+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 2004 г.

Невеста из Нахора

Николай Водневский

«И призвали Ревекку, и сказали ей: „Пойдешь ли с этим человеком?“ Она сказала: „Пойду“» (Быт. 24:58)

Богодухновенность Библии имеет множество веских, неоспоримых доказательств. И одно из них – исполнение пророчеств Ветхого Завета. Мы удивлены богатством прообразов Иисуса Христа.

Уже первая книга Библии Бытие содержит ряд удивительных прообразов в лице Авраама, Исаака, управляющего имением Авраама Елиезера и Ревекки, жены Исаака.

Возьмем, к примеру, чудо рождения Исаака, сына обетования. О нем Аврааму было сказано: «В Исааке наречется тебе семя» (Быт. 21:12). И еще: «Завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра» (17:21).

Бог обещал Аврааму благословить в Исааке все народы, что мы и видим теперь исполняющимся в Иисусе Христе.

Или возьмем, к примеру, событие на горе Мориа, когда любовь Авраама к Богу возвысилась над любовью к сыну обетования, о чем мы читаем в 22-й главе книги Бытие.

Покорный, как агнец, юноша Исаак был возложен на жертвенник руками любящего отца. Но когда Авраам простер руку и взял нож для принесения сына в жертву, голос ангела Господнего остановил его: «Авраам, не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего».

Это событие стало прообразом жертвы Иисуса Христа, принесенной Богу на Голгофе две тысячи лет назад. Место Авраама занял Бог, полный любви к погибшему человечеству, а место послушного и кроткого Исаака занял единородный Сын Божий Иисус Христос. Но когда палач приставил железный гвоздь к руке Христа, когда он занес молот, чтобы пригвоздить Иисуса Помазанника ко кресту, никого не нашлось, кто бы мог сказать Небесному Отцу: «Стой, не делай сего! Отверни руку от Сына Своего!»

Евангелист Иоанн описывает это событие кратким потрясающим предложением: «Там распяли Его» (Ин. 19:18).

Сколько страданий, физических и душевных, скрыто в этих словах! И все это перенес Иисус Христос ради нашего искупления, исполнив волю Небесного Отца, что Он и выразил в предсмертном слове: «Совершилось!»

Совершилось вечное искупление кающегося грешника – твое и мое.

Обратимся снова к ветхозаветным прообразам, описанным в 24-й главе книги Бытие.

Бог обильно благословил жизнь Авраама. В то время редко кто мог сравниться с ним по богатству и славе. Настал час, когда богатство Авраама по праву должно было перейти к его совершеннолетнему сыну Исааку. Но Исаак еще не был женат. Назрел вопрос о невесте, которая стала бы достойной женой сыну обетования.

Авраам призвал управляющего его имением Елиезера и дал ему поручение: «Пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку».

Елиезер был верным рабом, послушным и преданным своему господину. Он «положил руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему в этом!»

Поручение было нелегкое. А вдруг она не пожелает пойти, не увидев жениха воочию?

Но приказ есть приказ, и Елиезер поспешно встал, навьючил верблюдов и отправился в далекий путь, в Месопотамию, в город Нахора. Но Елиезер пошел в путь не с пустыми руками. Для подтверждения славы и могущества своего господина раб взял «всякие сокровища господина своего». Иначе кто бы мог поверить его рассказам о богатстве его господина?

И все совершилось так, как это было предсказано мудрым и непоколебимо верившим Богу Авраамом. Елиезер прибыл в Месопотамию, в город Нахора, и остановился у колодца. В это время девушки вышли к колодцу черпать воду, и среди них была та, которую Бог уже определил в жены Исааку, – Ревекка.

Она напоила водой Елиезера, его людей и верблюдов и привела его в дом своих родителей. Там ему был оказан сердечный прием.

Нужно полагать, что раб Авраама долго и много рассказывал о доброте и красоте Исаака, о богатстве его отца Авраама. В доказательство в руках у Ревекки заблестели драгоценные подарки из золота и серебра.

Рассказав о цели посещения и одарив всю семью, он попросил: «Отпустите меня к господину моему, отпустите с Ревеккой, чтобы она могла стать женой Исааку». Родители ответили: «Призовем девицу и спросим, что она скажет». И призвали Ревекку, и сказали ей: «Пойдешь ли с этим человеком?» Она сказала: «Пойду».

Зная историю израильского народа, мы удивляемся: девушка, не видев жениха, а только услышав о нем, о его красоте и доброте, поверила устному свидетельству и охотно пошла за проводником, чтобы встретиться с женихом и быть ему женой.

Ревекка оставила дом своего отца, доверилась рабу жениха и пошла в неведомый край.

Какое трогательное повествование записано Духом Божьим на страницах Библии! Вдумчивый человек, читая это повествование, не может не заметить, что в эту историю Бог вкладывает духовный смысл.

Авраам здесь является прообразом Небесного Отца, Исаак – прообразом Иисуса Христа, управляющий имением Авраама – прообразом Духа Святого, а Ревекка – прообразом Церкви Христа.

