+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 6, 2006 г.

Настоящее святотатство

Александр Шик

...В настоящее время все чаще слышу разговоры об Евангелии от Иуды и о романе «Код да Винчи». Рассуждения самые противоречивые.

Этих книг я не читала, но хочется знать истину о них.

Прошу вас, если это возможно, осветить правду об этих книгах в журнале.

С уважением

Раиса Пиюкова, г. Сумы

«Код да Винчи» – событие года!»

Преследование в знаменитом Лувре. Смертельным страхом загнанный директор музея настигнут пулей и падает мертвым. Так начинается художественный фильм «Код да Винчи – святотатство». Но речь в фильме идет не о грабеже художественных произведений, как может показаться с первого взгляда, а о безжалостном убийстве, совершенном христианским фанатиком. Директор музея является не обыкновенной жертвой. Он хранитель крайне взрывоопасных – смертоносных – тайн, касающихся Иисуса,Марии и Библии. Смертельный исход в картинной галерее Лувра связан... с возникновением христианства. На этот раз Голливуд предлагает не только захватывающий боевик, но одновременно ставит под сомнение всю Библию. В основу фильма взята книга Дэна Брауна «Код да Винчи», которая в Германии известна под названием «Sakrileg», то есть «Святотатство». Эта книга сегодня – наиболее читаемый роман в мире (около 60 миллионов проданных экземпляров). Она переведена на 44 языка.

В «Святотатстве» Браун создал совершенно другой образ Иисуса Христа, непохожий на тот, который мы находим в Евангелиях Нового Завета. Так, согласно Брауну, Иисус – обыкновенный смертный человек, женатый на Марии Магдалине и имеющий от нее дочь. Богом Иисус был якобы провозглашен лишь в IV веке, во время правления Константина, в процессе голосования на Никейском соборе. Поэтому Константину якобы пришлось уничтожить все рукописи, подтверждающие, что Иисус был простым смертным, и дать указ о создании новых Евангелий, тех, которые мы сегодня находим в Библии и в которых полностью искажено представление об Иисусе Христе. Но сохранились, мол, «достоверные» сведения о «настоящем, человеческом» Иисусе, которые проглядели сыщики императора Константина, уничтожившие старые рукописи. Речь идет об известных всему миру рукописных свитках Мертвого моря и о находке в Наг Хаммади в Верхнем Египте. Эти документы якобы рассказывают об очень человеческой стороне деятельности Иисуса Христа. Кроме того, Дэн Браун убежден, что и сегодня еще среди нас живут потомки Иисуса. Это он подтвердил в интервью от 5 мая 2006 года на Германском Центральном телевидении. Только эту тайну, по его словам, Ватикан старается всеми средствами (если необходимо, и убийством) скрыть. И прислужницей в этом ему якобы является крайне сомнительная католическая организация «Опус Деи». Поэтому расследование убийства директора музея в фильме «Код да Винчи – святотатство» играет поверхностную роль. Французская полиция просит помощи у «символического исследователя» профессора Лэнгдона в раскрытии этого запутанного убийства. Лэнгдон догадывается, что убитый хотел привлечь внимание людей на завуалированную деталь в произведении Леонардо да Винчи, ту деталь, которая указывает на заговор. Полиция начинает подозревать в убийстве профессора, но тот ведет собственное расследование и получает поддержку от криминалистки парижской полиции Софи Ниво, которая, как выясняется позже, приходится внучкой убитого. Но – что более всего поражает – она принадлежит к потомству Иисуса! Ее дедушка был великим магистром тайного общества «Приорат Сиона», которое скрывает последнюю тайну о потомках Иисуса.

Продукция в 100 миллионов американских долларов предлагает увлекательный вечер со звездами Голливуда первой величины. В главной роли – кинозвезда Том Хэнкс (профессор Лэнгдон), рядом с ним блистательная красавица Одри Тоту в роли Софи Ниво – пра-пра-пра-... внучка Иисуса. Кто книгу не читал, будет весьма удивлен темпом фильма: религиозный боевик Брауна живет необузданными экскурсами в историю христианства, как бы желая доказать с их помощью свои авантюрные тезисы. Фильм подает события в сжатой форме.

