+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 2010 г.

Голос из ада

Вальдемар Цорн

Знаете, кто больше всего досаждал Иисусу? Правильно, фарисеи. Они считали себя праведными, по крайней мере, лучше остальных. Иисус сказал окружающим Его людям: «Никакой слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному будет усердствовать, а другим – пренебрегать. Не можете служить Богу и мамоне». Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и смеялись над Ним.

В ответ на их насмешку Иисус рассказывает одну историю. Историю о богаче и Лазаре.

Иисус рассказывал много притч. Ни в одной из них Он не назвал когонибудь по имени, так как это были притчи. А тут Он рассказывает нечто большее, чем притча. Это совершенно реальная история. Я думаю, что у нас есть исключительная возможность узнать, как обстоят дела у людей, которые попали не на небо к Богу, а в ад; что они думают и о чем волнуются, о чем сожалеют...

Некоторые говорят, что осознанного существования после смерти не будет. Другие – что все идут через «темный коридор» к свету и теплу, независимо от того, кто они и как они жили. Они утверждают, что участь всех людей одинакова. Но Тот, Кто знает, о чем речь идет, – Иисус Христос, – говорит, что нет страшнее места, чем то, где нет Бога.

Я попрошу вас прочесть в Библии текст из Евангелия от Луки (16:19–31). Прочли? А теперь мы вместе порассуждаем над ним.

«Некоторый человек был

богат, одевался в порфиру и

виссон и каждый день

пиршествовал блистательно».

Виссон – очень тонкая, легкая и очень дорогая льняная ткань. В жарком климате она незаменима. Но одеваться в виссон и порфиру могли только вельможи и цари. Некоторые толкователи считают, что, возможно, Иисус имел здесь в виду Ирода. Мы так не считаем, потому что Ирод Великий не имел пяти братьев, а Ирод Антипа еще не умер. В любом случае, это был очень высокопоставленный и очень состоятельный человек.

В те времена даже состоятельные люди ели мясо один раз в неделю. А тут – пир каждый день! Пиршествовать само по себе не грех, если состояние позволяет, но человек может обладать всем богатством этого мира и все же подпасть под гнев Божий. Благополучие, благосостояние, успех, даже здоровье – не признак благоволения Божьего. В любом случае, мы видим здесь нарушение заповеди. Какой? Я думаю, что богач нарушал четвертую заповедь. Написано: «Шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:9–10). Но это так, между прочим.

Читаем дальше:

«Был также некоторый нищий

по имени Лазарь, который

лежал у ворот его в струпьях

и желал напитаться

крошками, падающими со

стола богача, и псы, приходя,

лизали струпья его».

В те времена евреи, как и большинство восточных народов, не пользовались столовыми ножами и вилками, кусочки пищи брали пальцами. В богатых домах руки вытирали ломтиками лепешек, которые потом выбрасывали. Вот этих кусков и ждал Лазарь. И собаки. Псы богача были добрее хозяина! Они зализывали раны бедняка. Раньше не было искусственных антибиотиков, и не зря говорили: «Как собака зализала!» Слюна собаки имеет бактерицидные свойства.

Между прочим, обратите внимание на имя – Лазарь! Это латинская форма еврейского имени Елиазар: Бог – помощь моя, Бог – отрада моя. Какое имя!

«Умер нищий, и отнесен был

ангелами на лоно

Авраамово».

Лазарь умер первым. Часто так бывает, что нечестивые дольше живут. Народ иногда десятилетиями ждет, когда же диктатор наконец умрет.

Похоронили ли нищего, не сказано. Может, бросили его в какуюнибудь яму и закопали. Помните рассказ о поле, названном «Акелдама – земля крови», то есть поле горшечника, где погребали таких, как этот нищий Лазарь? Священники купили это поле на те деньги, которые Иуда им вернул после того, как раскаялся, что предал своего Учителя.

