+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 2005 г.

Его благодать

Вальдемар Цорн

ГДЕ ЖЕ ТО, ЧЕМ БЫ ХВАЛИТЬСЯ? УНИЧТОЖЕНО (Рим. 3:27)

Все религии мира в чем-то универсальны, как универсальна потребность человека в примирении с Богом. Они предлагают человеку путь спасения при условии выполнения человеком определенных требований этой религии. То есть во всех религиях спасение человека – дело самого человека.

Библия же говорит, что человек спасается не делами, а только верою: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас – Божий дар, – не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8–9).

Как же это происходит? Отвечая на этот вопрос, рассмотрим три места Священного Писания.

Первое: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6).

Зачастую на вопрос: спасены ли мы и если да, то откуда мы это знаем, мы отвечаем, что мы покаялись перед Богом и приняли крещение. Может быть, и правильно, но чего-то в таком ответе недостает. Мы покаялись не потому, что искали Бога, не потому, что, исследуя Писание, пришли к убеждению, что мы грешники, не потому, что из Библии узнали, что Иисус Христос – наш Спаситель, не потому, что... А потому, что Бог Сам озарил наши сердца, Он Сам, Который из тьмы вызвал свет, просветил наши сердца, чтобы нам увидеть себя грешниками, а Иисуса Христа – Спасителем. Помните, как Петр, отвечая на вопрос Иисуса, за кого почитают Его ученики, ответил: «Ты Христос, Сын Бога живого». Что ответил Иисус? «Блажен ты, Симон, Сын Ионы, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мф. 16:17).

Бог не только отдал Своего Сына за нас в жертву умилостивления, но и Сам открывает нам сердце, чтобы мы уверовали в Него и, уверовав, были спасены.

Мне хочется привести в этой связи случай из жизни первой церкви, чтобы показать на примере, что это значит.

В книге Деяния апостолов описывается, как апостол Павел был призван Богом проповедовать в Европе. Посредством чудесного видения ночью. Отправившись на корабле в Грецию, Павел прибыл в Филиппы. Но его там никто не ждал. Там не было даже синагоги, куда, по обыкновению, апостол Павел мог бы пойти проповедовать. Несколько дней он со своими спутниками провел в городе. А в субботу они вышли за город, к реке, где собралось несколько женщин для молитвы. Я думаю, что большинство из наших проповедников были бы огорчены такой малочисленной, и притом только женской, аудиторией. Дальше цитирую: «И одна женщина из города Фиатиры, по имени Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян. 16:14). Это я имел в виду: Господь отверз сердце ее.

Дорогой читатель, если ты покаялся, если ты христианин, если ты спасен, то только потому, что Сам Бог открыл тебе сердце. Это огромная ответственность! Не сам ты искал Бога и нашел Его, это Он открыл Себя тебе! Не сам ты открыл для себя, кто такой Иисус Христос, это Отец наш, сущий на небесах, открыл тебе! Не сам ты осознал себя грешником, это Дух Святой обличил тебя и показал тебе, каков ты в глазах Святого! Ты не сам покаялся, это Он коснулся твоего сердца! Слава Ему!

Но я знаю по собственному опыту, что многие люди, которым Бог открыл все это, не обращаются к Богу, не приходят к Нему в покаянии, не отдают Ему свою жизнь. Как может человек противиться Богу? Как может пренебрегать таким личным и непосредственным обращением к нему Всевышнего? Я думаю, что отчасти понимаю таких людей. Многие думают, что они никогда не смогут жить так, как этого требует Библия, как этого от них ожидает Бог или люди. Глядя на действительно верующих людей, ведущих благочестивый образ жизни, такие люди думают, что им это не под силу. Они считают, что спасение они получают в дар от Бога, а вот потом... уже от них зависит, насколько свято они будут жить. Да, если считать, что освящение – дело человеческое. Но что говорит Писание? Тут я хотел бы опять обратиться к уже цитировавшемуся Посланию апостола Павла к коринфянам.

Второе: «Господь есть Дух; а где Дух Господен, там свобода. Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу Господним Духом» (2 Кор. 3:17–18).

То, что происходит в человеке после покаяния, не поддается описанию. Иисус Христос называет это рождением свыше и рождением от Духа. Павел пишет: «И уже не я живу, а живет во мне Христос» (Гал. 2:20).

Когда мы смотрим в зеркало во время бритья, например, кого мы видим? Себя, естественно. А когда мы смотрим в зеркало Священного Писания, кого мы видим? Христа, естественно! Не наши грехи – их Иисус распял на кресте! Не наши несовершенства – их Иисус взял на Себя! Не нас, а Его мы видим. Это не что иное, как благодать Божия, незаслуженное Его к нам расположение. В Послании к евреям написано об этом ясно и определенно: «Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:14). Берегитесь искать в себе грех, рассматривать его, как кролик удава, а лучше «взирайте на начальника и совершителя веры нашей Иисуса». Одно то, что в нас живет Его Святой Дух, что нам явилась благодать Божия, имеет непреодолимую преображающую силу Божию. Ибо Иисус «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью, и освящением, и искуплением» (1 Кор. 1:30).

Чтобы проиллюстрировать эту чудесную истину, мне хочется привести пример из Евангелия.

