+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 2005 г.

Откровение Писания о Троице

Сергей Конторович

Я много читал о языческом характере учения о Троице. Я сейчас уже не верю в Троицу , а в одного Бога Отца – JHWH, как евреи Его называли. Иисус Христос – Сын Божий и был создан JHWH. Иисус Христос – Посредник между Богом и людьми, но не равен Отцу. Я не из «Свидетелей Иеговы», но согласен в этом с ними.

Если подойти к Библии непредвзято, то к пониманию Бога как Троицы прийти просто невозможно – эта теория создана людьми. Даже слово «Троица» не встретишь в Библии. Евреи всегда верили в одного Бога.

Прошу Ваши соображения по этому поводу, только Ваши соображения, а не заготовленные до Вас другими людьми.

С уважением, Павел

К подобным выводам люди часто приходят по нескольким причинам. Они либо неправильно поняли учение о Троице, либо столкнулись в своей общине или в литературе с его неверным толкованием. Иногда человека, недостаточно знающего христианское учение, легко сбивают с толку последователи различных лжеучений, которые вступают в спор не с христианским пониманием Писания, а со своим неверным пониманием этого учения.

Давайте сначала разберемся с некоторыми Вашими утверждениями. Вы пишете: «Слово „Троица“ не встретишь в Библии». Это так, поскольку слово «Троица» является богословским термином. Мы все постоянно пользуемся терминами, чтобы нам было проще общаться. Термин является «аккумулятором» смысла. Иногда целая теория может поместиться в одно слово, и собеседникам не приходится говорить друг другу: «Речь идет о том, как то-то и то-то происходило так-то и так-то».

Но термин облегчает общение только в том случае, если беседующие знают, о чем идет речь, и вкладывают в этот термин одинаковый смысл.

Термин «Троица» подходит для богословских рассуждений не хуже, чем любой другой, если люди знают, о чем идет речь. В Вашем же случае как раз и получилось, что люди, с которыми Вы общались, использовали этот термин, придавая ему смысл, которого в нем нет. Это видно из Вашего письма. Например, Вы пишете: «Я сейчас уже не верю в Троицу, а в одного Бога... Евреи всегда верили в одного Бога».

Христиане и не верят в нескольких Богов. И термин «Троица» не включает в себя этого смысла. Христиане верят в одного Бога – JHWH (Яхве).

Далее Вы пишете: «Иисус Христос – Сын Божий и был создан JHWH». В этом предложении Вы вступаете в противоречие дважды: с собственным утверждением и с утверждением Писания.

Вы говорите, что Он – Сын Бога, и в то же время утверждаете, что Он – Его творение. Вам обязательно следует с этим разобраться, поскольку если Сын – то никак не творение. И если творение, то никак не Сын. Ну, а во-вторых, Писание прямо говорит, что Иисус не был сотворен и не имеет начала: «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего... без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божьему, пребывает священником навсегда» (Евр. 7:1,3).

У «Свидетелей Иеговы» есть на этот счет одно популярное рассуждение. Они говорят о начале бытия Сына, ссылаясь на отрывки, повествующие о Его рождении. Это делается по простой причине – в Писании нет мест, говорящих о сотворении Сына. Напротив, Он назван пророком Исаией Отцом вечности, что не вполне понятно, если Он Сам якобы не вечен. Рождение же не является началом бытия даже для детей человеческих. Рождение – это явление миру того, что уже существовало, но было сокрыто. Началом могло быть зачатие в недре Отчем, но об этом Писание умалчивает. Библия ясно нам говорит о том, что Слово было вечно в недре Отчем, но было рождено (явлено).

Библейское понятие сыновства тоже несколько глубже, чем современное понимание этого вопроса, особенно в «цивилизованных» западных странах. Сын является продолжением отца, собственно, им в будущем. Почитайте рассуждения автора Послания к евреям о том, как сам Аарон, находясь в чреслах Авраама, дал десятину Мелхиседеку.

Наша природная греховность, идущая от Адама, приобретает при современном понимании родства некое метафизическое значение, а для авторов Библии это было прямым смыслом, потому что мы все – Адам. И избавление от греха приходит путем отсечения нас от Адама и привития к Сыну Божьему, через что и мы становимся сынами Божьими.

Так вот, Сын Божий может быть только Самим Богом – JHWH. Он и Сам об этом прямо сказал: «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30). Одного этого утверждения достаточно непредвзятому читателю, чтобы задуматься над несправедливостью отрицания Божественности Сына. Чтобы усилить впечатление, добавлю другое высказывание Библии: «Смотрите, братья, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:8–9).

Приведу еще два аргумента в подтверждение Божественности Сына, и, пожалуй, достаточно, поскольку считаю, что для ищущего ответа уже будет довольно, а для человека предвзятого – никаких аргументов недостанет.

В Книге пророка Исаии сказано: «А Мои свидетели, – говорит Господь, – вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали, и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня» (Ис. 43:10–11). Это место особенно интересно, поскольку именно отсюда «Свидетели Иеговы» взяли свое название. Здесь в еврейском тексте на месте «Господь» стоит «JHWH». Текст прямо утверждает, что нет иного спасителя, кроме JHWH. То же самое говорит пророк Осия (13:14).

В Новом же Завете говорится, что Спасителем является Иисус (имя Которого, как известно, переводится как Яхве-Спаситель). Так, евангелист Лука пишет: «Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (2:11). О подобном говорит и Иоанн (4:42).

Возникает проблема понимания. Является ли Иисус истинным Спасителем, и тогда Самим JHWH, или Он не является JHWH и, следовательно, не может быть Спасителем, поскольку через пророков недвусмысленно сказано, что только Господь – единственный Спаситель.

Второе рассуждение касается текста из Послания к филиппийцам апостола Павла: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:10). Вы, наверное, прекрасно знаете, что поклоняться дозволено только Богу. В данном отрывке открыто исповедуется поклонение Иисусу, причем не только людьми, но всем творением. Этот текст является богохульным во всех случаях, кроме одного – если Иисус является Богом. Для полноты впечатления добавлю, что апостол Павел в этом стихе перефразирует сказанное Господом через пророка Исаию: «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено» (Ис. 45:22–23), причем, нисколько не сомневаясь, ставит вместо слова «Бог» слово «Иисус». Мы также знаем из Евангелий, что Сам Иисус принимал поклонение.

Из всего сказанного придется признать, что Сын является Богом. Причем не другим Богом (поскольку мы решительно против многобожия), но именно Единым Истинным Богом.

Причем между Отцом и Сыном есть сущностные различия, которые мы можем видеть в Писании. Например, Отец рождает Сына. Сын воплощается, но не Отец. И всегда мы говорим об ОДНОМ БОГЕ!

Как же это понять? Честно говоря – никак. Мы можем увидеть это через откровение Писания, но понять не в силах.

Между прочим, учение христианской Церкви о Троице как раз таковым и является. Оно как бы наблюдает известные факты, но не пытается проникнуть внутрь Божественной тайны. Оно постоянно провозглашает Единого Бога в Троице.

Непостижимость этого вопроса смиряет гордый человеческий ум, который часто стремится либо проникнуть в Божественную тайну, либо «упростить» Бога до своего понимания.

Желаю всем, пытающимся разобраться в этом вопросе, Божьих благословений.

Архив