Итак, умер Лазарь и отнесен был ангелами на лоно Авраамово, то есть он попал туда, куда желают попасть все верующие в загробную жизнь люди. И ангелы – реальность, это не призраки, не персонажи сказок и легенд, а совершенно конкретные личности. В любом случае, мы можем быть уверены, что честь, оказанная Лазарю, была велика: у него был эскорт из ангелов. Ангелы ждали, когда Господь даст команду забрать Лазаря с земли, где он только и делал, что страдал, в приготовленное ему место. И друг Божий Авраам принимает нового почетного жителя Небес. В любом случае, верующие, спасенные, не умирают. За ними приходят. Вам не приходилось наблюдать смерть верующего человека? А смерть безбожника?

У иудеев времен Иисуса было три понятия для описания смерти праведника: войти в сад Эдемский, прийти к престолу славы и взойти на лоно Авраамово. Наш бедняк взошел на лоно Авраамово. Он был отнесен туда ангелами!

«Умер и богач, и

похоронили его».

Вот и вся его характеристика: богач. Ни тебе Ирод, Рокфеллер или Бил Гейтс...

Помните, как не так давно Ельцина хоронили? Приблизительно так можно представить себе похороны богача. Вся знать со всей страны на его похороны собралась. Тут тебе и речи, и панихида, и почетный эскорт, и траурная процессия... Не так, как у Лазаря.

Богатство для многих стало непреодолимым искушением, непреодолимым препятствием на пути в Небо. Недаром сказано в Библии: «Корень всех зол – сребролюбие». Легко забыть о вечности, если жить в постоянных удовольствиях или в поисках их. Удобства и удовольствия могут пробудить в нас сластолюбие и гордость, а это уже – начало конца.

Приходит как­то к раввину один богатый купец, член его общины, и говорит:

– Равви, почему ты все время нас, богатых, ругаешь? Мы же и десятину даем, и общине помогаем. Вот, недавно...

Раввин говорит купцу:

– Подойдика к окну. Что ты видишь?

– Площадь вижу, людей...

– А теперь подойди к зеркалу. Что ты видишь?

– Себя вижу...

– А теперь скажи: какая разница между стеклом в окне и стеклом зеркала?

– Зеркальное стекло с обратной стороны покрыто тонким слоем серебра, – ответил купец.

– Вот об этом я и говорю, – сказал раввин. – Богатый находится в опасности видеть только себя, свою семью, свое дело, свои интересы.

В 2004 году я читал интервью с Ходорковским, у которого забрали все его 15 миллиардов. И он в этом интервью говорит: «Но (пусть для многих это может выглядеть странно) расставание с собственностью не будет для меня невыносимо болезненным. Я, вослед многим и многим узникам, – известным и безвестным – должен сказать спасибо тюрьме. Она подарила мне месяцы напряженного созерцания, время для переосмысления многих сторон жизни. И я уже осознал, что собственность, а особенно крупная собственность, сама по себе отнюдь не делает человека свободным». Далее он говорит еще более определенно: «Благодарен Богу, что в отличие от моих гонителей я понял, что зарабатывание больших денег – далеко не единственный (и, возможно, далеко не главный) смысл трудов человеческих».

Этого осознания у нашего богача не произошло. Вспомним, почему смеялись над Иисусом фарисеи.

Здесь уместно сказать несколько слов о богатом юноше. (Помните случай из жизни Иисуса?) Как его звали­то? Вот именно. Неизвестно. Почему? Выбор неправильный сделал. Почему он этот выбор сделал? Привязан был к богатству. Уж очень богат был! Если бы он сделал выбор, как Ходорковский, мы бы и имя его знали, и, возможно, на иконах лик его видели, с нимбом, какой над головами святых апостолов изображают. Ведь мог принять приглашение и следовать за Иисусом, но отверг. Богат был и привязан был к богатству.

Что же сталось с нашим богачом?

