+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 6, 2004 г.

Враг номер один

Николай Водневский

У каждого человека бывают враги, но не каждый знает, что главнейший из них живет внутри самого человека.

Этот враг – гордость.

Многие думают, что этот грех присущ только талантливым, выдающимся людям. Им есть чем гордиться. Однако жизнь показывает, что этому греху подвержены все без исключения, но в разной степени. Некоторые даже гордятся тем, что они «негордые». Гордость может также проявиться и в обидчивости.

Большинство людей вообще не считают гордость грехом. Убивать, воровать, пьянствовать – это другое дело, а гордость – что тут плохого?

Священное Писание утверждает, что корень всех человеческих бед – гордость. Характеризуя последнее время перед пришествием Иисуса Христа, Дух Святой через апостола Павла говорит: «Знай же, что в последние дни… люди будут… горды, надменны… напыщенны...» (2 Тим. 3:1–4). Бог знает нас лучше, чем мы знаем самих себя.

Когда я читаю о бесконечной полемике между русскими и украинцами, защищающими превосходство и честь своей нации, я сам себя спрашиваю: что это? Патриотизм? Горячая любовь к своему народу, к родине? Ничего подобного! Истинные патриоты не жалеют для блага своего народа ничего, даже своей жизни. В некотором смысле такими патриотами были Моисей и апостол Павел, которые готовы были потерять самое для них дорогое – жизнь вечную – ради спасения своего народа. Но в полемике эмигрантов между национальными, политическими и религиозными партиями нет даже запаха патриотизма. Есть только одна большая, жирная гордость: мы, мол, не такие, как вы, – мы лучше.

Люди считают гордость достоинством. Но чего мы достойны? Наказания. «Праведность наша – как запачканная одежда», –говорит Бог через пророка Исаию (Ис. 64:6). От нашей праведности несет, как от грязных портянок. Если кто и мог гордиться своей праведностью, так это апостол Павел. Он писал Филиппийской церкви о себе: «...обрезанный в восьмой день, из рода Израиля, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению – фарисей... по правде законной – непорочный» (Флп. 3:5–6). Но бывший «хулитель, гонитель и обидчик» (1 Тим. 1:13), гордившийся своей праведностью, сразу избавился от гордости, встретившись с Иисусом Христом. «Благодать же Господа нашего открылась во мне обильно с верой и любовью во Христе Иисусе» (1Тим. 1:14). Гордость испарилась и никогда к нему не возвращалась, и он мог написать: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетой. Да и все почитаю тщетой ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп. 3:7–8).

Апостол Павел понял, что все люди перед лицом всемогущего Бога – «прах и пепел» и гордиться человеку абсолютно нечем, ибо все, что в человеке может быть положительного, – это Божий дар, и этим даром должно служить Богу посредством любви к ближнему.

Куда девалась фарисейская гордость апостола Павла? Он распял ее на кресте вместе со своим «я». «Я сораспят Христу», – писал он в Послании к галатам (2:19) и после этого мог обращаться к бывшим язычникам: «Братья мои возлюбленные... радость и венец мой...» (Флп. 4:1). А раньше он бы даже не пил с язычниками воду из одной чашки.

Вот как преображает человека Божья любовь! Это преображение должен пережить каждый рожденный свыше христианин.

Сумасбродная теория нацистов о превосходстве арийской расы была основана на национальной гордыне. Дорого обошелся этот грех Германии.

Теория «голубой крови» и «белой кости», процветавшая в царской России, опозорила себя перед всем человечеством. Вспомним о законе, запрещавшем дворянам входить в брачную связь с простолюдинами. Что это было? Культивирование гордости. «Мы не такие, как вы...» Да простолюдинов-то и на «вы» никто не называл!

И все это происходило не в какой-нибудь языческой стране, а на «святой Руси», в среде церковных людей, которые должны были бы знать, что граф и извозчик, если они христиане, – братья во Христе, равны, оба грешники, и за грехи обоих Христос отдал Себя на крест. Но пришло время, и некоторые представители «голубой крови», бежавшие после революции в за-падные страны, мыли в ресторанах посуду вместе с бывшими свинопасами; и ничего – уживались!

Бог знает, как сбивать спесь и ставить гордецов на колени. Грех не может не быть наказан. Таков закон Творца. Но не всегда это наказание приходит сразу. Бог ждет иногда века, чтобы люди опомнились, покаялись, выявили своего врага, став лицом к свету Евангелия.

Существует два вида праведности: догматическая (от закона) и практическая (от Христа). Как в далекие времена, так и теперь развелось много догматиков, которые гордятся знанием Священного Писания, но дальше того знания они не идут. Обуреваемые гордыней, догматики рвут христианство на части: на «павловцев», «аполлосовцев», «кифовцев», на регистрированных и нерегистрированных. Так было во все времена. Врагу легче вести войну против христиан, если среди них нет единства, хотя верят в одного Бога и читают одну Библию. Богопротивник проникает в ряды христиан и, возбуждая у людей гордость, наносит большой вред Церкви Христа.

На одном деловом собрании церкви, когда возникли спорные вопросы, один из членов церкви попросил слова и сказал:

– Я знаю тех трех братьев, которые повинны во всех наших неприятностях. Предлагаю их исключить из церкви.

– Кто же эти братья? Назовите их имена! – раздались голоса.

– Их имена: Яшка, Гордяшка и Самошка.

И все замолчали, поняв, что была сказана правда.

Самое печальное в этой трагедии то, что гордость – тайный грех, не всегда видимый. Сам человек в себе этого не замечает. Другие – видят, а он не видит, и все замечания на свой счет считает оскорблением.

Гордость губит миллионы душ. Она – причина всех войн. Гор-дость – от дьявола. Он первый возгордился своим положением пред Богом, родил зависть и из светлого херувима превратился в черного ангела смерти.

До боли жаль таких гениальных поэтов, как Пушкин и Лермонтов, погибших в молодые годы на дуэлях. По сути дела, одного и другого погубила гордость. Будь у них немножко христианского смирения, они бы нашли другие пути для выхода из конфликта. Дантес и Мартынов не достигли бы своих преступных целей.

Священное Писание говорит: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Христос сказал еще определеннее: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11).

Проходят тысячелетия, а гордость остается все той же губительницей людей, но избавиться от нее желают немногие. Наоборот, люди поощряют ее, кланяются ей и возвышают ее.

Путь к победе над этим грехом лежит только через Голгофу. Близится время, когда кроткие наследуют Царство Божие, Царство абсолютного мира и радости, а гордые наследуют то, что заслужили, – Божье отвержение на веки веков.

Проверим же каждый себя, заглянем в свое сердце в свете Евангелия Христова и, если заметим признаки гордости, станем на колени и скажем: «Господи, прости меня и помоги мне жить в смирении и не думать о себе много, как говорит Твое Слово: „Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно“ (Рим. 12:3)».

Господь не замедлит с ответом.

Николай Водневский – поэт и писатель, основатель журнала «Вера и жизнь»

Архив