+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 6, 2008 г.

Некоторые отступили от веры

Вальдемар Цорн

На вопросы по теме номера, поставленные главным редактором журнала «Вера и жизнь» Вальдемаром Цорном, отвечают:

Франц Гергардович Тиссен, председатель Союза ЕХБ Казахстана

Василий Иванович Давидюк, председатель правления миссии «Свiтло на Сходi»

Юрий Кириллович Сипко, председатель Союза ЕХБ России

В начале девяностых годов народ толпами шел на собрания, евангелизации, показы христианских кинофильмов. Многие каялись, принимали Иисуса Христа, шли в церковь. Можно ли это движение в странах бывшего Советского Союза назвать пробуждением?

Ф. ТИССЕН: Да! Господь действительно открыл дверь. Мы видели благодать Божию. Тысячи людей искренне покаялись и стали детьми Божьими. Из Казахстана за все эти годы эмигрировали около 30 000 верующих (включая детей и молодежь) из церквей нашего братства, но церковь в Казахстане жива! Что особенно радовало и радует – это пробуждение среди казахского народа. Очень медленно, но идут!

Не все остались… Это верно. О некоторых можно сказать словами апостола Иоанна: «Они вышли от нас… и через это открылось, что не все наши» (1 Ин. 2:19). Некоторые проявили просто любопытство. Иные пришли не за спасением, а за помощью. И мы не отказывали! Однажды одна женщина пришла в Дом молитвы и, у калитки встретившись со мной, спросила: «Это та церковь, в которой, если два-три раза придешь, тебе дадут гуманитарку?» «Да! Это та церковь! Заходите!» – сказал я. (Хотя получали у нас помощь и те, кто не ходил к нам.) И многие заходили, слушали Слово Божье и каялись в грехах. Могу привести ряд примеров, когда люди после со слезами говорили: «Стыдно признаться, зачем пришла… Бог дал несравненно лучшее!»

В. ДАВИДЮК: Я считаю, что это было пробуждением. Потому что был духовный голод и был поиск истины, и у очень многих Бог эту жажду удовлетворил. Было основано много новых церквей, в которых действительно большое количество истинно возрожденных верующих, верно служащих Господу. Да и в «старые» церкви пришло много людей, привлеченных Господом. Фактически все «старые» церкви – это на восемьдесят процентов «новые» люди из мира. До 90-х годов такого не было нигде. Это было наглядное действие Божье. Бог создал обстоятельства, в которых люди могли получить настоящую надежду. И многие получили ее.

Ю. СИПКО: Я не могу назвать тот период пробуждением. Скорее, люди того периода похожи на обитателей клетки, которые, увидев раскрытые двери, рванули кто куда. Я не видел и сейчас не вижу в народе поиска Бога. Ведь наряду с походами на просмотр христианских кинофильмов множество христиан рванули за кордон. Скорее, это был процесс поиска себя в мире утерянных грез. Добавлю, что всякая попытка обобщать процессы, в том числе и распространения веры, приведет к неверным выводам, ибо я убежден в том, что обращение к Богу имеет глубоко личный характер. Бог возрождает человека, восстанавливая в нем образ Свой. Как и принятие веры, так и возрастание в истине индивидуально.

Очень многим из этих людей так и не удалось найти в церквах то, что они искали. Немало из них ушли в мир. Почему?

Ф. ТИССЕН: Некоторые пытаются сегодня объяснить уход многих тем, что церкви были слишком консервативные: то нельзя, это нельзя – одни запреты. Я не согласен с таким мнением! Мы продолжали в те годы держаться добрых традиций, основанных на Писании. В 1996 году в поместной церкви города Сарань мы крестили 172 человека, в 1997-м – 101, в 1998-м – 156, в 1999-м – 157, в 2000-м – 106. Господь расширил наши пределы. Мы радовались. Мы и сейчас имеем более 30 филиалов. Кто-то сказал: «Там, где рождаются дети, нужны нежные руки кормилицы, а где их нет, там большая детская смертность». Одна из причин, что люди уходят, – отсутствие душепопечительства.

