+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 5, 2005 г.

Ответ Авраама

Ярл Пейсти

Один-единственный раз на страницах Евангелия нам дано заглянуть в потусторонний мир: как в рай, так и в ад. В Библии много говорится о вечности, но только в истории о богаче и нищем Лазаре Христос приоткрывает завесу загробной жизни.

Всего лишь несколькими словами нарисовав земную жизнь богача и нищего Лазаря, Христос сосредоточивает наше внимание на их жизни в потустороннем мире, утверждая этим самым бессмертие души и показывая, в каком состоянии находится душа, попавшая в ад.

Богач в аду обращается к Аврааму. В его обращении содержатся две конкретные просьбы. Обратим особое внимание на вторую.

Но вначале прочтем первую часть и ответ на нее. «И в аду, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: „Отец Авраам! Умилосердись надо мной и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени этом“» (Лк. 16:23–24). Выполнить эту просьбу Авраам не мог и в конце своего ответа добавляет: «Сверх всего того – между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:26). Тогда богач обращается к Аврааму со второй просьбой.

Я уверен, что Дух Святой хочет нечто важное сказать нам в этой притче о богаче и Лазаре, в частности второй ее частью. Прочитаем ее: «Тогда сказал он: „Так прошу тебя, отец, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения“». А вот и ответ, который получил богач на эту просьбу: «Авраам сказал ему: „У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их“. Он же сказал: „Нет, отец Авраам, но если кто из мертвых придет к ним, покаются“. Тогда Авраам сказал ему: „Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят“» (Лк. 16:27, 31).

То, что обращение богача было искренним, в этом не может быть сомнения. Во время своей земной жизни богач не имел ни в чем нужды, он не думал о Боге: зачем ему Бог, если он всем удовлетворен, как сказано, что он «каждый день пиршествовал блистательно». О загробной жизни думать ему и в голову не приходило. Но вдруг и к нему, как и ко всем, костлявой рукой постучалась смерть, и в такой момент, когда он меньше всего ожидал ее. И вот теперь, перейдя порог смерти, он обращается с просьбой к Аврааму.

О чем он просит во второй части своего обращения? У него пятеро братьев, которые еще живы, и он переживает за них, он озабочен тем, чтобы они не попали в это место мучения. Чем мотивируется эта просьба? Будем помнить, где теперь находится душа богача. Она в аду. Как сказано в Библии, там, «где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9:46).

Вот поэтому богач так умоляюще просит, чтобы Лазарь пошел к ним и предупредил их, сказав, что есть ад, чтобы они покаялись, пока они имеют эту возможность. Что побуждает его так молить Авраама о помощи? Любовь? Думаю, что нет. Любовь в аду невозможна. Не может быть, чтобы в аду была какая-то озабоченность о других человеческих душах, которые еще не покаялись.

И тем не менее он искренне просит о том, чтобы они, его братья, не попали туда, где суждено ему провести всю вечность. Но не любовь побуждала его! Нет, он заботится о себе. Как так? А очень просто. Он озабочен тем, чтобы присутствие его пятерых братьев там, в аду, не увеличило его муки.

По содержанию этой истории мы можем заключить, что он был старшим из шести братьев. А будучи старшим братом, он нес духовную ответственность за своих младших братьев. По обычаю своего народа, после смерти отца старший сын должен был нести ответственность за младших в семье. И как богач исполнил эту обязанность? Каким примером был он для своих братьев? Ни в жизни его, ни в слове его они не видели и не слышали ничего, напоминающее им о Боге. Вся жизнь его свидетельствовала о том, что ему прекрасно и без Бога. И братья его брали с него пример: они жили такой же безбожной жизнью.

Теперь же он сознает, что если они не покаются, то будут с ним вместе в аду, а это значит, что к его страданиям добавятся еще пятеро мучителей, которые будут напоминать ему в течение всей вечности: почему ты не сказал нам, почему не предупредил нас, что жизнь не кончается смертью, что впереди нас ожидает вечность? Вот почему он умоляет Авраама послать Лазаря к братьям его и засвидетельствовать им. Он убежден, что если кто из мертвых придет к ним, то они покаются. Что может больше усилить муки и страдания в аду, чем быть заключенным с теми, которые попали туда по твоей вине?!

