+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 6, 2004 г.

Жажда успеха

Александр Сибилев

В нашем быстро меняющемся мире человеку так важен внешний успех. Получил престижную работу – успех, «сделал» первый миллион – успех, оказался в центре внимания средств массовой информации – успех. Эта жажда успеха, это неудержимое желание заявить о себе засело глубоко в человеческом сознании каким-то неукротимым, необузданным чудовищем.

Как деньги умножают деньги, так и успех работает на себя. Пригласили на радио, взяли интервью для газеты, попросили где-то выступить – в общем, нашумели, щедро оплатили... и усилили в человеке стремление добиваться большего. Всевозрастающее желание большего порождает ненасытную жадность. На меньшее человек уже не согласен. Но, как вскоре выясняется, ни успех, ни известность, ни деньги, ни материальные блага удовлетворения не приносят. Оказывается, человек по-настоящему доволен и удовлетворен не тогда, когда все имеет, а тогда, когда перестает желать большего. «Что пользы напрасно и вечно желать?» – сказал поэт.

Знаю пастора, брат которого является миллионером. У последнего огромный дом с электронной системой безопасности, домработники, садовник. Въезд на его территорию контролируется шлагбаумом. Но этот миллионер глубоко несчастен: он страдает неизлечимой болезнью, у него нет надежды на будущее, в то время как брат его радуется в Господе и ничего лучшего не желает.

Кто-то, наверное, возразит, дескать, это частный случай. Не знаю, как в странах СНГ, а печать на Западе взахлеб сообщает о многочисленных несчастных толстосумах, пресыщенных жизнью и не знающих, что с нею делать. Сколько знаменитых звезд кино, эстрады, спорта, членов королевских семей страдают от употребления наркотиков и алкогольной зависимости, не видя разумного, рационального смысла в земном существовании. (Не столь давно ушла из жизни родная сестра британской королевы принцесса Маргарет, известная своим пристрастием к алкоголю и курению). Они лечатся в самых дорогих клиниках мира у именитых профессоров, не жалеют денег на восстановление здоровья, чтобы вновь сорваться в пропасть соблазна и подтвердить известный библейский стих о том, что пес возвращается на свою блевотину.

Как указывает американский радиопроповедник Чарлз Свиндолл, за деньги можно купить лекарства, но не здоровье; знакомых, но не друзей; продукты, но не аппетит; жилой дом, но не семейный очаг. От себя добавлю: партнера, но не любовь. Не потому ли в среде развращенных успехом и известностью людей процент разводов наиболее высокий? В одном журнале, освещающем светскую жизнь, популярная киноактриса сообщает о том, что нашла настоящую любовь и что ожидаемый четвертый брак – воплощение вожделенного счастья. Искушенный читатель, смакуя подробности очередного признания избалованной особы, не способной отличить животные чувства от истинной любви, пытается предсказать не срок предстоящего помпезного бракосочетания, а неизбежного бракоразводного процесса. Это особенно мерзко в тех случаях, когда рядом с «невестой» в белом стоит жених, который не просто моложе ее, но ровесник ее собственных детей. Заявление о том, что уж эта-то любовь настоящая, – не более чем вопиющая ложь либо утешительный самообман.

Иными словами, это косвенное признание того, как несчастен человек в том, что призвано приносить ему истинную радость. «А ты оставил первую любовь твою», – говорит нам Писание (Откр. 2:4). Сам Бог со страниц бессмертной Библии говорит человеку о том, что должно быть его первой любовью. Человек, для которого первая любовь – Бог, будет дорожить благоуханием юности, неоскверненным, чистым чувством, дарованным Ему Создателем, и не разменивать чистое золото на обыкновенные почерневшие медяки.

Ну, хорошо, скажет кто-то, это падшие люди, но ведь большинство ведет здоровый образ жизни, имея собственные виллы, яхты, теннисные корты. По тому же принципу, по которому атлет стремится быть более сильным, а женщина – более красивой, богатый желает еще более разбогатеть. Бог же желает, чтобы мы «богатели добрыми делами», чтобы не жили, как те, «кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:21), то есть чтобы богатели духовно, а не материально. Это не означает, однако, что мы должны отказываться от материального, ибо есть вещи чрезвычайно важные в напряженной повседневной жизни, без которых трудно обойтись, – вещи, облегчающие быт и позволяющие экономить время. Так что владеть материальным, владеть вещами можно, но нельзя позволить, чтобы вещи овладели нами. Вместо того, чтобы обрастать излишествами, не лучше ли использовать имеющиеся средства для разумного служения? Даже добрый самарянин не сумел бы помочь несчастному, будь у него только добрые намерения, но у него были еще и деньги для ухода. Однако, как мы видим из примера, деньги оказались у него не на первом месте. Что же касается человека, который «собирает сокровища для себя», можно не сомневаться, что мамона овладела его душой: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром» (Еккл. 5:9).

