+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 2010 г.

Протобионты: миф или реальность?

Игорь Савич

Жизнь человека проходит в потоке разнообразной информации, окружающей его на протяжении всей его жизни и при самых различных обстоятельствах. На основании полученных извне сведений человек сам способен, в силу своих умственных способностей, генерировать информацию определенного уровня сложности. Как правило, это выражается часто неосознанно, в построении информационных моделей. Простой пример. Если вы собираетесь ехать куда-либо, вы заранее продумываете маршрут своей поездки. Вы определяете вид транспорта (автомобиль, автобус, поезд или самолет) в зависимости от дальности поездки. На выбор могут по-влиять прямые затраты на поездку, величина груза, который надо перевести, время в пути, климатические условия и т. д. Модель вашей поездки будет отвечать жизненной ситуации, если у вас имеется достаточное количество сведений (информации) о различных важных деталях.

Построение информационной модели обычно осуществляется в несколько этапов (Гейн, Сенокосов. 2009 год).

1. Выделяются факторы, наиболее существенные для данной модели (вид транспорта, метеоусловия, маршрут, дата и время отправки).

2. Определяются средства реализации модели (наиболее удобный вид транспорта).

3. Описываются факторы с помощью установленных параметров (формализация задачи). Продумывается маршрут поездки, определяются вещи, которые требуются в дорогу, подсчитываются материальные затраты, учитываются сведения о погодных условиях.

4. Устанавливаются связи между параметрами (насколько легко достичь пункт назначения при имеющихся условиях, средняя скорость передвижения, время в пути).

5. И, наконец, полученная модель проверяется на адекватность той жизненной ситуации, ради которой она и создавалась. (После окончания поездки вы чувствуете успех или неудачу, удовлетворение или разочарование.)

Это простой пример, когда сам человек строит свою собственную информационную модель. И совсем другое дело, когда модель, построенная кем-то, предлагается (или навязывается) с вполне определенными целями. Это стандартная ситуация при рекламе какого-либо товара.

На фотографии 1 (на следующей странице) показан пакетик Сhupa Chups (Чупа-Чупс) и его содержимое. Авторы этого изделия попытались построить информационную модель для потенциального покупателя.

Очевидно, наиболее важными факторами являются комбинация известной наклейки с интригующими надписями «Будь модной» и «Body Art». То есть потен-циальному покупателю внушается, что с помощью содержимого данного пакетика он может улучшить свой имидж и красоту своего тела. Средствами реализации является наклейка китайского производства в форме сердечка, которую рекомендуется наклеить на видную часть тела, а также собственно карамелька Чупа-Чупс.

Формализация задачи связана с запретом использовать данную наклейку детям до трех лет, ну а Чупа-Чупс идет без возрастных ограничений.

Картинки снаружи и внутри дают представление, насколько привлекательной станет девочка, если наклеит на руку эту та-туировку. Связь между двумя важнейшими параметрами установлена.

И наконец, данная информационная модель может быть проверена на практике – и вам решать, отвечает ли она необходимым требованиям при заданной жизненной ситуации (быть красивой и модной).

А теперь обратимся от этих бытовых примеров к более сложной информационной модели, которую предлагают авторы учебника по биологии профильного уровня для 10 классов (под редакцией профессора В. Б. Захарова). Глава 2.4 так и называется: «Эволюция протобионтов», а положение протобионтов, как промежуточных форм между живым и неживым, показано на рис. 2 (стр. 76 учебника). С помощью предлагаемой модели авторы пытаются дать объяснение возникновению жизни на Земле.

Протобионты, по замыслу авторов, это еще не те клетки, которые являются живыми «кирпичиками» всего живого, а некие примитивные образования (протоклетки). И хотя четкое описание протоклеток отсутствует, предполагается, что поскольку они были примитивные, то и все их важнейшие составляющие носили не совсем полноценную природу.

Наиболее существенные факторы для этой информационной модели следующие:

«1. Протобионты формировались в теплых мелких водоемах, где в полосе прибоя происходило перемешивание раствора, содержащего органические молекулы.

2. Первыми аккумуляторами энергии могли стать молекулы пирофосфата.

3. Белки со случайной последовательностью аминокислот обладают слабой неспецифической каталитической активностью» (стр. 71).

Средствами реализации данной модели являются случайные хаотические процессы, которые, как полагают, должны привести к:

а) возникновению энергетических систем;

б) образованию полимеров;

в) эволюции метаболизма (стр. 67–69)».

Разберем более подробно эти положения.

Энергетические системы

Возникновение таковых трактуется с позиции образования молекул с различными формами фосфата. Для реакции переноса фосфата наиболее удобной и простой формой является пирофосфат. Однако он нестабилен в растворе, и, как признают сами авторы, для осуществления переноса энергии с помощью пирофосфата необходимо наличие фотосинтетического аппарата.

Фотосинтетический аппарат уже сам по себе довольно сложная законченная система, и как он мог возникнуть, не объясняется.