Подумайте о тех, которые взяли на себя духовное служение, несут ответственность за души человеческие, но своим поведением являются преткновением, а своим учением приводят порученные им души в заблуждение. Горе им, говорит Христос, которые взяли ключ познания истины, сами в Царство Божие не входят и желающим препятствуют. Трудно представить, что ожидает их в вечности! Быть заключенным узами ада с теми, которые попали туда по твоей вине, – что может быть страшнее?! А что сказать о родителях, которые, зная истину, сами не покаялись и детям не указали путь спасения? Страшно будет услышать: «Папа! Мама! Почему вы нам ничего не сказали о спасении? Вы же знали. Теперь мы здесь, вы сами не вошли в ковчег спасения и нам воспрепятствовали». Этого укора и хотел избежать богач. Поэтому он просит, умоляет, чтобы Лазарь пошел к его братьям и, засвидетельствовав, сказал, чтобы они покаялись.

Но так же, как в аду нет любви, в нем не может быть и правды. Ведь там царствует дьявол, а он является отцом лжи. Поэтому все, что исходит из ада, не может не быть извращенным.

Как ответил Авраам на просьбу богача? Прочтем еще раз: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Моисей и пророки – Священные Писания. Но богач недооценивает Слово Божье и говорит: «Если кто из мертвых придет к ним, покаются». Да, как будто убедительный ответ. Действительно, почему нет? Ведь такое потрясающее явление должно убедить любого скептика! Что может быть более убедительным: явился из того мира очевидец и говорит: я сам был там, я все видел, поверьте – есть небо, и есть ад! И на такой якобы логический аргумент что отвечает Авраам? Он повторяет то, что уже сказал: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мертвых воскрес, не поверят».

В будто бы разумном аргументе богача слышен голос дьявола. От самого начала цель дьявола – подвергнуть сомнению Слово Божие. Когда первый раз змей-дьявол раскрывает свою пасть, он обращается к Еве: «Подлинно ли сказал Бог: „Не ешьте ни от какого дерева в раю“?» (Быт. 3:1), начиная с вопроса, в котором сознательно порождает сомнение: может ли быть, чтобы Бог сказал, что есть дерево, от которого нельзя есть? Чего он этим добивается? Он подвергает сомнению Слово Божие! Давайте, как бы говорит он, обсудим этот вопрос: действительно ли это так?

То же самое он делает, искушая в пустыне нашего Господа. Первое его искушение начинается словом «если». «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами» (Мф. 4:3). Этими словами он подвергает сомнению сказанное Богом. Ведь до этого, во время крещения Иисуса, Бог Отец сказал: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). А тут дьявол говорит: «Если Ты Сын Божий...» Его цель подорвать авторитет Слова Божьего, подвергнуть его сомнению.

В просьбе богача из ада слышен тот же голос отца лжи, дьявола. Авраам говорит: Священного Писания, Слова Божьего, достаточно, а голос из ада опровергает его: нет, но если кто из мертвых придет к ним, покаются! О чем говорят эти слова? О том, что Библии недостаточно! Чтобы убедить людей, нужно еще что-то сверх Библии.

Вот если бы я увидел ад, услышал вопли проклятых душ из ада, если бы я встретился с таким человеком, который на себе испытал муки адские, если бы я увидел хотя бы на расстоянии такого человека, вот тогда бы я поверил, вот тогда бы я покаялся, оставил свой грех и сделал бы все, что нужно, чтобы избежать вечность в муках ада. А иначе у меня нет убедительных доказательств, я имею только то, что говорится в Библии, слышу то, что говорит проповедник. Но мне этого недостаточно! Разве справедливо требовать, чтобы я поверил только слову, не встретив человека, который лично побывал в потустороннем мире и рассказал мне о нем? Все же Библия – это одно, а вот видимые доказательства – другое.

Такие рассуждения являются лишь отговорками, чтобы не покаяться. Ибо человека, не желающего принимать авторитет свидетельства Слова Божьего, даже явление из потустороннего мира не убедит.

