался грех убийства. Этот, как говорят люди, «тяжкий грех» всегда требовал наказания и возмездия. Стать убийцей – значило положить на себя печать грешника. «У него руки в крови» – так говорили и говорят о тех, кто убивает. Это клеймо остается с ними на всю жизнь. Криминальный кодекс любой страны за убийство определяет наибольшую меру наказания. Люди, совершающие его, всегда на «особом счету». Безусловно, они опасны для общества и виновны перед Богом. Но, сталкиваясь с фактами убийства, невольно понимаешь, насколько страшно то, что делает человек без Бога.

Шестая заповедь Закона, данного Господом через Моисея, запрещает умышленное лишение жизни другого человека. Этот грех навлекал Божий гнев и отмщение. Вот как сказано об этом в Ветхом Завете: «Не убивай» (Исх. 20:13); «Левиты возгласят и скажут всем израильтянам...: „Проклят, кто тайно убивает ближнего своего!“ И весь народ скажет: „Аминь“» (Втор. 27:14,24). За умышленный грех убийства Господь определил наказание – смерть. Закон Моисея определял разные случаи, когда совершалось убийство, и меру наказания за это: «Если кто ударит кого железным орудием так, что тот умрет, то он убийца; убийцу должно предать смерти» (Чис. 35:16–18).

В наше время все понимают: убивать – это делать преступление. Возможно, потому многие, рассказывая о своей жизни и как бы пытаясь оправдать себя перед Богом, говорят: «Я не убивал». Возможно, сравнивая себя с мировыми диктаторами или опасными рецидивистами, большинство из нас непричастны к греху убийства. Все же жизнь – достаточно ценный дар, чтобы отнять ее у себе подобного, думаем мы. Кажется, что соблюдение этой заповеди не представляет никакой трудности. Но почему-то каждый день мы читаем и узнаем о новых убийствах. Средства массовой информации пестрят сообщениями о новой крови. Кажется, мир молчаливо привыкает к этому страшному явлению. Непривычно, тревожно, но ничего изменить нельзя. Общество сживается с новыми реалиями. Убийства считают десятками и сотнями каждый день. Политики и бизнесмены уживаются с грехом проклятия крови, не замечая и не осознавая своей стремительной духовной деградации. К сожалению, с развитием научно-технического прогресса в мире убийств меньше не стало. Локальные войны, этнические конфликты, голодные бунты и крупные финансовые скандалы, как правило, заканчиваются кровопролитием. Это и при смене власти, и при политических интригах, и просто в бытовых спорах. И это все в современном гуманистическом обществе.

Следует признать факт: устремляясь в далекие галактики и познавая глубину океанов, человек не перестал убивать или хотя бы убивать меньше. И в этом наша человеческая трагедия. Сегодня, к сожалению, актуально звучат слова древнего пророка: «Клятва и обман, убийство, и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос. 4:2).

Что же является истинной причиной нарушения заповеди «Не убивай»? Почему снова проливается кровь и люди гибнут от рук потерявших страх убийц? Почему небезопасно в наших мегаполисах днем и страшно даже на безлюдных улицах ночью? Кто может остановить криминал и гарантировать безопасность? Кто обеспечит порядок?

На эти вопросы отвечает древняя библейская история из Эдема. Первое убийство на земле произошло как результат нарушения Божьей заповеди первыми людьми и последующего их разделения с Богом. По причине грехопадения уже в первой семье между родными братьями возникает неприязнь. Старший сын Адама замечает, как Бог благословил его брата. Зависть и обида не дают покоя Каину. Наполненный враждой, он опускает голову, и тогда в сердце приходит неизведанное желание лишить жизни Авеля. «У дверей грех лежит... но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7), – предупреждает Бог. Но желание сердца сильнее: «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4:8).

Первая пролитая кровь в истории человечества. Сколько еще ее будет пролито за тысячелетия?! Сегодня никто точно не знает, сколько миллионов человек испытали то же, что и Авель в начале.

Убийство как намеренное лишение жизни, с человеческой точки зрения, не может быть оправданным никогда и никем. Этот грех всегда имеет необратимые и непоправимые последствия. Вот почему Творец сказал первому убийце Каину: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт. 4:10–11).

Всякое убийство требует справедливого наказания от Бога. Человеческое правосудие также требует надлежащего возмездия за этот грех. Значит, снова должна проливаться кровь?

Первопричиной продолжающихся убийств остается то же древнее желание быть независимым, отделенным от Бога. Быть хозяином без Творца. Потому, не заботясь «иметь Бога в разуме», люди «исполнены всякой неправды… убийства» (Рим. 1:29).

Не такой видит Бог жизнь людей на земле. Важно знать Божьи пути для выхода из подобных тупиков. Для этого необходимо принимать истину Слова Божьего. В учении Иисуса Христа раскрывается истинный смысл правильного отношения к ближним: «Вы слышали, что сказано древним: „Не убивай; кто же убьет, подлежит суду“. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: „„Рака“ (пустой человек), подлежит синедриону; а кто скажет: „Безумный“, подлежит геенне огненной» (Мф. 5:21–22).

Отношение к человеку обуславливается тем, что мы о нем думаем, как его воспринимаем. Это формирует наши эмоции и намерения и в итоге определяет, как мы будем к нему относиться, что будем о нем говорить, как воспримем ближнего. Неправильное отношение не всегда выглядит как убийство. Но, согласно Библии, даже гневающийся на брата напрасно подлежит суду. Духовная испорченность приводит к неправильным взаимоотношениям. Библия говорит: «Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства» (Мк. 7:21).