Это Дух Святой ищет заблудших овец, чтобы привести их в единое Божье стадо – в Церковь Иисуса Христа. А Церковь, как открывает нам Священное Писание, – это невеста Иисуса Христа, которой в будущем предстоит стать Его женой. Он ее возлюбил и за нее Он пошел на крест.

Дух Святой свидетельствует людям о неветшающем богатстве Всемогущего Бога, о Eго славе, о любви и красоте Его Cына Иисуса Христа. Дух Святой через содействующую благодать находит в пустыне этого греховного мира те души, о которых сказано, что Бог избрал их во Христе «прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1:4).

Это Дух Святой ведет спасенные души к предстоящей встрече с Иисусом Христом. Это Дух Святой на протяжении всего пути наставляет и укрепляет в вере и надежде спасенные души. Это Дух Святой, в доказательство любви Божьей, дает им святые дары из небесных сокровищниц, чтобы они свидетельствовали ими о Божьей любви другим людям.

Но здесь важно заметить еще один существенный момент. Не родители Ревекки, не ее брат Лаван, не ее сестры, а она сама должна была принять решение: идти или не идти за рабом Авраама к Исааку.

Важно знать, что спасение – сугубо личное дело. Религия родителей никогда никого не спасала и спасти не может. Человек должен сам предстать с молитвой покаяния пред Богом, чтобы получить прощение, примирение с Богом искупительной жертвой Иисуса Христа, стать членом Его единой семьи.

Члены истинной Церкви Христа, не видя Его воочию, но веря свидетельству Духа Святого в Писании, уподобляются Ревекке. Она поверила свидетельству раба Авраама и с радостью отправилась в дальний путь, чтобы увидеть своего жениха и стать его женой.

Апостол Петр обратил на это внимание и, движимый Духом Святым, написал детям Божьим, рассеянным в странах Азии и Европы, что вера обнаружится во Втором пришествии Иисуса Христа, «Которого, не видев, любите и о Котором, доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченной и преславной» (1 Пет. 1:8).

Нужно полагать, что на пути к Исааку Ревекка расспрашивала Елиезера об Исааке и его достоинствах: «А какой он? Какие у него глаза? Какой у него характер? Какое его любимое блюдо?» Подобные вопросы естественны для невесты перед встречей с женихом. И, разумеется, Елиезер охотно отвечал Ревекке на все ее вопросы.

Дети Божьи, спасенные Его благодатью, также хотят больше знать об Иисусе. Они читают Евангелие, христианскую литературу, которая помогает им углубляться в откровения Священного Писания. Это способствует их духовному росту, помогает им уподобляться Спасителю, готовиться к приближающейся встрече с Ним.

Как же Исаак ожидал невесту? Священное Писание говорит: «При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить; и возвел очи свои, и увидел – вот, идут верблюды. Ревекка взглянула и увидела Исаака, и спустилась с верблюда» (Быт. 24:63–64).

Вероятно, Исаак не раз выходил встречать невесту. Он, томимый ожиданием, отправлялся в поле и смотрел в сторону Месопотамии, родины его отца, откуда должен был возвратиться Елиезер с невестой.

Как взволновалось и возликовало сердце Ревекки, когда она, сидя на верблюде, заметила на горизонте силуэт человека, шедшего навстречу. Она спросила раба Авраама:

– Кто это? Неужели это он?

– Да, это он, твой жених Исаак, сын господина моего, Авраама. Он встречает тебя...

На этом миссия Елиезера была окончена. Больше мы о нем ничего не знаем.

Новозаветное Писание говорит, что подобным образом произойдет радостная встреча Церкви, невесты Христа, с ее Небесным Женихом: «Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи с Господом в воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:16–17).

Велико будет торжество спасенных детей Божьих, составляющих Церковь Христову! Они увидят своего Спасителя лицом к лицу, увидят Того, в Кого они верили, Кого ожидали.

Невеста войдет в приготовленные ей обители. Христос приготовил их страданиями на голгофском кресте.

Друг-читатель, где будешь ты?

Если ты – спасенное Христом чадо, член Его Церкви, радуйся и благодари Его. Если же нет – воззови к Нему в молитве, и Он совершит великое чудо спасения.

НЕВЕСТА ИЗ HAXOPA

Не оттолкнуть доверчивого взора,
Кто раз пошел, того не повернуть.
Смотрите все: Ревекка из Нахора
Идет невестой в неизвестный путь.

В отцовском доме не было ей тесно,
Не надоели тучные стада,
Но ей сегодня из страны чудесной
Раб Авраама кольца передал.

Приятны ей об Исааке речи,
Внимает им, любезна и тиха.
«Какой же он? Когда ж его я встречу
И обниму красавца-жениха?»
Такой любви доверится не всякий,
Кому приятен уголок родной,
Чтоб никогда не видя Исаака,
Пойти к нему и быть его женой.

И может быть, простившись с отчим станом, 
В пути не отставая от гонца,
Она не раз молилась за Лавана,
За мать свою, за доброго отца.

Когда ж в пути грустилося невесте,
Ей ангел песни радостные пел...
А Исаак пришел на перекрестье
И на дорогу пристально смотрел.

Не оттолкни доверчивого взора,
Когда в глазах горит цветущий мак.
Смотрите все: невесту из Нахора
Уже встречает верный Исаак.

Архив