+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 2004 г.

Религия без любви

Николай Водневский
–	Правда ли, что у Беспалова тридцать два недостатка? 
–	Да, это правда. 
–	А скажи, есть ли у него достоинства? 
–	Нет. 
–	Но должны же быть у человека какие-либо плюсы? 
–	Ну, разве что не пьет и не курит... 
(Из повести Муровцева «На заводе»)

Однажды проповедник воодушевленно говорил с кафедры о великой радости, которую будут иметь спасенные души на небесах:

– Там будут петь чудесные хоры, и наши голоса сольются с мелодией неба...

Рядом со мной сидел пожилой, много переживший человек. Он прошептал над моим ухом:

– Не перепрыгнув канавы, не говори «гоп!»

А проповедник тем временем, предавшись вдохновению, продолжал рисовать яркими красками блаженства рая и жизнь спасенных душ на небесах:

– Там наши души будут наполнены миром и любовью...

В это время мой неспокойный сосед опять прошептал над моим ухом:

– Не сули журавля в небе, дай синицу в руки... Все там, да там. Все на небесах. А на земле люди грызутся, а потом за Бога прячутся...

Весь остаток дня я размышлял над репликами моего соседа. Правильно ли, что многие христиане думают, будто мир, радость и братолюбие будут только на небесах, что на земле этого не найти ни в себе, ни в людях?

Основываясь на учении Евангелия, я пришел к выводу, что такое представление – горестное недоразумение, если не заблуждение.

Если христианин в своей жизни на грешной земле не имеет ни радости, ни мира, ни любви в сердце, то напрасно он надеется овладеть этими сокровищами на небесах.

И действительно, здраво рассуждая, зачем мне «журавль» в небе, если я не имею даже «синицы» на земле?

Единственным плюсом многих христиан является то, что имел Беспалов в повести Муровцева: он не пил и не курил. И это, конечно, хорошо. Но если с этого начинается и этим заканчивается наше христианство, а во всем другом мы не отличаемся от неверующих людей, тогда наша надежда на счастливую вечность напрасна.

Многие верующие думают, что если они не будут пить и курить и будут членами той или иной поместной церкви или прихода, то небесный рай им обеспечен.

Христос же сказал: «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“ – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). Числиться членом церкви – это еще не значит быть христианином.

Без любви к Богу и к людям религия становится пустым, ничего не значащим обрядом. Отсутствие настоящей Христовой любви между христианами, отсутствие единства между верующими дает повод неверующим сомневаться в христианстве.

Религия без любви была главной причиной многих зол на земле.

Религия без любви зажигала костры мучеников. Стоит только вспомнить Савонаролу, Джордано Бруно, Яна Гуса и других.

Религия без любви породила пытки инквизиции. У нас на родине отбирали детей у родителей, если они не верили в детское крещение, а верили в крещение только в сознательном возрасте, а родителей называли «сектантами» и ссылали в Сибирь.

Религия без любви не в состоянии остановить распри и кровопролитие в Ирландии, Югославии, на Северном Кавказе. Кровь проливается ежедневно из-за ненависти одних религиозных людей к другим, и даже Организация Объединенных Наций не может остановить эту вражду.

Религия без любви распяла Господа Иисуса Христа. Ведь не безбожники предали Христа на распятие, а верующие в Бога.

Каждый из нас может впасть в заблуждение. Мы можем думать, что наша точка зрения самая правильная, и в то же время ошибаться. Поэтому нельзя ненавидеть тех, кто с вами не согласен и имеет другие представления о вере в Бога.

То, как губительна и отвратительна религия без любви, подтверждает случай, произошедший в 60-е годы прошлого столе-тия, о котором рассказал мой сотрудник.

На Иерусалимском аэродроме стоял самолет, готовый к вылету. В него вошла группа экскурсантов – чернокожих. Они сразу же заняли места у иллюминаторов, чтобы наблюдать за местностью. Потом вошла группа белых студентов из богословской семинарии во главе со своим профессором. Но ни один из них не решался сесть с чернокожим. Начался спор. Руководитель группы чернокожих назвал поступок своих экскурсантов эгоистичным, и они сразу уступили несколько мест у окон белым.