Во дни нашего Господа здесь, на земле, люди тоже требовали знамений, которые бы их убедили в том, что Христос говорит истину. Но Христос ответил им: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамения не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 16:4). И что это было за знамение? Оно, во-первых, было основано на Слове Божьем, на Священном Писании, во-вторых, оно говорило о необходимости покаяния. Это и было знамение Ионы. Ибо тот, кто поверит тому, что говорит Бог в Слове Своем, и поступит по сказанному в нем, увидит чудо. Он лично в своей жизни увидит самое великое чудо – как Бог из него сделает нового человека. Вот это чудо, чудо рождения свыше, которое Бог желает совершить и в наших сердцах. И если мы позволим Ему это сделать, остальная наша жизнь будет сплошным чудом. Но в первую очередь мы должны поверить тому, что говорит нам Слово Божие, а верить – значит поступать по сказанному. В Евангелии от Иоанна читаем: «Это же написано, чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).

Бог, Которому известны наши сердца, наши нужды, наши условия жизни, знает лучше всего, как привести нас к познанию истины и как привести нас к покаянию и спасению. Мы и не сомневаемся в этом. Если Он говорит, что послушание Его Слову достаточно, то почему мы требуем сверх этого какое-то чудо или свидетельство кого-либо, вернувшегося из потустороннего мира, которое было бы для нас более убедительным? Ведь Бог знает гораздо лучше о состоянии душ в вечности и их участи, чем кто-либо из людей. Бог лучше нас знает, что принесет нам пользу для спасения наших душ. Достаточно того, что Бог сказал нам это в Слове Своем.

Допустим, что к нам пришел не один, а несколько свидетелей из потустороннего мира. Неужели их свидетельства были бы более авторитетны, чем авторитетно Слово Божие? Нет такого свидетельства из любого мира, которое было бы более неопровержимо, чем Божье свидетельство. И когда кто-то предлагает какое-либо свидетельство сверх свидетельства, данного нам Богом в Слове Своем, то можете быть уверены, что эта мысль исходит из преисподней. Это голос дьявола. Его задача подорвать авторитет Слова Божьего.

Почему? Враг нашей души прекрасно знает, что только верой человек может спастись, ибо без веры угодить Богу невозможно. А вера возможна только посредством Слова Божьего. Вера рождается от слышания Слова Божьего. Именно эта мысль прозвучала в ответе Авраама богачу: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». То есть Авраам говорит богачу: у твоих братьев есть то, что нужно для веры, они имеют Священные Писания, пусть слушают, что в них сказано. Им больше ничего не нужно! Никакие другие свидетельства не убедят их. Слушание Слова Божьего даст им веру, которая их может спасти. Поэтому дьявол с такой лютой ненавистью относится к Библии, к Слову Божьему.

Причина тому, что слушание Слова Божьего дает нашей душе спасительную веру, – Библия, которая от начала и до конца свидетельствует об одной-единственной Личности, могущей спасти грешника. Этой Личностью является Иисус Христос. А дьявол больше всего ненавидит Иисуса. Поэтому он и сделал Слово Божие своим главным объектом атаки. Оно говорит, что нет другого имени под небом, кроме имени Иисуса, которым надлежит человеку спастись. Христос сказал: «Исследуйте Писания, ибо... они свидетельствуют обо Мне» (Ин. 5:39).

Вспомните, как воскресший Христос встретил двух учеников, шедших из Иерусалима в Эммаус, и объяснял им Писания? Написано, что, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27).

И апостол Петр утверждает: «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий, верующий в Него, получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:43). Об этом же говорит и апостол Павел: «Независимо от закона, явилась праведность Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, праведность Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих...» (Рим. 3:21, 22).

Так что, пятеро братьев богача имели Писание, которого было достаточно для спасения их душ. Им больше ничего не нужно было. Вот почему Авраам так ответил на просьбу богача: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. ...Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».

И ты, мой дорогой друг, имеешь достаточно свидетельств в Слове Божьем о том, как спастись от вечного ада. Если ты говоришь, что тебе еще чего-то нужно, что тебе необходимо какое-то еще откровение, голос, сон или учитель, то эту мысль тебе внушил враг твоей души, дьявол. Отрекись от таких мыслей! Все Писание богодухновенно, и поэтому оно одно может умудрить тебя во спасение верою в Христа Иисуса.

Поступи так, как говорит Слово Божие: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасен будешь!» Сделай это сейчас. Скажи: «Господи! Я верю, что Ты один меня можешь спасти. Я верою принимаю Твое спасение». Это все! И когда ты так поступишь, как говорит Слово Божие, то спасен будешь! И тогда ты увидишь самое большое чудо – чудо своего спасения!

Архив