+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 6, 2005 г.

Когда отвечает Бог

Николай Водневский

«Возлюбленные! Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним»

1 Ин. 3:21–22

Христианину нужна молитва, как хлеб, как вода, как воздух. Молитва – его жизнь. Там, где нет живой, горячей молитвы, не мо­жет быть пло­до­нос­ной жизни. Хрис­тиане знают это.

Говоря о молитве вообще, мы затрагиваем другой серьезный вопрос: отве­ча­ет ли Бог на мо­лит­вы?

Да, Бог отвечает на молитвы, но не всегда дарует то, что мы просим. Речь идет не о молитвах, не согласованных с волей Божьей (на такие молитвы у Бога только отри­ца­тельный ответ), а о мо­литвах, направленных к обретению святой и победоносной жизни.

Действительно, разве верую­щие просят у Бога что-либо пло­хое? Мы ведь просим у Него ду­ховных благ: «Дай мне силу Духа Свя­того, дай мудрость, дай больше любви и ревности к добрым делам». Разве такие молитвы не соответ­ст­вуют воле Божьей? Разве они не яв­ля­ются насущными нуждами каж­дого христианина? И все-таки во многих случаях Бог отка­зы­вается удов­лет­во­рять наши насущ­ные нужды и не отвечает на наши мо­литвы, облечен­ные в самые воз­вышенные фразы.

Легко просить: «Дай, Боже, силу апос­тола Петра, ревность апостола Пав­ла, мудрость Соломона, терпе­ние Иова, отвагу Давида». Но какой толк от такого молитвенного крас­но­речия, если неисповеданный и непрощенный грех свил прочное гнездо в сердце молящегося? В та­ких случаях Господь отвечает: «И когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу» (Ис. 1:15).

На чьи же молитвы отвечает Бог? «Очи Господа обращены на праведников, и уши Его – к воплю их... Взывают пра­вед­ные, и Гос­подь слышит... их» (Пс. 33:16, 18).

«Много может молитва пра­вед­ного», – говорит Дух Святой через апос­­тола Иакова. И наоборот: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мер­зость» (Притч. 28:9). Не в этом ли кроется причина многих от­верг­ну­тых молитв? «Далек Господь от не­честивых, а молитву праведников слышит» (Притч. 15:29).

Но что значит быть пра­вед­ни­ком? Многие люди, приняв Христа как своего Спасителя, стали оправ­дан­ными; их прежние грехи про­ще­ны, но не все из них стали пра­вед­никами в том смысле, в каком об этом говорит Евангелие. Бог не признает наших чело­ве­ческих градаций праведности. Он делит людей только на две группы: праведные и нечестивые. «Дети! Да не обольщает вас никто. Кто де­лает правду, тот праведен, подоб­но как Он праведен» (1 Ин. 3:7).

Искать правду Божью, а найдя, любить ее и хранить ее в душе, как ве­личайшее сокровище, – вот та дверь, которая открывает доступ к престолу благодати и является за­логом успешной молитвы.

Есть существенная разница меж­­ду праведностью догмати­чес­кой и практической. Когда Библия го­ворит о праведниках, это значит, что она говорит о людях, любящих правду не только на словах, но и на деле, живущих ею.

Слово, которое означает «пра­вед­ность», в Новом Завете на рус­ском языке чаще всего пере­ве­де­но словом «правда»: «Ищи­те же прежде Царствия Божия и прав­ды Его». В греческом оригинале, а так­же в Новом Завете на всех евро­пей­ских языках этот текст звучит так: «Ищите прежде Цар­ствия Божьего и праведности Его» (Мф. 6:33).

Каковы же характерные черты практической праведности?

Одной из характерных и наи­бо­лее важных черт праведности явля­ется любовь. Чтобы получить от Бо­га ответы на молитвы, надо в пер­вую очередь освободиться от влас­ти то­го или иного греха, осво­бо­дить­ся от своего эгоистического харак­тера, научиться любить братьев все­про­щающей и сострадательной лю­бо­вью. Если в нашем сердце нет этой любви, тогда напрасными будут наши мо­лит­вы о ниспослании духов­ной си­лы, даров и плодов Духа Свя­того. Прежде чем взывать к Бо­гу о мире во всем мире, нужно прими­риться с Богом жертвой Спасителя Иисуса Христа, чтобы получить мир Божий в своем сердце.