Образование полимеров

Далее следует довольно интересная фраза: «В ходе эволюции отбирались более длинные полипептидные цепочки, обладающие способностью ускорять течение определенной химической реакции» (стр. 68). Образование полимеров (синтез более длинных молекул из более коротких) – процесс, требующий затрат энергии и специфических условий, и самопроизвольно он осуществляться не может. Например, синтез полипептидов в лабораторных условиях связан с определенными трудностями. Дело в том, что «реактивы, необходимые для проведения реакций, приводящих к образованию пептидных связей, могут реагировать также и с другими функциональными группами, не участвующими в образовании пептидной связи» (А. Ленинджер).

В лабораторных условиях их можно защитить с помощью специальных реакций, но кто мог защищать их в природных условиях – в условиях «теплого мелкого водоема, где в полосе прибоя происходило перемешивание раствора»? Следует напомнить, что все природные белки со-стоят только из L-аминокислот, и совершенно непонятно, как могли первичные белки избирательно и самопроизвольно строить такую последовательность, так как все свободные аминокислоты в природе присутствуют в виде L- и D- форм.

Вторая часть процитированного выше предложения говорит о самопроизвольном образовании молекул, способных ускорять течение химических реакций. Почему-то авторы учебника автоматически предполагают, что такие белковые ускорители (они называются ферментами, или энзимами) должны работать исключительно для синтеза компонентов первичной клетки, когда еще не существовало систем, регулирующих их деятельность.

Известно наличие громадного количества ферментов, которые приводят к распаду биополимеров и расщепляют крахмал до отдельных сахаров, белки – до аминокислот, а нуклеиновые кислоты – до отдельных нуклеотидов. В неконтролируемой среде будут работать все имеющиеся в наличии ферменты, и, согласно Второму закону термодинамики, очень скоро в растворе не останется биополимеров. Все они рано или поздно будут расщеплены гидролитическими ферментами.

Эволюция метаболизма

Существует довольно много метаболических путей, и все они взаимосвязаны друг с другом. Любое существенное изменение одного вида метаболизма должно сопровождаться целенаправленным изменением других сопряженных с ним систем. А это противоречит принципу эволюционизма: все изменения случайны и непредсказуемы.

Четвертый принцип построения информационной модели говорит об установлении связей между параметрами. В любом живом организме универсальной связующей системой является генетический код, и весь сложный путь его реализации направлен на достижение целостности организма.

На странице 69 учебника написано: «По-видимому, в это же время происходило становление генетического кода, т. е. такой организации ДНК и РНК, при которой последовательность нуклеотидов в полинуклеотидных цепях нуклеиновых кислот стала нести информацию о наиболее удачных, в смысле каталитической активности, молекул белка».

Старый анекдотичный спор между мудрецами о том, что было вначале: яйцо или курица, – однозначно решен протобионтом в пользу яйца.

А если серьезно, то сразу же возникает вопрос, каким образом нуклеиновая цепь могла нести информацию о «наиболее удачных молекулах белка», если выше утверждалось, что молекулы белка должны были образовываться самостоятельно. Ни одному исследователю до сих пор не могло прийти в голову доказывать существование возможности образования цепи нуклеиновых кислот на основании уже имеющейся белковой молекулы. Общеизвестно, что процесс идет строго в обратном направлении.

Учитывая все вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что протобионты как модель возникновения жизни не соответствуют действительности и противоречат законам химии и физики.

Существует достоверная информационная модель возникновения жизни, описанная в первой главе книги Бытие и первой главе Евангелия от Иоанна.

1. Факторы, существенные для данной модели, – это Бог-Творец, или Логос, через Которого «все начало быть».

2. Средством реализации данной модели является создание той информации, которой наполнен окружающий мир.

3. Согласно этой модели был сотворен универсальный источник энергии – Солнце с одновременным созданием уникальной, утилизирующей доступную энергию системой (фотосинтезом). Одновременно стало возможным пополнение атмосферы кислородом, совершенно необходимым всем живым организмам.

4. Описанные стадии творения дают четкое представление о связях между различными параметрами, начиная со связей внутри клетки и кончая взаимоотношениями между сообществами животных и растений биосферы.

5. И наконец, предлагаемая модель может быть очень легко проверена на адекватность: существующий мир вокруг нас полностью ей соответствует.

Борьба между приверженцами эволюционного мировоззрения и сторонниками сотворения длится уже 150 лет. Одним из ключевых вопросов является возникновение жизни. Жизнь настолько сильно отличается от неорганической природы, что, с точки зрения эволюционного мировоззрения, совершенно необходима промежуточная стадия. Как показано выше, промежуточной стадии в виде протобионтов просто не существовало. Жизнь является уникальным явлением на нашей планете, и проявление ее во всем многообразии, сложности, красоте и совершенстве явно свидетельствует о Разуме, который воплотил это в реальность.

Архив