Несмотря на то, что премьера голливудского фильма в Каннах провалилась, число зрителей более чем впечатляюще. Не последнюю роль в этом играет будоражущая реклама: «Мы являемся свидетелями войны, которая ведется уже вечность, с целью скрыть могущественную тайну, которая, если она откроется, вырвет почву из-под ног у человечества!» К тому же фильм не нуждается ни в какой рекламе, так как обвинение в том, что фильм богохульный и антихристианский, а также массивный бойкот Ватикана увеличили интерес в мире к «Коду да Винчи». Нет ни одной газеты, а также канала телевизора, которые бы не сообщили о фильме. Режиссер Рон Ховард, естественно, только радуется этой истерии и связанной с ней бесплатной рекламе фильма. Ховард, а также киностудия «Колумбия» отклонили требование указать в заглавных титрах на фиктивный характер фильма. На американском телевидении режиссер поясняет: «В этой истории существуют отдельные спорные элементы, но фильм этот – вымысел. Дэн Браун заверяет в этом, а вместе с ним и я как директор фильма». Но реклама фильма внушает как раз обратное! «Познай тайну – ищи правду... Будьте свидетелями самой большой тайны в истории человечества!»

И именно в этом проблема фильма и книги: ведь Дэн Браун и большинство его поклонников видят все совершенно иначе. В одном из интервью Брауна спросили: «Эта книга является романом. Если бы Вы то же самое написали не в форме романа... выглядело бы это по-другому?» Дэн Браун ответил: «Я не думаю». Подобны этому его высказывания и на Германском Центральном телевидении. К тому же Браун в начале своего фильма под заголовком «Факты и действительность» утверждает: «Отдельные упомянутые в романе произведения искусства и архитектуры, а также все документы правдивы и соответствуют действительности».

Леонардо и «Код да Винчи»

По Брауну, уже, вероятно, Леонардо да Винчи знал, что Иисус был женат на Марии Магдалине. В своей известной картине «Тайная вечеря» фигура возле Иисуса в действительности не ученик Иоанн, а женщина – Мария Магдалина.

Так «закодированно» открыл миру Леонардо да Винчи тайну (отсюда оригинальный заголовок «Код да Винчи»). «Святой Грааль» (в средневековой легенде – чаша, из которой пили на последней вечере) в действительности был личностью, то есть Марией Магдалиной – «тем женским сосудом, который носил в себе потомство Христа», так сказать, царственную кровь Иисуса. В фильме, как и в книге, картина «Тайная вечеря» была тщательно исследована человеком, занимающимся изучением тайны Святого Грааля. И он же умоляет профессора Лэнгдона и его ассистентку Ниво (якобы продолжательницу рода Иисуса): «Вы должны кричать миру правду, человечество должно наконец получить свободу!» Только какая «правда» имеется здесь в виду?

Что является фактом, а что – вымыслом?

Рассмотрим важнейшие теории из заговора.

Уже год назад в Интернете под www.Sakrileg-betrug.de мы ввели информацию о том, что касается «Святотатства». В течение короткого времени эти страницы стали наиболее посещаемыми в немецкой сети. Только в дни запуска фильма мы насчитывали в день до 25 тысяч (!) посетителей этих страниц. Совместно с известными учеными в области, касающейся библейских текстов, Иисуса и исследований Леонардо, мы тоже в книге «Настоящее святотатство – скрытая подоплека кода да Винчи» (Кнаур, 2006) критически исследовали центральные тезисы романа Брауна. И выводы профессиональных специалистов были уничтожающими.

1. Был Иисус женат на Марии Магдалине?

Дэн Браун утверждает в «Святотатстве» (стр. 336), что «супружество между Иисусом и Марией исторически было необходимым», так как «по правилам приличия того времени еврейскому мужчине было практически запрещено оставаться неженатым».

Эксперт отвечает: «Предположения Брауна о супружестве и целибате (безбрачии) были опровергнуты с помощью античных источников! Так, мы знаем, что часть ессеев вела безбрачный образ жизни. И Павел призывает последователей Иисуса, если только возможно, оставаться неженатыми, чтобы более интенсивно служить Богу». Это заключение дал теолог и исследователь текстов Михаил Вельте (кафедра изучения текстов Нового Завета Мюнстерского университета). Здесь хранятся все библейские (почти 6000!) и небиблейские античные рукописи на микрофильмах, которые используются в научных целях.

Дэн Браун утверждает (стр. 337): «И подругой Спасителя была Мария Магдалина. Христос любил ее больше, чем Своих учеников, и часто целовал ее в губы». Так написано якобы в апокрифическом (не относящемся к Библии) Евангелии от Филиппа, гностическом тексте из III–IV столетия. И дальше: «Каждый, кто владеет арамейским языком, подтвердит, что слово „подруга” в те времена ничего другого не означало, как супруга» (стр. 338).