В. ДАВИДЮК: В начале 90-х был огромный духовный голод. Старые основы рушились, и люди пытались найти какую-то новую основу для жизни. Поэтому в период поиска, да и всегда, очень важно предложить людям настоящую надежду, фундамент. И, конечно, ничего надежнее и важнее Евангелия нет. Оно не только приводит к мудрой и высоконравственной жизни, но в принципе решает главный вопрос смысла жизни – ее предназначение и вечные взаимоотношения с Богом.

Вот только не всегда предлагалось людям полное Евангелие, а что-то вроде: «Бог любит тебя»; «Ты только произнеси: „Я каюсь” и „Войди в мое сердце” – и Бог будет исполнять все твои желания, у тебя все будет хорошо». Часто людям предлагалось сделать как бы услугу Богу – покаяться. И редко говорилось о страшной реальности, что грешники находятся под гневом Божьим, что всех грешников ожидает страшная участь, что они будут судимы и что их ожидает ад, – об этом не принято было говорить в гуманный век. Ведь в наше время все для человека, а не человек – для чего-то. И поэтому человек впадает в искушение мыслить, что Бог – для нас, а не мы – для Него. И когда людям предлагалось покориться Богу – это им не нравилось. Они разочаровывались и уходили в мир. Но рожденный свыше в мир не уйдет...

Ю. СИПКО: Потому многие не нашли, что искали вовсе не Бога, искали замену исчезнувшему социализму. Я помню женщину, которая в искреннем недоумении говорила: «Я к Вам пришла после адвентистов, к которым пришла после харизматов. Ни там, ни тут ничего мне не помогает». «В чем Ваша проблема?» – спросил я. «У меня болит спина. И я не получаю исцеления». С другой стороны, в церкви не было понимания своей миссии. Многие десятилетия церковь выживала, не посягая на благовестие, и люди извне были врагами церкви. Был абсолютно утрачен опыт работы с людьми, которых Писание называет младенцами. На жизнь церкви влияло и внешнее окружение. Безжалостное отношение к людям, суд без милости, правило ценнее, чем человек, общее больше, чем личное, – привело к тому, что церковь стала не домом «милосердия», а домом «правосудия». И в этом случае я добавлю, что любое обобщение будет неверным. Все очень индивидуально.

Мне рассказали совершенно конкретный случай. В одном городе верующие провели палаточную евангелизацию. 300 человек откликнулись на призыв и вышли вперед с покаянием. 30 из них пришли в церковь для изучения Библии и подготовки к крещению. Трое из них приняли крещение. В то время, когда мне это рассказывали, они собирались оставить церковь, потому что не смогли в ней ужиться. Объясните этот феномен с точки зрения теоретического и практического богословия.

Ф. ТИССЕН: Я не знаю, почему. Надо в каждом конкретном случае знать ситуацию. Возможно, по прошествии времени эти семена дадут всходы. Многим людям в те годы было предложено слишком легковесное христианство: «Поднимите руку! Повторяйте за мной! Кто хочет принять Иисуса?» И многие принимали Иисуса, не сознавая даже, что они погибшие грешники; что им нужно сначала покаяться. Многие были просто не возрожденные люди. Некоторые никогда не стали Его учениками, потому что не взяли своего креста.

Думаю, что часто евангелизационные служения проводились не теми людьми: то есть людьми, исполненными амбиций, желанием выделиться, недуховной конкуренцией. Иногда это делали люди, которые вышли из своих церквей, хлопнув дверью. Они откровенно высмеивали тех братьев, на пути которых остался кровавый след. Часто это были люди, водимые не Божьим Духом. Только Дух Святой может погрузить человека в сознание вины. И только тогда возможно покаяние и истинное возрождение.

