+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 2011 г.

Имя Мое

Вальдемар Цорн

Посреди Синайского полуострова, в пустыне, возвышается горный массив. Далеко-далеко на юге накатываются на берег волны Красного моря, на западе по берегам Нила раскинулась великая держава Египет. Середина XVII века до Рождества Христова. Здесь же, в безбрежной, знойной пустыне, в поисках лучших пастбищ пастух ведет небольшие стада овец и коз к подножию горы Хорив. Выше по склону, среди кустарников, трава свежее и гуще. Трудно понять, сколько лет пастуху: высокий, сильный, лицо обветренное, взгляд острый и смелый. По одежде – пастух-кочевник, по мечу на перевязи и луку за спиной – египтянин. Обут он в сандалии, в руке у него тяжелый посох, которым он помахивает легко, как небольшой палкой. Овцы и козы идут за ним уверенно – они пастуху доверяют.

Вдруг пастух, а вы уже догадались, что речь идет о Моисее, видит, что один из кустов объят пламенем и... не сгорает. О том, что произошло дальше, читаем в книге Исход: «Моисей сказал: „Пойду и посмотрю на это великое явление, отчего куст не сгорает“. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: „„Моисей! Моисей!“ Он сказал: „„Вот я!“ И сказал Бог: „„Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, – земля святая“. И сказал ему: „Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова“. Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь: „Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его... Итак, пойди. Я пошлю тебя к фараону, и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых“. Моисей сказал Богу: „Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?“ И сказал Бог: „Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе“. И сказал Моисей Богу: „Вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: „„Бог отцов ваших послал меня к вам“. А они скажут мне: „Как Ему имя?“ Что сказать мне им?“ Бог сказал Моисею: „Я есмь Сущий“. И сказал: „Так скажи сынам Израилевым: „„Сущий (Яхве) послал меня к вам““. И сказал еще Бог Моисею: „Так скажи сынам Израилевым: „„Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам“. Вот имя Мое навеки, и память обо Мне из рода в род“» (Исх. 3:3–7, 10–15).

Имя

Начиная с этого момента, Моисей (позже все израильтяне, а потом и весь мир) узнал имя Бога, Творца Вселенной. Но вы скажете, что Он и раньше был известен, Ему поклонялись, Он открывался людям и общался с ними. Правильно. И с Адамом и Каином, Енохом и Ноем, Авраамом и Иаковом и многими другими говорил Бог, и люди знали о Нем. Они называли Его «Бог Всемогущий», «Бог, видящий меня» и другими именами. Да, Бог открывался людям, как и Моисею в вышеописанной истории: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Чаще всего в Библии употребляется Божье имя Элохим – 2500 раз. Это слово означает Бог, божество, бог, и, несмотря на то что речь идет о Творце Вселенной, оно стоит во множественном числе. В единственном числе это слово имеет то же самое значение и произносится Элоах. В этой форме оно встречается в Библии 40 раз. Прежде чем мы вернемся к Моисею и горящему кусту, я упомяну еще несколько имен Бога, которые мы встречаем в Библии.

Эл Элион – Бог Всевышний. В книге Бытие (14:18–20) написано: «Мелхиседек, царь салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: „„Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли, и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои“. Аврам дал ему десятую часть из всего».

Здесь это имя Бога означает, что Он – выше всех богов, которым поклонялись народы в Ханаане, где в те времена странствовал Авраам. В этом случае, как и в тех, которые приведу ниже, имя Бога указывает на какую-нибудь особенную сущность Бога, подчеркивая какую-нибудь отдельную особенность Его Существа.

Эл Рои – Бог видящий (Быт. 16:1–14).

Эл Шаддай – Бог Всемогущий (Быт. 17:1).

Адонай – Господин, Владыка (Быт. 15:1–2, 6).

Трудно было людям, имевшим дело с Богом, рассказать другим о Нем. Его Естество не вписывалось ни в какие религиозные представления того времени. Поэтому мы встречаем в Библии: Ире – усматривает агнца вместо Исаака; Рафа – Целитель; Нисси – знамя; Саваоф – Господь сил или воинств. Это имя, по словам богословов, подчеркивает вселенскую власть Бога, в руках Которого находятся судьбы мира. Далее встречаются: Мекаддишкем – Господь, Который освящает; Роэ – Пастырь; Шалом – мир, в его самом глубоком и полном значении; Олам – вечный, вечности.

Имя Яхве – Сущий в Самом Себе – встречается уже в книге Бытие (2:4), но открылся Бог этим именем впервые Моисею. В истории, которую мы рассматриваем.

Имена и имя

Для чего нам, людям, нужны имена? Скажете, что вопрос глупый. Правильно. Само собой разумеется, что именами мы отличаемся от других людей. Семьям даются имена, чтобы отличать одну семью от другой; народам и странам – чтобы знать, к какому народу относится тот или другой человек, и так далее. Имена Бога имеют то же самое назначение: Он творит, врачует, пасет, дает мир, освящает, правит миром и так далее.

Что же особенного в том имени, которым Бог открылся Моисею в пустыне из среды горящего куста?

«Моисей, ты хочешь знать Мое имя? Ты хочешь Меня как-то представить своему народу? Так знай, что в отличие от всех тех богов, которым поклоняется народ египетский, Я – есмь. Я был, есть и буду. Их – нет. А Я – есмь! Я Сущий. – имя Мое! Иди и скажи народу Моему – Сущий послал тебя к ним, чтобы избавить их из рабства и привести в страну, где течет молоко и мед».

Во имя

Перед горящим кустом на коленях стоял беглец, пастух, заика, а встал с колен вождь. Его пастушеский посох стал символом власти Бога Сущего, от имени Которого Моисей говорил с фараоном, властью имени Которого творил многие чудеса и привел через год на это самое место многочисленный народ. Здесь, вооруженный этим же самым посохом, Моисей получил от Сущего Закон и заключил как посредник между народом и Сущим завет.

Из благоговения перед этим именем народ израильский не произносил его, а заменил его на «Адонай», что значит «Господь». В такой форме мы встречаем его в Библии. И мы знаем, что за этим именем стоит Сущий, Тот, рядом с Которым нет никого.

Через пророка Исаию Он говорит: «Я Господь, и нет иного; нет Бога, кроме Меня».

Вспомним записанный в 8-й главе Евангелия от Иоанна спор иудеев с Иисусом Христом. Иудеям казалось, что они наконец поймали Иисуса на слове, когда Он сказал, что Авраам увидел Его время и обрадовался. «На это сказали Ему иудеи: „„Тебе нет еще пятидесяти лет – и Ты видел Авраама?“ Иисус сказал им: „„Истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь“».

Неудивительно, что «нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы нам спастись», кроме имени Иисуса Христа, «Который есть, и был, и грядет – Вседержитель». И пред именем Иисуса преклонится «всякое колено небесных, земных и преисподних».

Властью Сущего вывел Моисей народ из рабства египетского, властью Иисуса (Сущий спасает – значение имени этого) Сам Бог выводит Свой народ из этого мира. Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24).

Веруешь ли ты? Следуешь ли за Ним? Если нет, то ты можешь прямо сейчас признать над собой Его власть, покаяться в своих грехах и исповедовать Иисуса Христа своим Спасителем.

Если ты это сделал, то Он приведет тебя в Свою страну. Следуй за Ним!

Архив