Убийство физическое – это следствие, результат духовного убийства, которое происходит внутри, в сердце человека. Неудивительно, что Слово Божье определенно говорит об этом: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин. 3:15). На первый взгляд, ненависть внутри, в душе, еще не говорит о желании убивать. Но Священное Писание учит, что это уже есть человекоубийство. Это внутренний приговор, выносимый в досаде, зависти, гневе. Это пленит человека и делает его рабом греха. Желание причинить зло, унизить, превознестись над другими – это путь к совершению греха убийства в своем сердце. Важно то, что Христос говорит даже о пустых словах как об убийственной силе. Уместно заметить, что «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки’ за собой повести...».

Новый Завет, в отличие от Ветхого Завета, по-другому рассматривает соблюдение шестой заповеди. Если в древности заповедь «Не убивай» предохраняла Израиль от несправедливого истребления друг другом и этим регулировала религиозно-общественную жизнь избранного народа Божьего, то учение Христа ставит качественно иные критерии в соблюдении этой заповеди.

Христианская практика состоит в том, что верующие в Иисуса Христа действительно избегают всякого греха. Они обеспокоены не тем, чтобы кого-либо не убить физически, но опасаются того, чтобы грех убийства не стал соблазном в их сердце. В чем это может выражаться?

Часто причиной убийств является жгучее желание обогащения. Оно доводит людей до невменяемого состояния. Библия говорит: «Корень всех зол – сребролюбие» (1 Тим. 6:10). Счет жертв идет на миллионы. Оттого что кому-то просто хочется больше, смерть продолжает уносить с земли людей. Ненасытимость, алчность, корыстолюбие мотивируют к совершению не только обмана, но и убийств. В гонке за благами не брезгуют ничем. В народе говорят: «Что не покупается за деньги, покупается за большие деньги». В том числе даже человеческая жизнь. Это прискорбно, но это так. Жизнь как дар Божий оценивается и заканчивается по желанию тех, кто хотел бы остаться «за кадром».

Вторая проблема – это непринятие других. Причин для этого много. Например, часто успех одних является поводом для расстройства других: «Всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть» (Еккл. 4:4). Завистью поражены многие. Зависть – это разложение личности, «гниль для костей» (Притч. 14:30). Из-за зависти Каин убил Авеля. Многие раздражены, обижены, озлоблены по причине благословений, которые получают их знакомые или друзья. Когда человек не может радоваться с радующимися (Рим. 12:15), благодарить Бога за помощь, оказанную другим, он духовно деградирует. Когда брат в беде, чаще возникает тайное чувство удовлетворения, желание причинить зло, поставить его в тяжелое положение. Это происходит в тайниках сердца, о чем никто не знает, но соблазн мстить или доказать свое очень велик. Не многие находят силы противостоять.

Еще одной движущей убийственной силой является жажда власти или стремление любой ценой повелевать кем-то. Это не дает покоя. Не достигая цели правильными средствами, человек прибегает к шантажу, манипуляциям, запугиванию...

Обиды, дух непрощения также развивают греховные желания. Отсюда жестокие слова и откровенная клевета. Сеется раздор и разделения. Сплетни и проклятия становятся «нормой» во взаимоотношениях. И хотя дело не всегда доходит до уничтожения, в действительности нарушаются не только христианские, но и человеческие нормы морали. Человек уничтожается как личность. Его растаптывают и бросают в грязь.

В тюрьмах достаточно людей, которые никогда ранее не были похожи на убийц. Но закон многим определил суровый приговор. «Сын поднял руку на отца» или «муж зверски убил жену» – об этом, к сожалению, часто приходится читать и слышать.

Попирая все законы, рискуя своей жизнью, люди идут на крайние меры, чтобы удовлетворить свои хищные аппетиты. Таков наш мир.

Есть ли выход? Кто простит тех, кто однажды, став на путь преступления, совершил убийство? С человеческой точки зрения, вопрос закономерный, но сложный. Ведь как можно оправдать того, кто намеренно отнимал жизнь? Ответ нужно искать в Библии. Мы не можем быть милосерднее Бога. Но и не должны быть справедливее Него. Бог прощает и убийц. Важно, чтобы в жизни произошел перелом. Важна остановка и признание своей вины перед Богом. Это приводит тюремных авторитетов, рецидивистов к исповеданию, покаянию в своих грехах и прощению от Бога. Но, если и люди не могут простить, и убивший не прощает себя, Господь прощает грешника.

Христос был распят среди двух разбойников. Они получали «достойное по делам» (Лк. 23:41). Казалось, что нет уже никакой надежды на прощение. Но все же один из них просит: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое!» (Лк. 23:42). И Христос принимает того, кто по заслугам наказан людьми. Спаситель мира говорит ему: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). С точки зрения логики и справедливости, такое прощение кажется нелогичным и несправедливым. Но Бог прощает грешника, если он исповедует грех, раскаивается и отвращается от него. В нашем жестоком мире Бог дает шанс даже самым великим грешникам.

Заповедь «Не убивай» остается авторитетным словом Божьим. Насилие нельзя остановить насилием. Зло не побеждается злом. Нам важно оставаться людьми, которые, исполняя волю Бога, «не убивают».

Архив