+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 5, 2010 г.

Гомеопатия

Светлана Вылкова

Современная медицина предлагает и нетрадиционные методы лечения, один из которых – гомеопатия. Гомеопатические продукты вызывают противоречивые оценки из-за своей необычной природы. Ученые относятся скептично к гомеопатии, некоторые из них считают ее шарлатанством. Но, благодаря очевидным положительным результатам, она пользуется большой популярностью во многих странах. Многие христиане лечатся подобными лекарствами, несмотря на то что им неясно их происхождение. Что такое по сути дела гомеопатия и какими методами диагностики пользуются гомеопаты? Ответы на эти вопросы помогут христианам понять, не вредит ли гомеопатия их духовному здоровью.

КАК ПРИГОТАВЛИВАЮТСЯ ГОМЕОПАТИЧЕСКИЕ ЛЕКАРСТВА

Сырье (продукт растительного, животного или минерального происхождения) смешивается с алкогольным раствором, в результате чего получается так называемый «материнский раствор». Приготовление лекарств связано с его многократным разведением. При первом разведении одна часть активного вещества смешивается с 99 частями раствора воды и алкоголя. При следующем разведении одна часть полученной жидкости опять смешивается с 99 частями воды и алкоголя. Это повторяется много раз. На упаковке обычно есть обозначение: 5 СН, 15 СН, где число показывает, сколько раз разведено лекарство. Гомеопатические средства изготавливают в форме таблеток, сиропов, гранул и др. Приготовленные из сахарозы и лактозы гранулы пропитывают гомеопатически активными веществами. Содержание первоначальной субстанции в лекарстве незначительно, сами гомеопаты определяют его как «бесконечно малая доза». Болгарский физик Васил Тинчев пишет: «Активное вещество в гомеопатических лекарствах разведено так сильно, что на один атом его приходятся миллионы атомов растворителя». Это одна из особенностей, которая заставляет нас поставить вопрос, что именно лечит, если медикамент почти не содержит самого лекарства.

Другая особенность – сам процесс приготовления. Это взбалтывание жидкости (потенцирование, или динамизация), которое, по мнению гомеопатов, усиливает лечебные свойства раствора. Эта особенность также заставляет нас искать какое-то объяснение. В православной Греции есть издания, где утверждается, что при взбалтывании растворов тайно произносятся заклинания, то есть речь идет о магии. Сами гомеопаты отрицают необходимость заклинаний или связь с магией. Некоторые пытаются объяснить это научно: «При процессе динамического разведения активного вещества в гомеопатических средствах происходит переход в микроскопических масштабах из классического к квантовому уровню», то есть лечебные свойства связывают с микроскопическим проявлением квантовых эффектов. Васил Тинчев пишет по этому поводу: «Образно говоря, существует разделительная линия между квантовым миром и знакомым нам миром, описываемым классической физикой. Известный специалист по математической физике Роджер Пенроуз считает, что правила, которые показывают, когда происходит переход между квантовым и классическим уровнями, должны быть связаны с выяснением отношений между квантовой теорией и общей теорией относительности Эйнштейна, описывающей гравитационное поле. Это так называемая квантовая теория гравитации. Но такой теории не существует. Ее контуры даже не намечены».

ЧЕРЕЗ ЛЕКАРСТВА ДЕЙСТВУЕТ СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕБНАЯ СИЛА

Основатель гомеопатии Самуэль Ганеман (1755 –1843) в своем сочинении «Орган врачебного искусства» пишет: «Наличие целебной энергии не может быть связано ни с атомами потенцированного лекарства, ни с какими-либо физическими или математическими особенностями строения их поверхности, с помощью которых многие пытаются объяснить нарастающую энергию при потенцировании, так как основываются на слишком материалистическом мнении. Скорее, в лекарственных растворах невидимо присутствует освобожденная специфическая целебная сила, которая динамично воздействует на весь организм через контакт с его живыми нервными волокнами. Она не передает, однако, ничего материального, независимо от того, в какой степени разведено лекарство».

Отсюда следует, что никогда не будет дано научного объяснения гомеопатии, потому что она не имеет научной основы. Происхождение ее не основывается на научных исследованиях и открытиях, а является чисто экспериментальным.

