+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 2011 г.

Когда музыка творит чудеса

Музыка... Ее звуки имеют выразительную возможность передавать оттенки настроения: скорбь, нежность, радость и возвышенное состояние духа. Какой была бы наша жизнь без музыки?! Она открыта всем, но каждому по-своему. И восприятие ее у всех разное. Одни любят умиротворяющие аккорды гитары или вызывающие грусть звуки саксофона, другие – мощные звуки органа или живую и веселую музыку оркестра. Для одного музыка – это джаз, блюз, свинг; другой слушает только духовую музыку, хип-хоп или настоящий регги. Один напевает народную песенку или поет в хоре, исполняющем возвышенную музыку Баха, другой любит модную поп-музыку и устраивает вечера караоке, третий во все горло распевает зажигательный госпел. Действительно, каждый из нас отдает предпочтение определенному направлению в музыке, имеет свой собственный вкус. Без музыки наша жизнь была бы духовно ограниченной, убогой. Музыка снимает напряжение, очищает и оживляет нас!

Существуют даже исследования, подтверждающие, что музыка творит чудеса! При слушании и исполнении музыки в нашем организме приходят в движение сложные химические процессы, могущие способствовать душевному и даже телесному выздоровлению.

Чудо музыки в Библии

Музыка – прекрасный дар Бога людям. И этим даром мы можем Ему служить. «Славьте и воспевайте в сердцах ваших Господу», – говорит Павел христианам в Ефесе (Еф. 5:19). И многие другие места в Библии подтверждают, что музыке Бог придает большое значение.

Вспомним Моисея, который, освободив от рабства Израиля, поет с народом песню: «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся» (Исх. 15:1). Вспомним Давида, который игрой на арфе усмиряет депрессивного Саула. А как прекрасна хвалебная песнь Марии: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем»! (Лк. 1:46–47). И апостол Павел в своем послании наставляет ефесян, чтобы они назидали самих себя песнопениями духовными (Еф. 5:19). А в Послании к евреям приводятся слова Иисуса Христа: «Возвещу имя Твое братьям Моим, посреди собрания воспою Тебя» (Евр. 2:12).

Пение – это замечательный и неотъемлемый признак христиан. Некто сказал: «Когда мы поем, мы чувствуем, что Христос действительно воскрес!» Да, музыка затрагивает всю человеческую сущность.

Музыка, по словам Мюллера, стимулирует в нас интуитивную, творческую сторону... Мысли и чувства, сдерживаемые до сих пор логической, критической, анализирующей стороной, могут теперь всплыть на поверхность...

Выражая печаль, радость, страх, музыка пробуждает наши собственные чувства и позволяет нам эти чувства ощущать и выражать. Музыка – это... психологическая баня.

Псалмы – чудотворные песни

Бог подарил нам в Библии в высшей степени действенные песни – псалмы, а также книгу Плач Иеремии. Хорошо, что от этих песен не сохранилось музыкальных записей. Таким образом мы не привязаны к какой-то определенной мелодии в восточном стиле, исполнение которой сопровождается вилянием бедрами. Думаю, что это доставило бы кое-кому в Германии большие затруднения. Нет, Псалмы открыты в музыкальном отношении. Так что каждая культура и каждое поколение могут присвоить этим прекрасным текстам свое музыкальное звучание.

Вунибальд Мюллер в своей книге «Моя душа плачет» описывает действие Псалмов и Плача Иеремии на скорбящих людей. Он отмечает, что во многих обществах есть определенные траурные ритуалы. Так, например, в некоторых культурах до сих пор практикуется плач и причитания по умершим. Плакальщицы в течение длительного времени исполняют выразительные плачевые песни, сопровождая таким образом скорбящих и выражая их боль. В отличие от них нам, немцам, трудно выражать свою скорбь. «Однако способность скорбеть – это выражение душевного здоровья... Скорбь является нормальной, здоровой реакцией на утрату», – пишет Мюллер. Скорбящие переживают утрату как большую, зияющую рану. Ее нельзя игнорировать, ибо сдерживаемая печаль может проявиться в склонности к различного рода зависимостям, к депрессии и другим расстройствам здоровья.

Существует опасность, что скорбь прочно засядет в моей душе. Ей необходимо дать выход – бережно, но решительно. И здесь могут помочь Псалмы, дав мне слова, в которых выражается то, что я (иногда лишь смутно) ощущаю в себе. И тогда я приношу Богу уже не только слова, размышления. Я приношу себя – без прикрас, сырым, неподдельным.

Рассмотрим в качестве примера отрывок из 68-го Псалма. Царь Давид находится в трудном положении, которое можно сравнить с сегодняшним моббингом. Следствием переживаний стало душевное и физическое истощение.

«Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать... Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего. Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей... Ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лицо мое... Ревность по доме Твоем снедает меня... и плачу, постясь душой моей, и это ставят в поношение мне... Обо мне толкуют сидящие у ворот... А я с молитвой моей к Тебе, Господи... услышь меня... извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне... Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя... Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их – западней; да помрачатся глаза их, чтобы им не видеть, и чресла их расслабь навсегда; излей на них ярость Твою... Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою; да изгладятся они из книги живых... А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня. Я буду славить имя Бога моего в песне, буду превозносить Его в славословии... Да восхвалят Его небеса и земля, моря и все движущееся в них».