Эксперт отвечает: «Из такого утверждения прослеживается, на какой ложный путь может ступить человек, позволяющий себе говорить о вещах, о которых он не имеет ни малейшего понятия! Гностические тексты (наследство одного из лжехристианских течений античного христианства) написаны не на арамейском, а коптском языке (современная форма египетского), и это слово здесь нужно понимать в смысле „путевая подруга”, то есть последовательница. Другими словами, речь идет просто о Его учениках. А о поцелуе в губы ничего не сказано в тексте, который частично сохранился до сегодняшних дней. Ни одной буквы нет от слова «рот». Впрочем, в раннем христианстве поцелуй при встрече означал не больше и не меньше как символ; это знак принадлежности к новой общности. Евангелие от Филиппа было вместе с другими текстами найдено крестьянами в египетском Наг Хаммади в1945 году. Указания на то, что Иисус был женат, при исследовании этих текстов не обнаружено». Это утверждает исследователь античных текстов Михаил Вельте.

2. Содержится ли в текстах Кумрана секретная информация об Иисусе?

Дэн Браун утверждает (стр. 337), что «рукописные свитки… Мертвого моря являются раннехристианскими документами». Между 1947-м и 1965 годами в пещерах Кумрана (северо-западное побережье Мертвого моря) было найдено более 1000 рукописных свитков, в которых содержались библейские и до сих пор не известные небиблейские тексты. Их называют текстами Кумрана, или свитками Кумрана, и хранятся они в Иерусалимском национальном музее.

Эксперт отвечает: «Это одна из особенно грубых ошибок в „Коде да Винчи”. Человек, утверждающий, что свитки Мертвого моря являются христианскими текстами, не имеет просто никакого понятия о том, что говорит». Это утверждает профессор Ливерпульского университета Алан Миллард.

3. Держит ли Ватикан Кумранские тексты под замком?

Дэн Браун утверждает (стр. 323): «Естественно, Ватикан, следуя традициям сохранения информации о свитках в тайне, пытался всеми средствами помешать огласке этих рукописей».

Эксперт отвечает: «Ватикан никогда не касался обработки и огласки рукописных свитков Мертвого моря. К тому же у него нет никакого интереса в сокрытии этих текстов, так как эти рукописи никак не представляют опасности для основы христианства. Напротив! Они, как основа еврейской литературы, служат тому, чтобы „лучше и четче понять саму весть об Иисусе”». Это утверждает профессор Клаус-Хунно Хунцингер, который в 50-х годах одним из первых немецких ученых исследовал Кумранские свитки и который уже больше десяти лет является моим учителем в вопросе Кумрана. Выводы высоко чтимого профессора о феномене «Святотатство»: «Люди находятся в таком религиозном неведении, что верят каждой небылице и таким образом поддаются на чью-то удочку. Против аргументов можно научно аргументировать, голой же фантазии нечего противопоставить – это как сражение Дон Кихота с ветряной мельницей». Кстати, исследования профессора Хунцингера с редкими снимками я опубликовал в книге «Захватывающий Кумран» (Билефельд, 1999).

4. Была искажена Библия при императоре Константине?

Дэн Браун утверждает (стр. 318): «Новый Завет, такой, каким мы его сегодня знаем, идет от правления императора Константина». Евангелия при нем были искажены, и потому древнейшие сведения уничтожены. Погибли «тысячи рукописей», в которых рассказывалось о смертном Иисусе (стр. 322).

Эксперты отвечают. «Константин Великий позволил „тысячи рукописей” уничтожить? Как раз наоборот! Так как много Библий во времена ранних преследований христиан было уничтожено, Константин повелел в 331 году для главных церквей своего государства изготовить новые библейские рукописи», – говорит Михаил Вельте. К тому же мы имеем большое количество папирусных рукописных текстов Нового Завета со времен до правления императора Константина. Старейший текст Нового Завета относится к 100–125 годам после рождения Христа!

Исследователь Ближнего Востока Мартин Хайде (Мюнхенский университет) обобщает: «Только тот, кто не понимает реального исторического контекста, может утверждать, что Библия ранних времен, то есть второго и третьего веков, принципиально отличается от Библии позднего времени, после правления императора Константина (285–337 гг. по Р. Х.). Утверждать, что Константин сжег старые Библии и ввел вместо них новые, „православные”, – просто глупо. Ранние папирусы передают точно такие же представления об Иисусе, как и поздняя, послеконстантиновская, Библия, как и, например, наш сегодняшний перевод Библии. „Святотатство” предлагает таким образом не только „дилетантски искаженную картину ранней христианской веры, но неправдоподобную и фальшивую!”»

5. На «Тайной вечере» возле Иисуса сидит Мария?