В. ДАВИДЮК: Конечно, было и неправильное отношение в некоторых церквах к вновь уверовавшим, что-то вроде: «Вы вообще никто, а у нас, прошедших советские времена, не было грубых, смертных грехов. А вы, в прошлом такие блудники, нечестивцы, сидите и молчите у порога и радуйтесь, что хоть на это имеете право. У вас нет права даже что-то сказать в церкви». И тогда они искали другие церкви, часто не самые лучшие...

Если люди уходят в мир, то они так и не оценили по-настоящему неизреченный дар Божий, за который можно отдать всю свою жизнь, все силы при самой жестокой несправедливости. Вопрос не в «неправильных» верующих, из-за которых возникают соблазны (они все с недостатками и несовершенные), и не в плохих поместных церквах, а в любви к Богу, спасшему нас от ужасной участи. А если люди опять избирают эту участь, то они так ничего и не поняли, или лучше сказать – ничего и не получали, не раздирали душу свою от тяжести вины перед Богом, а потом, когда Бог прощал,из благодарности готовы были терпеть все ради Спасшего их ценой Своей жизни и принявшего страшные мучения, чтобы спасти нас от неминуемой гибели.

Может, никто так и не потрудился донести настоящий смысл Евангелия для смиренного, беспрекословного служения и посвящения себя Богу. Люди так и остались в своей гордости и эгоизме. Мы же обязаны нести им всю правду Божью о грехе, о правде и о суде. Только тогда возможно спасение, когда есть от чего спасать. А потом появляется смиренное служение Богу, не взирая на обстоятельства и трудности.

Ю. СИПКО: По сути, церковь уже проходила этот этап. Те самые первые дни церкви, которые мы идеализируем, когда никто ничего не считал своим: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:44–45), закончились тем, что пришли раздоры, внутри общины возникли группы «наши» и «не наши». Это привело к необходимости направить лучших людей церкви на решение внутренних задач, а затем и к рассеянию церкви. В нашем случае такое самообслуживание, а по сути, самолюбование и самоедство, закреплено в нескольких поколениях, освящено и узаконено. Люди отказываются рожать и воспитывать своих кровных детей. Тем более не умеют служить, жертвовать, терпеть. Церковное правило, как закон мидян и персов, не может быть изменено. Приходящие в церковь люди, не понимая природы таких правил, не видя для них основания в Библии, неизбежно входят в конфликт и покидают общину. Есть и еще одна серьезная проблема – отсутствие в церкви ученичества. Призыв Христа: «Придите ко Мне и научитесь от Меня» в большинстве случаев понимают как приглашение к покаянию. Считается достаточным и законченным ученичеством, если человек входит в церковь через покаяние и крещение. С другой стороны, как я уже сказал, немалое число пришедших в церковь не были возрождены Духом Святым. Имели место эмоциональный выбор, решение ума, активное приглашение родных, жизненный кризис – то есть все вторичные причины для прихода в церковь имели место, но главной, рождения свыше, не было. Призыв Христа: «Возьми крест свой и следуй за Мной» – не понят и не принят. Нет примера «жизни по Духу», нет внутреннего желания к умерщвлению плоти. В таком случае плотская природа берет верх, и вместо возрастания в истине происходит ропот, за ним бунт и исход из церкви. Как бы там ни было, надо помнить о тех качествах почвы, которые Христос показал в притче о сеятеле. Из четырех категорий только одна качественная, принимающая семя и дающая плод!

Что происходит с отпавшими, заблудшими, отступниками? Что об этом говорит Священное Писание?

Ф. ТИССЕН: Это очень серьезный вопрос. В Евангелии от Луки (15-я глава) мы читаем об отношении отца к заблудшему сыну. Он ждал его! Он первый увидел его! Он побежал ему навстречу. Он принял его, обнял, целовал и ввел в свой дом!

Боюсь, что часто у нас это не так. Писание учит нас: «Потерявшуюся отыщу, и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю…» (Иез. 34:16).