Можно усердно молиться о ду­хов­ном пробуждении русского на­ро­да, о пробуждении в Китае и дру­гих странах и забыть о своих род­ст­венниках и соседях. Нужно само­му гореть, чтобы зажигать других. Это относится и к молитве. Молитва о других бесполезна, если молящийся сам живет в грехах и они его не беспокоят.

В молитвенных просьбах пра­вед­ников Господь не отказывает. Кто же эти люди, которых Христос назы­ва­ет праведниками? Разве Свя­щен­ное Писание не говорит: «Нет праведного ни одного» (Рим. 3:10)?

Праведные – это прежде всего те люди, которые любят правду, ко­то­рые, не имея собст­вен­ной пра­вед­ности, облеклись в пра­вед­ность Христа. Они приняли Его в свое сердце верою. Их правед­ность – не собственная заслуга. Им не­чем хвалиться, кроме как Хрис­том. К ним Дух Святой через апос­то­ла Иоанна обращается такими сло­ва­ми: «Возлюбленные! Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу и, чего ни попросим, получим от Не­го, потому что соблюдаем запо­ве­ди Его и делаем благоугодное пред Ним. А заповедь Его та, что­бы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг дру­га, как Он заповедал нам» (1 Ин. 3:21–23). Но если любовь не живет в нашем сердце и заповедь Христа «да любите» не отражается в жизни, тогда, чего бы мы ни попросили у Не­го, не получим. Только молитву по­каяния примет Бог и откроет двери для других прошений.

Непременное условие, при соб­лю­дении которого можно рассчи­ты­вать на ответ на молитву, сокрыто в словах Христа: «Не вы Меня из­бра­ли, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите у Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15:16). А плод Духа Святого – это прежде всего любовь Божья в сердце ве­рую­щего. И дальше следуют слова Христа: «Это заповедаю вам: да любите друг друга» (Ин. 15:17).

Христос учил, что без этого пло­да, без взаимной братской любви, все молитвы Его учеников мерт­вые. Разве книжники и фарисеи плохо или мало молились? Они молились хорошо и много, даже на улицах, но что сказал об их мо­лит­вах Христос? «Горе вам, книж­ни­ки и фарисеи, лицемеры, что поедаете дома вдов и лицемерно долго молитесь» (Мф. 23:14).

Но и на мо­литвы праведников Бог иногда от­ве­чает не «да», а «нет», ибо Он знает, что не все наши прошения пойдут нам на пользу. Вот почему необходимо сказать в молитве прошения: «Если воле Твоей угодно», ибо ска­зано Духом Святым через апостола Иоанна: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда про­сим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слы­шит нас, чего бы мы ни просили, знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Ин. 5:14–15).

Говоря о молитве, нельзя забывать о посте, ибо пост заповедан Богом. «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте...» – говорит Бог через пророка Иоиля (2:12).

ДАЯТЕЛЬ

Я у Господа в долгу поныне,
Каждый день живу Его даяньем.
Жизнь моя – в единородном Сыне,
За меня Он перенес страданья.
Велика Его любовь и милость,
Сколько благ дает Он ежедневно!
Благодать Его не прекратилась,
Он – Даятель каждого мгновенья...
Хорошо, что Бог спасать умеет
И таких, каким я был калекой.
Как Отец Он любит и жалеет
Каждого живого человека.
Есть у нас заботы и потери...
Пусть они нам жизнь не омрачают.
Посмотрите, люди, даже звери
На любовь любовью отвечают.
Как не быть мне благодарным Богу?
Его имя славно и чудесно.
Я беру с собой в мою дорогу
Эту нескончаемую песню.

Николай Водневский — поэт и писатель, основатель журнала «Вера и жизнь»

Архив