Дэн Браун (стр. 334) утверждает: «Женщина возле Иисуса выглядит молодо и набожно… Это Мария Магдалина».

Эксперт отвечает: «Это полная бессмыслица! В изображении Леонардо Иоанна нет ничего необычного, оно совершенно типично для того времени. Кроме того, для художника XV века было совершенно немыслимо на картине „Тайная вечеря” изобразить Магдалину!». Это вывод одного из ведущих исследователей Леонардо профессора Франка Цёльнера с кафедры истории и искусства Лейпцигского университета, который в книге «Настоящее святотатство» подробно анализирует абсолютно ложное толкование картины Дэном Брауном.

6. Угрожает Петр предполагаемой Марии ножом?

Дэн Браун утверждает (стр. 340): «Ученик Петр ревновал Марию. Это отражено и на картине „Тайная вечеря”, где изображен персонаж по правую сторону Иисуса с угрожающе поднятой рукой, как будто он хочет ей горло перерезать».

Эксперт отвечает: «Угрожающий жест Петра относится, естественно, к предателю Иуде, так как речь на вечере идет об огласке Иисусом предательства, то есть, что один из учеников Христа предаст Его». Утверждение Дэна Брауна, что его толкование о «Тайной вечере» является «угнетающим грузом невероятной информации» (стр. 341), комментирует исследователь Леонардо: «Полнейшая бессмыслица! Если и есть что-то угнетающее, то только в психике Брауна».

Общий вывод профессионального искусствоведа: «„Святотатство” Дэна Брауна в лучшем случае является вымыслом, в худшем – прочитанная более 50 миллионами людей и, что удивительно, почти всеми принятая, – ложью. Картину, подобную „Тайной вечере”, современный человек не может до конца понять, если он не имеет основных понятий в теологии, истории и искусствоведении». И это все, по словам исследователя Леонардо, профессора Франка Цёльнера, отсутствует у Дэна Брауна.

Итог. «Код да Винчи» своей популярности может быть обязан как несостоятельным, так и тенденциозным утверждениям, которые к тому же упакованы в захватывающий боевик. Но без искусно прикрытых нападок на христианство «Святотатство» не имело бы такого успеха. Можно только присоединиться к мнению исследователя жизни Иисуса, профессора Карстена Петра Тиде, который был также литературоведом: «Кто не ценит исторические тонкости, может „Святотатство” найти даже увлекательным». Об утверждении Брауна, что Иисус не на кресте умер, имел потомков и что Леонардо да Винчи в своей известной картине «Тайная вечеря» на плече у Иисуса не Иоанна, любимого Его ученика, изобразил, а Марию Магдалину, – этому всему в любом случае можно только удивляться. Этот роман является предательством в любой форме достоверности. Книга «Святотатство» – это действительно святотатство, преступление, но не по отношению к христианской вере, как этого бы очень хотел автор, а по отношению к литературе.

В книге «Настоящее святотатство» мы также исследовали тезисы «ученых» поручителей Дэна Брауна. К своей теории Браун пришел, попав под влияние таких книг, как «Святой Грааль и его наследники» и «Совершенно секретно: дело Иисуса», авторов Майкла Бейджента и Ричарда Ли. Благодаря сенсационному плагиатскому процессу этих двух авторов против Дэна Брауна спрос на их книги колоссально повысился, и Бейджент как бы между прочим выпустил продолжение книги под заголовком «Творцы Бога». Но все эти лженаучные книги дойстойны раздела бульварных сказок. Ни одна из них не может выдержать серьезной научной проверки.

К сожалению, многие читатели черпают свои познания о Библии и об Иисусе только из такой сенсационной литературы. Сколько еще легковерных читателей, считающих, что авторы имеют совесть и что они, если о правде говорят, как они это утверждают, то и держатся этой правды! И если издательства идут на поводу у таких авторов, то современный читатель беззащитен.

Впрочем, Дэн Браун сопротивляется дискутировать о романе с Ватиканом или же со специалистами. Он объясняет: «Пусть исследователи Библии и историки это выясняют между собой. Христианство пережило Галилея и Дарвина. Оно и Дэна Брауна переживет!»

Здесь он, в виде исключения, прав! К тому же, в дискуссии со специалистами он бы проиграл, так как его взгляды на историю ничего общего не имеют с фактами исследования.

Но... За первое предательство Иисуса Иуде заплатили 30 серебреников. За второе, «Код да Винчи – святотатство», автор получил до сегодняшнего дня где-то 300 миллионов долларов...

Перевод с немецкого Альвины Шмидтке

www.sakrileg-betrug.de

www.bibelausstellung.de

Архив