По ходу Псалма мы отчетливо видим, как Давид сначала сильно жалуется, принося Богу свои просьбы о помощи. Он искренен перед Богом. Даже чувства возмущения и яростного негодования им не сглаживаются и не облекаются в более утонченную форму. Давид полностью высказывает их. И только когда волна жалоб и просьб утихает, из его сердца вырывается благодарность.

Очевидно, Давиду было проще, чем нам, изливать свою душу. Как восточный человек он был знаком с высокой культурой плача. А как обстоят дела с нами, среднеевропейцами? Про нас, немцев, говорят, что все мы владеем двумя языками: немецким и ворчливым. И я подумала: может быть, эта немецкая культура ворчания, в принципе, является выражением сдерживаемой скорби? Мы ворчим, потому что не научились правильно жаловаться и сетовать. Мы жалуемся на жизнь, на людей и не знаем, какое это благословение – пожаловаться Богу, призывающему нас: «Изливай, как воду, сердце твое пред лицом Господа!» (Плач, 2:19).

Почему нам так трудно «изливать» наше сердце? Я думаю, мы боимся потерять самообладание. Но Бог предлагает нам в Псалмах и в Плаче Иеремии готовые слова – образы. Псалмы могут «придать голос» душе, тому, что она ощущает.

«Язык Псалмов – услада для моего глубинного сознания, затаенных в недрах души ощущений и чувствований, – пишет В. Мюллер. – Ибо это язык, который понимает мой внутренний человек, моя душа. Она впитывает его в себя, может бесконечно слушать его... Наконец-то она нашла способ самовыражения. Нечто во мне, бывшее прежде смутным и неопределённым, теперь проясняется и становится более понятным, упорядочивается».

Находясь сегодня в тяжелой ситуации и читая 68-й Псалом, я чувствую себя так, как будто Бог Сам подает мне эти слова, как распахнутое пальто, которое я могу надеть. Теперь я могу потерять свое самообладание, потому что Он дает мне необходимое спокойствие. И если я произношу или даже выкрикиваю слова Псалма, то чувствую, что я охвачена Богом. Часто я замечаю (как это было и с Давидом), что именно в тот момент, когда кончаются мои плач и жалобы, во мне рождается новая, нежная радость. И эта радость – настоящая, исходящая из состояния охваченности Богом.

Замечательно и то, что Псалмы дарят нам слова для выражения положительных ощущений: радости, счастья и ликования, – для проявления которых нам часто не хватает подходящих слов. Прочтем несколько цитат из 15-го Псалма.

«Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю... Ты – Господь мой... К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое... Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой. Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня. Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя... Ты не оставишь души моей... Ты укажешь мне путь жизни. Полнота радостей – пред лицом Твоим, блаженство – в деснице Твоей вовек».

Если к этим словам подобрать соответствующую мелодию, то выражение состояния нашей души станет еще более интенсивным. Инструменты, сопровождающие пение, производят в нас вибрирование, и через пение задействуется еще большая часть нашего тела. Дыхание концентрируется и постоянно выливается в важные, многозначительные слова. Словесные образы наполняются чувством.

Через чтение Библии – к песне!

Уже издревле Библия служит источником для сочинения бесчисленных музыкальных произведений. Если мы перекинем мост от Григорианских песнопений, через неподражаемые кантаты Иоганна Себастьяна Баха, к нашим современникам Зигфриду Фитцу, Манфреду Зибальду, Альберту Фрею и многим другим, то поразимся, какое огромное богатство всего лишь в одной стране!

А если мы обратимся за пределы нашей страны, то увидим: во всем мире христиане пишут песни! Как только они познают Христа, в них возникает внутренняя необходимость сочинять песни. По этой причине сотрудники миссии переводчиков Библии «Уиклиф» наряду с переводом Библии занимаются музыкально-этнологическими исследованиями. Цель – помочь народностям открыть свой собственный музыкальный стиль, дабы выражать веру в соответствии со своей культурой. Установлено, что при наличии Библии на родном языке последняя становится неисчерпаемым источником для сочинения новых песен.

Очевидно, что прославление Бога совершается по-настоящему только в «этно-полифоническом» звучании: с барабанами из Африки, струнными из Азии, тромбонами из Европы, панфлейтами из Южной Америки... и голосами бесчисленного множества людей. Каждый язык, каждая культура, каждый музыкальный стиль, подобно мозаике, добавляет свои элементы, обнаруживая всю сияющую красоту Бога!

Давайте вновь откроем для себя то несметное богатство, данное нам Богом в музыке. Начните завтра же с первого Псалма! Прочтите этот Псалом сознательно, проникнитесь его словами, заданным в нем ритмом. Достаньте свой запылившийся инструмент – флейту, гитару, скрипку... Начните писать свою собственную, новую, песню. Ведь, как уже было сказано, в пении мы начинаем чувствовать, что Христос действительно воскрес. И тогда музыка действительно будет творить чудеса!

Литература:

Библия. Синодальный перевод. «Свет на Востоке», 2008

Мюллер Вунибальд. 1993. Meine Seele weint. Die therapeutische Wirkung der Psalmen fьr die Trauerarbeit. Mьnsterschwarzach: Vier Tьrme Verlag.

Ангелика Марш с 2000 года является директором миссии «Уиклиф» в Германии.

Перевод с немецкого Марии Винс

Архив