То, что сегодня нам известно как медицина, коренным образом отличается от «медицины» Ганемана, называемой гомеопатией. Если в традиционной медицине, чтобы установить диагноз, необходимы определенные исследования, для Ганемана это было абсолютно излишне – ему нужны были только симптомы. Зная, какие препараты могут вызвать подобные симптомы у здорового человека, он прописывал очень маленькие дозы этого же препарата больному. Основной принцип гомеопатии: подобное лечится подобным. Врачи старой школы, как их называл Ганеман, неоднократно возражали: «Гомеопатия может устранить симптомы, но заболевание остается» (Гуфеланд).

Ганеман понимает болезнь так: «Не надо рассматривать естественную болезнь как некое вредное материальное вещество, которое находится внутри или вне человека (§§ 11–13), а как нечто, вызываемое определенным враждебным духовным фактором. Он, как инфекция, нарушает духовный принцип жизни в организме, измучивая его, подобно злому духу, и вызывая нарушения в нормальном ходе его жизни». Следовательно, кроме того, что болезнь не является материальной, она не причиняется неким материальным веществом.

Итак, Ганеман описывает ее как «нарушение духовного принципа в организме», «духовно динамическим расстройством жизни» и «поражением жизненной силы». Эти выражения взаимозаменяемы.

Лечение болезни по Ганеману также духовно: «Болезни не могут быть устранены иначе, как при помощи духовных (динамических, потенцированных), воздействующих на духовную жизненную силу лекарств».

В своем сочинении Ганеман утверждает, что «в лекарственных растворах невидимо присутствует освобождающая специфическая целебная сила». Надо сказать, что эта сила – та же, которой лечат экстрасенсы. Такой вывод следует из факта, что в §§289–291 Ганеман рекомендует воздействие на жизненную силу и через магнетизм: «Эта лечебная сила (магнетизм), часто так глупо отрицаемая и пренебрегаемая в продолжение веков, действует различными методами…

С помощью магнетизма сильная воля человека, который воздействует на больного через контакт и даже на определенном расстоянии, может передать ему жизненную энергию от здорового магнетизатора, наделенного такой силой». Магнетизм, по мнению Ганемана, делится на положительный и отрицательный. При положительном вызывается приток жизненной силы, а при отрицательном – ослабление ее напряжения.

Разница между лечением с помощью магнетизма и через гомеопатические лекарства – только в методе, с помощью которого передается лечебная сила, а сила – та же и объект – тот же (жизненная сила больного).

Источник, однако, не называется, и именно это заставляет людей думать, что лечебная сила исходит от лекарств или от магнетизатора, а на практике она имеет сверхъестественное, демоническое, происхождение.

Когда в бывшем Советском Союзе появились первые экстрасенсы, многие христиане пользовались их услугами из-за незнания происхождения их целительной силы. Сейчас нам ясно, что мы не должны иметь ничего общего с подобным лечением. Пора нам понять, что и гомеопатия в такой же мере опасна. Сегодняшние гомеопаты не объясняют, откуда берется лечебная сила их препаратов. В одной из рекламных брошюр читаем: «Даже если механизм действия гомеопатического лекарства не полностью известен, считается, что оно стимулирует организм и активизирует потенциал здоровья, заложенный в нас самих». В таком случае нам стоит прислушаться к предупреждению из заключения статьи, озаглавленной «Основные принципы и развитие гомеопатии», опубликованной в номере 8 «Церковного вестника» за 2002 год: «Надо иметь в виду традиционные пристрастия основоположников гомеопатии и многих современных авторитетных гомеопатов к алхимии, астрологии и оккультизму. Даже прагматично и позитивно ориентированные школы в гомеопатии, такие, как французская, которые декларируют свою независимость от всякой идеологии и учения, по существу сохраняют характерное для оккультной практики стремление к непосредственным результатам при подчеркнутом отсутствии интереса к их происхождению».

Пока мы не убедимся, что на предлагаемые лекарства не воздействовано через «тайные» духовные силы, не надо их использовать, потому что так мы рискуем своим душевным здоровьем, а нет гарантии, что и физически стабилизируемся надолго.

«Дерево доброе приносит и плоды добрые» (Мф. 7:17).

Архив