«И в аду, будучи в муках, он

поднял глаза свои, увидел

вдали Авраама и Лазаря

на лоне его».

Не написано, что богач был человеком злым или особенно грешным. Богач попал в ад не за то, что он сделал, а был обречен на муки за то, чего он не сделал. «Грех, – говорит Иисус, – состоит в том, что не веруют в Меня». И промелькнула у меня мысль: «А не богатый ли юноша – этот богач из истории, рассказанной Иисусом?»

Я думаю, что мучительность потери возможности спасения усиливается тем, что погибшие видят спасение других. Евангелист Лука приводит другой случай: «Держа путь в Иерусалим, Он учил и проповедовал в городах и селениях. Некто сказал Ему: „“Господи! Неужели мало спасающихся?“ Он же сказал им: „“Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, говорю вам, многие захотят войти и не смогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: „“Господи! Господи! Отвори нам“. Но Он скажет вам в ответ: „“Не знаю вас, откуда вы“. Тогда станете говорить: „“Мы ели и пили пред Тобой, и на улицах наших учил Ты“. Но Он скажет: “„Говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все творящие неправду“. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царстве Божьем, а себя изгоняемыми вон» (Лк. 13:22–28).

Узнал богач Лазаря! А на земле наверняка мимо проходил...

Лазарь живет и после смерти осознанно, как и Илия, и Моисей, которых увидели на горе Фавор ученики. Помните? Так и мы будем узнавать друг друга.

Так что богач увидел Лазаря издали...

«...и, возопив, сказал:

„“Отец Авраам!“».

Вспомнил, кто его отец! Но быть иудеем – не гарантия спасения. Как и быть православным, католиком, лютеранином, баптистом. Кем же нужно быть, чтобы быть спасенным? Верующим в Иисуса Христа, рожденным свыше человеком. Написано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божьего» (Ин. 3:16–18).

«Умилосердись надо мной и

пошли Лазаря, чтобы омочил

конец перста своего в воде

и прохладил язык мой, ибо я

мучаюсь в пламени этом».

Он, оказывается, думает, что и после смерти выше Лазаря стоит и им из ада командовать может. После смерти общественное положение не играет никакой роли. А ведь сколько люди жертвуют ради него! Некоторые – даже своей вечной участью. Боясь потерять свое общественное положение, они говорят: «Что скажут люди, если я в церковь ходить буду?» или «Чтобы карьеру сегодня сделать, похристиански поступать не получится».

В советское время одного верующего вызвали к генералу. Генерал начал убеждать солдата, что Бога нет, что Библия – книга непонятная, что никто не знает, что будет после смерти, на что солдат ответил:

– Вы знаете, что будет после смерти.

– Как так? – удивился генерал.

– Скажите, а Вы будете после смерти генералом?

– Нет, конечно, какой вопрос!

– Вот видите, Вы это знаете.

Общественное положение важно, но ни в какое сравнение с положением перед Богом не идет: вспомним наших отцов и дедов, которые прошли через страшные времена гонений и дискриминации. Как написано о верующих: «...Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:36–38).

И богач получает ответ.

«Но Авраам сказал: „“Чадо!

Вспомни, что ты получил уже

доброе твое в жизни твоей,

а Лазарь – злое; ныне же он

здесь утешается,

а ты страдаешь“».

Небеса – это утешение, ад – мучение; небеса – ликование, ад – плач и скрежет зубов. В отношении Лазаря верно слово апостола Павла: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас» (Рим. 8:18). Не могу в это углубляться сейчас, но обратите внимание на словосочетание: «откроется в нас».

«...И сверх всего того – между

нами и вами утверждена

великая пропасть, так что

хотящие перейти отсюда к

вам не могут, также и оттуда

к нам не переходят».

Чистилища нет, после смерти надежды нет. Хоть все свечи мира ставь и на сто лет вперед на каждый час панихиду заказывай. Бог положил этот предел: «Ныне, когда услышите голос Его (Божий), не ожесточите сердца ваши». После смерти возможность перехода Бог исключил.