Иисус идет с учениками в Иерусалим. Слава о Нем идет впереди Него. Толпы народа сопровождают Его. Иисусу нужно было проходить через Иерихон. В этом городе жил чрезвычайно грешный человек: сборщик налогов для оккупантов, изменник родины и главный мафиози Закхей. Ему очень хотелось увидеть Иисуса. Но роста он был маленького, а толпа огромная. Потому он, недолго думая, залез на дерево, чтобы хоть так увидеть человека, о котором шла молва, что Он дружит с такими людьми, как Закхей.

Иисус, проходя мимо, сказал Закхею: «Сойди с дерева, ибо сегодня мне надобно быть у тебя в доме». У него! Закхею и в голову не пришло упустить такой шанс.

Мигом приготовлена комната, накрыт стол. Ни морали, ни увещеваний не услышал грешный Закхей от Иисуса. Само общение с Ним произвело в душе этого закоренелого грешника чудо: «Половину имения моего отдам нищим, – сказал этот человек, жизнь которого была не что иное, как делать деньги, – и если кого чем обидел, воздам вчетверо». Иисус не удивился, Он только сказал ему: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраамов» (Лк. 19:8–9).

Даже это краткое общение со Христом возымело такую преображающую силу над этим человеком. Примеров таких можно было бы привести еще много. Но мысль, что не только спасение наше, но и освящение наше – дело рук нашего Господа, мне хотелось бы подтвердить местом Священного Писания: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их» (Рим. 8:32–33) – и закончить цитатой из проповеди Освальда Чемберса: «Освящение – это не получение силы от Иисуса Христа для святой жизни, но получение от Него святости, которая проявлялась в Нем и теперь проявляется во мне. Дивный секрет святой жизни состоит не в подражании Христу, а в позволении Его святым качествам проявляться во мне. Освящение – это „Христос в вас“. Это Его святая жизнь, привитая мне по вере как независимый дар благодати Божией, „действующей во мне могущественно“».

Что спасение – дело Божие, ясно, и с тем, что освящение – незаслуженный дар благодати, мы можем согласиться. А как обстоит дело со служением Ему?

Третье: «Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте» (2 Кор. 2:14). Я думаю, что вы уже поняли, что я хочу сказать.

Всем известна прописная истина, что самая лучшая реклама – удовлетворенный клиент. Он обязательно будет всем своим друзьям и знакомым рекомендовать купить то, что оправдалось у него. «Дает нам всегда торжествовать во Христе». Если спасение наше – в Господе, если освящение наше – дело Его рук, то как нам не быть счастливыми и довольными, как нам не торжествовать во Христе?! А такое счастье вызывает у людей желание иметь его. И если мы все от Него получили и это в нас видно, то к кому за этим счастьем будут обращаться люди? Конечно же, не к нам, а к Богу. А в этом смысл нашего призвания и нашего служения. Я читал как-то статью в газете «Семья» о том, как быть правильным отцом. Статьи я не помню, но помню предложение, которым статья заканчивалась: «Секрет прост: просто будь им». И в служении нашем Господу мы полностью в зависимости от Его влияния. Если нам что-то удается сделать для других, если мы помогли кому-нибудь прийти ко Христу, то это Его благоухание, которое Он распространяет через нас. Опять же мне хочется привести место из Послания к евреям: «А входим в покой мы, уверовавшие... Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр. 4:3, 10). Этого покоя жаждут найти и увидеть в нас, верующих, люди, ищущие правды.

Опять же проиллюстрирую эту истину. Но не из Библии, а из жизни, чтобы некоторые читатели не сказали, что то, что я пишу, только приятная, но далекая от жизни теория.

Я был как-то в гостях в одной из церквей Киева. Еще во время проповеди я обратил внимание на сидевших недалеко от кафедры двух женщин. По одной сразу было видно, что она в церкви человек новый (читающий да разумеет). Слушала она очень внимательно. Соседка ее по скамейке после проповеди и призыва к покаянию подталкивала ее локтем: выходи! И та вышла на покаяние. Покаялась, песню спели «Радостную песнь воспойте в небесах, найдена пропавшая овца» и подарили этой женщине цветы и Новый Завет.

Старушка, та, что толкала ее локтем, радостно, от всего сердца и со слезами обнимала и поздравляла покаявшуюся теперь уже сестру нашу в Господе.

Я поговорил с новообращенной. Она оказалась доцентом кафедры философии в университете. В церковь привела ее соседка по площадке, с которой они живут уже долгие годы бок о бок, та самая, что локтем ее... Я обрадовался за нее.

Подошел я к старушке, сестре нашей, и прошу ее дать мне адрес, чтобы прислать ей для соседки новообращенной книжек умных христианских. «А я, – говорит она мне, смущенно покраснев, – писать не умею».

На что я хочу обратить внимание? Не умеющая читать женщина «благоуханием Христовым» привела к Господу кандидата или доктора философских наук. И дело не в женщине. А в Том, Который через нее распространяет Свое благоухание. Именно так Он строит Свое Царство.

Мне осталось только подвести итог: Он сделал все для нашего спасения, Он делает все в нас для нашего освящения, Он делает все через нас в Своем Царстве.

«Но сокровище это мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4:7).

«Где же то, чем бы хвалиться? Уничтожено» (Рим. 3:27).

Слава Богу за неизреченный дар Его!

Архив