В рекламе известного банка говорится: «Деньги – не зло. Все зависит от того, в чьем они кармане». Отчасти это верно, поскольку иные филантропы щедро жертвуют на благотворительность. Некоторые из них жертвуют на Божье дело. Однако то, что деньги – не зло, – мудрость человеческая. Да, деньги – не зло, все зависит от отношения человека к ним! Вот что говорит мудрость Божья: «Корень всех зол – сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» (1 Тим. 6:10). Давид, перейдя на сторону филистимлян, совершал со своими людьми разбойничьи нападения на окружающие страны и народы, забирая все, что у них было, и не оставляя в живых ни мужчин, ни женщин (1 Цар. 27:7–11). Соломон, овладевший несметными богатствами, в течение семи лет занимался построением Иерусалимского храма, но как только построил его, приступил к построению собственного дома, в два раза превысившего размеры храма и потребовавшего для строительства долгих тринадцать лет. Семьсот жен и триста наложниц развратили сердце царя, и, как сказано в Писании, он «уклонил сердце свое от Господа» (3 Цар. 11:9). А ведь эти два мужа были Божьими избранниками, хранимыми Господом, но и они не устояли. Как идущий в ломбард закладывает ценность, чтобы затем выкупить ее, так стремящийся к обогащению закладывает душу. Заложенную ценность еще можно выкупить, но как быть с душой? Дьявол – самый хитрый ростовщик и держится за душу мертвой хваткой. За деньги можно купить самое дорогое на земле, но не купить даже самого маленького сокровища на небе. Деньги открывают любые земные двери, но никакие миллионы и миллиарды не откроют небесные врата.

К британскому проповеднику Сперджену подошел однажды молодой человек и сказал: «Не выношу ваших христиан. Ваша религия их не радует. К ним постоянно приходит беда, они вечно стонут и сетуют». «Идемте со мной, мой друг, – ответил Сперджен, – мы навестим одного из этих сетующих христиан». И повел его в расположенное поблизости убогое жилище старушки-христианки. В комнате было сыро и прохладно. Старушка сидела у погасшего камина и стонала от боли в суставах. «Вот этот джентльмен, – обратился к ней Сперджен, – имеет все, что может предложить ему жизнь, – молодость, силу, здоровье, богатство, но нет у него Бога. Скажите, Вы хотели бы поменяться с ним местами»? Старушка, еще раз простонав от боли, взглянула на посетителя и, обращаясь к Сперджену, воскликнула: «С ним?!» Тон ее вопроса прозвучал не вызывающим сомнения ответом.

Жаждешь успеха, мой друг, – ищи Христа. Само приобретение Христа – ни с чем не сравнимый успех. «Да будет Господь с тобой, чтобы ты был благоуспешен» (1 Пар. 22:11). Дорогой читатель, относишься ли ты к людям, которые приняли Иисуса Христа, предлагающего каждому неисчислимые сокровища небес, или к людям, которые, как тот молодой человек, соблазняются звоном серебра... «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (1 Тим. 6:6–7). Еще немного времени – и все, что человек с таким трудом приобрел, все, чем так сегодня дорожит и гордится, выпадет из рук, когда Господь, проявлявший к нему милость и долготерпение, объявит: «Безумный!.. Кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20).

Человечек в мир является,
Руки в кулачки сжимая,
Словно в них вместить пытается
Все, что время обещает.

Встав с годами твердо на ноги
И манимый чистоганом,
Он уносится за благами,
За химерой, за туманом.

Под сдавившим жизни бременем
Он едва порой плетется,
Но в борьбе берет у времени
Все, что вырвать удается.

А когда с ним все уносится
Своевольными ветрами,
Покидает он, как водится,
Мир с разжатыми руками.

Архив