+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 2004 г.

Обличение и осуждение

Сергей Конторович

Ответьте, пожалуйста, на больной для меня вопрос: как не перейти от обличения к осуждению, где находится граница между ними?

Елена

Обличение и осуждение – принципиально разные вещи.

Обличающий предупреждает согрешающего о возможных последствиях его состояния. Если согрешающий по каким-то причинам не осознает своего состояния, обличение и вовсе становится задачей, так сказать, информационной – информировать человека о том, что его действия являются грехом. Можно сказать, что обличение оценивает не самого человека, а его действия.

Осуждение же не информирует о делах, а оценивает самого человека.

Сравните, например, две формулировки:

1. Брат, ты неправильно поступаешь. То, что ты делаешь, осуждается Господом.

2. Да ты, брат, грешник. Таким, как ты, не место в церкви.

Очень важна и мотивация, внутреннее состояние обличающего.

Если человек искренне переживает за брата или сестру, впавших в грех, движим любовью к ним и желанием помочь, то вряд ли в его сердце будет осуждение. Настоящее христианское обличение всегда происходит в духе любви и сострадания и с желанием помочь.

Если же человек раздражен поведением согрешающего, глядя на его грех, чувствует свое превосходство, в обличении выплескивает гнев, с болезненным наслаждением обсуждает состояние согрешающего с другими, мы имеем дело с осуждением.

Осуждающий действует не из любви к согрешившему (хотя, конечно, никогда в этом не сознается), а из любви к себе. То, что кто-то хуже меня, может помочь мне «расти» в собственных глазах.

Можно добавить еще то, что обличает всегда равный. То есть обличающий должен сознавать, что и он тоже грешник, и если не согрешает, то только милостью Господа. Он должен сознавать, что даже если он возрос духовно, то не благодаря своим заслугам, а лишь по благодати Господней. И если, не дай Бог, завтра милосердная рука Господа не станет его поддерживать, не останется никакой духовности. Всегда полезно знать свои грехи и относиться к ним с большей суровостью, чем к чужим. Нам необходимо чаще читать Послание к галатам (5:19–21), чтобы снова и снова убеждаться, что «незначительные», с нашей точки зрения, грехи, вроде ссор, зависти или гнева, стоят в одном ряду с пьянством, прелюбодеянием, идолопоклонством и убийством. Это замечательно отрезвляет и ставит нас на свое место.

А судит всегда высший. Именно об этом пишет апостол Иаков, говоря: «Не злословьте друг друга, братья: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить. А ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4:11–12).

Сергей Конторович

ЮМОР

Как на основании Библии христианину относиться к шутке?

Руслан

Руслан! Вы хотите принять решение о шутках на «библейском основании». Я не могу понять, почему по каждому поводу всем надо «библейское основание»? Давайте будем последовательны. Вы едите суп ложкой, а мясо вилкой. Какое «библейское основание» вы приведете такому способу употребления пищи? В Библии читаем только о способе есть руками. Давайте есть руками. Ведь для этого есть «библейское основание». Если вы внимательно посмотрите вокруг, то с удивлением обнаружите, что наша жизнь переполнена вещами и поступками, не имеющими никакого «библейского основания», а зачастую противоречащих описанному в Библии (как в приведенном выше примере).

Наша жизнь весьма многообразна. И нет ничего более глупого, чем искать для всего «библейское основание». Апостол Павел советует нам «все испытывать, хорошего держаться». Это самый практичный способ отношения к жизни. Причем очень гибкий. Ведь в одном случае бывает хорошо поступить так, а в другом иначе. И в обоих случаях – поступок правильный.

Что сказать о шутке? Есть глупые и пустые шутки. Есть обидные шутки. Бывают даже злые шутки. Вы и сами понимаете, без всякого «библейского основания», что такие шутки нехороши.

Кроме того, есть люди, у которых нет чувства юмора (как у некоторых отсутствует музыкальный слух или способность распознавать цвета). Такие люди могут обидеться на любую шутку или неправильно ее понять. Столкнувшись с таким человеком, шутить нельзя. Из любви и уважения к нему.

Но во всех остальных случаях юмор и шутки нам просто необходимы. Они дают нам ободрение. Снимают напряжение. Часто позволяют увидеть по-новому ситуацию и выход из сложившегося положения. Бывают шутки, в которых замечательно отражена какая-либо ситуация. Такие шутки фактически являются притчами. Обличение, облеченное в шутливую и доброжелательную форму, иногда бывает проще принять. И у юмора есть очень важная способность – он не позволяет нам начинать относиться к себе чересчур серьезно. Я не встречал более заблуждающихся в отношении самих себя людей, чем те, кто не любит юмора и шуток.

Желаю вам благословений. Искренне желаю вам быть более внимательным, наблюдательным. И еще – всегда оставаться самим собой, всегда быть искренним.

Сергей Конторович

Архив