Так делает добрый Пастырь. Одна потерянная овечка, одна потерянная драхма, один потерянный сын (Лк.15). У себя в поместной церкви мы уже несколько раз совершали служение под девизом «Приди домой». И многие вернулись и остались. Слава Богу!

В. ДАВИДЮК: Участь отступников всегда страшна. В Ветхом Завете клятвопреступники без сожаления предавались смерти. Новый Завет говорит следующее: «Ибо если, избегнув скверн мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: “Пес возвращается на свою блевотину”; и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2:20–22).

Но, я думаю, что нам в современной ситуации сложно определить, кто действительно отступил, а кто и не познавал этого пути спасения. Как я сказал выше, многим этот путь вовсе и не изложили, и они его вовсе не знают, даже находясь в церкви.

Ю. СИПКО: Должен заметить, что положение отпавшего и отступника, или заблудшего, может существенно разниться. И не просто дать точную оценку происходящему в духовной сфере. Я, по крайней мере, призываю быть очень осторожным и не спешить ставить штампы. Все очень индивидуально. О том, что происходит с людьми, которые, оказавшись в положении отступника, не принимают вразумления, наверное, лучше всего говорит послание Иисуса Лаодикийской церкви: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч. О, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3: 5–16).

Священное Писание очень конкретно выражает пагубность положения отступника. Вот как, например, апостол Петр пишет в своем послании: «Оставив прямой путь, они заблудились». Они – «рабы тления». Апостол называет их «сынами проклятия», ибо «они прельщают неутвержденные души». «Это безводные источники, облака тумана, гонимые бурей; им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении; обещают им свободу, будучи сами рабами тления; ибо кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо если, избегнув скверн мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от переданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: “Пес возвращается на свою блевотину”; и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2:17–22).

Какую роль в этих процессах играют наши общины и церкви?

Ф. ТИССЕН: Основную, ибо этому нужно учить в общинах и церквах. Апостол Павел наставляет: «…того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3:14–15). Боюсь,что часто таких людей считают за врагов или относятся к ним, как к врагам.

Вопросы все очень актуальные. Поднятая тема достойна внимания. Об этом нужно серьезно молиться.

В. ДАВИДЮК: Разные церкви по-разному повлияли на этот процесс. Это зависело от богословия в церкви.

В некоторых церквах проявлялась настоящая «дедовщина». С молодыми верующими обращались не то что не по-братски, а просто унизительно, как с людьми второго сорта. Другие же, наоборот, с глубоким благоговением и благодарностью Богу видели в каждом спасенном величайшую драгоценность Божью, часть Его тела, детей Его семьи, в настоящем единстве, любви и почитании приносящих обильный плод Богу.

В этих процессах огромная ответственность лежит на учителях церкви: как они сами научены и чему они учат церковь.

Ю. СИПКО: Наши церкви и общины, являясь представительством Царства Божьего, призваны совершать дело своего Царя. Священное Писание говорит со всей определенностью, что миссия Иисуса в том и состоит, чтобы искать заблудшее и восстанавливать отпавшее: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф.18:11). Церкви поручено вразумлять людей, оказавшихся в таком положении. «Умоляем также вас, братья, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес. 5:14). Людей упрямых, не принимающих увещания, Писание советует брать на замечание, но и к таковым проявлять любовь. «Если же кто не послушает слова нашего в этом послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3:14–15). Однако есть и такие категории, которых Писание советует извергать из общины и даже не общаться: «Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3:10). «Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие Духа. А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждой, которая осквернена плотью» (Иуд. 19–23). Даже и при таком сверхстрогом отношении к отступникам и заблудшим Священное Писание оставляет надежду. Апостол Павел учит церковь в Коринфе, как должно поступить с человеком, тяжко согрешившим: «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:5).

Убежден, что главнейшей задачей церкви является познание Господа Иисуса Христа, дабы представлять миру достойный образ Спасителя. На Церкви лежит ответственность в точности показывать миру «путь, и истину, и жизнь». И средство для этого единственное: жить и служить в точном соответствии с жизнью Спасителя.

Архив