«Тогда сказал он: „„“Так прошу

тебя, отец, пошли его в дом

отца моего, ибо у меня

пятеро братьев: пусть он

засвидетельствует им, чтобы

и они не пришли в это место

мучения“».

У богача, видно, не было детей, он переживает за своих братьев. И за родных нужно переживать сейчас, во время жизни, а не тогда, когда поздно будет. Вместо пиров, на которые он, наверное, своих пятерых братьев приглашал, лучше бы кружок библейский организовал, на шаббат Равви из Назарета пригласил, глядишь, и сам бы уверовал, и братья бы покаялись...

«Авраам сказал ему: „„“У них есть Моисей и пророки;

пусть слушают их“».

Единственный путь познания Бога, путь к истинной вере, – в чтении и слышании Библии: «Вера – от слышания, а слышание – от Слова Божьего», – пишет Павел. Бог открывает Себя, Свою волю, путь спасения в Библии. Ее слова – живые, они, как написано, дух и жизнь.

Но богач и тут лучше знает...

«Он же сказал: „“„Нет, отец

Авраам, но если кто из

мертвых придет к ним,

покаются“».

И даже Аврааму возражает богач. Сам попал в ад, а как спастись – лучше знает. Сам не покаялся, а знает, как лучше проповедовать! Знакомо такое комунибудь? Мне уже приходилось слышать такую критику от неверующих: и тот не очень грамотно говорит, и лучше бы об этом или об этом говорить… Да я и сам таким был, когда, будучи еще неверующим, на собрания ходил.

«Тогда Авраам сказал ему:

„„“Если Моисея и пророков не

слушают, то, если бы кто и

из мертвых воскрес,

не поверят“».

Эту историю Иисус рассказал незадолго до того, как воскресил Лазаря из Вифании. Как вы думаете: имя – случайное совпадение? Не думаю, у Бога случайностей не бывает.

Но не послушали фарисеи Лазаря воскресшего! Вместо того чтобы поверить – убить решили. Да и Иисусу Христу не поверили. И распяли Его. Распяли Его те самые, которые смеялись над Ним, которым Он эту историю рассказал.

Сделаем несколько выводов из этой истории.

Иисус избавил нас от ада.

Чтобы избавить человечество от участи, приготовленной дьяволу и ангелам его, Иисус пришел в этот мир и взял на Себя грех всего мира. Никто не попадет в ад за то, что он сделал. Он попадет туда за то, чего не сделал: не принял Иисуса Христа.

Он дал нам место на Небе, и ангелы ждут часа, чтобы отнести нас на лоно Авраамово.

Одного старого шотландца некто спросил, надеется ли он попасть на Небо, так сказать, на лоно Авраамово. Он ответил: «Я уже живу в нем!» Это очень простая истина: нам нужно иметь небо в сердце сейчас, чтобы попасть туда после смерти.

Спасение только в этой жизни, и только в Иисусе Христе.

Рассказывают об одном лондонском богаче, что он, будучи при смерти, пригласил Сперджена, самого известного проповедника того времени, посетить его. Сперджен сам не смог пойти и послал к нему своего брата. Богач был очень разочарован. Он сказал брату Сперджена: «Если мне нужен был врач, я приглашал самого лучшего. Если мне нужен был адвокат, я нанимал самого успешного. И теперь мне нужна самая лучшая помощь». «Жаль, что он не к тому обратился! – считал Сперджен. – Единственный, кто ему мог помочь, – Иисус Христос». Наш самый главный враг – внутри нас.

Наше неистребимое желание – стать богаче, известнее, получить большее признание. Ответ на эту опасность – полное и безоговорочное посвящение себя, своей жизни, семьи и денег Господу. Только так мы можем спокойно ожидать того времени, когда Он пошлет за нами Своих ангелов.

Архив