Но белые не хотели сидеть рядом с чернокожими и требовали, чтобы чернокожие заняли одну сторону самолета, а они – другую. Спор продолжался долго. Вылет самолета задерживался. Летчики-мусульмане и стюардессы начали мирить христиан.

Дело кончилось тем, что белые заняли одну сторону самолета, а чернокожие (их было меньше) – другую.

Самолет вылетел с большим опозданием. В пути случилось несчастье. Один мотор самолета вышел из строя. Самолет начал терять высоту и пошел на снижение с большим креном на одно крыло. «Теологи» начали громко молиться. Но в это время из кабины вышел один из летчиков и сказал: «Ваши молитвы вам не помогут, если часть белых не пересядет к чернокожим, чтобы устранить крен самолета».

Ни минуты не колеблясь, часть белых села рядом с чернокожими. И все вместе усердно молились Богу.

А когда самолет благополучно приземлился, все расцеловались.

Говорят, что хищные звери, оказавшись в беде (спасаясь от наводнения или огня), становятся безопасными: змея не жалит, волк может соседствовать с ягненком, а лиса – с петухом.

Не таким ли методом учит Господь и наш народ оставить мертвую религию без любви и обратить свое лицо к Богу и к Его истинному Слову?

Христос терпел поругание от грешников (Евр. 12:3), но сегодня к этому поруганию христиане, исповедующие религию без любви, прибавляют Господу еще больше страданий.

Псалмопевец Давид молился Богу: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23–24).

Если бы эта молитва стала молитвой каждого, кто считает себя христианином, евангельская истина воссияла бы лучезарным светом на весь мир.

«Бог есть любовь». Это евангельское изречение повторяется миллионы раз во всех церквах. Истинный христианин любит не только своего собрата, но даже своего недруга. Божья любовь исключает всякий эгоизм, всякую ненависть.

На Тайной вечере перед Своей крестной смертью Христос сказал Своим последователям: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга» (Ин. 13:34).

Что же нового в этой заповеди, если две тысячи лет до этого было уже сказано: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18)?

Ответ на этот вопрос мы находим в той же, 13-й, главе Евангелия от Иоанна: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга».

Как возлюбил нас Христос, знает каждый христианин. Это мерило нашей любви.

И каждый христианин, мечтающий о небе, где он надеется быть с «золотым венцом на голове» (символически), как мы поем в песне, может свести небо на землю, в свой дом, в свою церковь, если Христос будет управлять его сердцем.

Как печально, когда люди поют: «С Христом я буду в небесах, с ветвями чудных пальм в руках», а вместо пальмовых ветвей держат в руках камень на своего же собрата и ждут удобного случая, чтобы этот камень в него запустить. Разве это не лицемерие?

Помню, как я однажды прочитал молодым людям слова Христа: «Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас» (Мф. 5:44). На это один рослый, крепкий парень так отреагировал: «Любить своего врага? Какая чушь! Это даже бесчеловечно».

Правду он сказал. Действительно, любить своего врага – это противоречит человеческой греховной натуре. Любить врага возможно только тогда, когда человек откроет свое сердце Христу и получит от Него новую духовную природу. Тогда он возлюбит Бога, а любя Бога, он возлюбит и ближнего, независимо от того, кем является ближний. Иногда наш враг, почувствовав нашу любовь к нему, подкрепленную молитвой, может стать нашим доверенным другом.

И снова вспоминаются слова Христа: «Не всякий говорящий Мне: „Господи! Господи!“ – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).

А воля Отца Небесного предельно проста: возлюби Бога и ближнего. Одно от другого неотделимо.

Где же взять эту любовь, если ее нет в сердце? Ответ на этот вопрос – в Послании к римлянам (5:5): «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Так может сказать только тот, кто пережил «баню возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5), кто обратился ко Христу и принял Его в свое сердце как своего Спасителя от власти греха и зла.

Архив