+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 2003 г.

Жизнь после смерти

Сергей Конторович

Так все-таки: после смерти человек впадает в полное забвение до Страшного Суда или продолжает как-то существовать? У свидетелей Иеговы и у православных свое мнение на этот счет. А у вас?

Очень интересно узнать и ваше мнение насчет книги Р. Моуди «Жизнь после смерти». Можно ли ее увязать с Библией?

Ну и напоследок ваше мнение о существовании ада. Такой ли он, как пишет Библия, или такой, как его представляют свидетели Иеговы, то есть полное забвение? Спасибо.

Николай

Отвечу на заданные вопросы в обратной последовательности.

1. В вопросе о существовании ада уже и содержится ответ. Если мы верим, что Библия – Слово Божье, то воспринимаем написанное в ней как истину. Писание говорит нам, что ад реально существует, что туда попадут осужденные грешники и их мучениям не будет конца (Мф. 25:46). Конечно, червей, поедающих осужденных, и огонь, в котором они горят, мы воспринимаем как образы мук, которые сейчас нам трудно себе представить. Можно только сказать, что если уже образы ужасны, то насколько более ужасными будут сами мучения, которые стоят за этими образами.

2. Я читал книгу Моуди и могу сказать, что она вступает в противоречие с Библией. В этой книге говорится о том, что некоторые люди пережили так называемую клиническую смерть и что на основании этого опыта можно признать существование жизни после смерти. Проблем с этой книгой и этими опытами несколько.

Во-первых, для любого верующего нет проблем с верой в жизнь после смерти. Более того, вера в жизнь после смерти не является открытием христиан. Многие религии говорят об этом. Разногласие между христианами и последователями других религий не в этом, а в том, что является препятствием для обретения вечной жизни и как его преодолеть. То, что говорят по этому поводу другие религии, совершенно не удовлетворяет нас, даже если в каких-то пунктах наши взгляды совпадают. Так вот, христиане верят, что проблема наша в том, что мы грешники. А корень всех грехов – неверие Богу (не «в Бога», а «БОГУ»!), все остальные грехи произрастают из этого корня. Поэтому для нас так важно, как мы относимся к тому, что сказал Бог в Библии. А Бог в Библии говорит, что единственный путь к вечной жизни – это вера в Его Сына Иисуса Христа, Который умер за наш грех, был погребен и воскрес для оправдания верующих в Него. А все другие религии с этим не согласны.

Так вот, в вышеупомянутой книге люди, пережившие опыт клинической смерти, не приходят к осознанию того, что они НЕ ВЕРИЛИ БОГУ, а теперь надо Ему верить. Ничего не говорится о вере в искупительную жертву Иисуса Христа. Ничего не говорится о том, что нашу греховность мы не можем преодолеть своими силами, для этого нам и понадобилась Великая Жертва.

Во-вторых, Библия говорит, что «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Это означает, что если человек умер – то он умер. Его уже не вернуть к жизни. Теперь он будет воскрешен Богом или для вечной жизни (если человек был христианином), или для того, чтобы предстать на Суд Белого Престола. Так что, если быть точными, то нужно сказать, что люди, пережившие опыт клинической смерти, не пережили смерть! Если бы они ее пережили, они бы не вернулись нам рассказать, «что там было». И любой врач подтвердит мои слова о том, что если констатируется смерть – то это смерть. А «клиническая смерть» – это термин, который характеризует особое состояние, но смертью как таковой не является. Так что упомянутые в книге опыты совершенно ничего нам не могут рассказать о том, ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ СМЕРТИ. Христиане же убеждены, что есть Тот, Кто пришел с небес, жил с нами и умер, сошел в ад и воскрес, – Божий Сын Иисус Христос. Он Тот, Кто знает все о жизни и смерти, о небесах и аде. И мы Ему доверяем, нам не нужны другие, сомнительные, свидетели.

Человечество, борясь с Богом, «сломало много копий», пытаясь доказать, что Иисус не умер, что Он только потерял сознание или что-то в этом роде. Хотя свидетельства очевидцев все до единого говорят нам о том, что это была настоящая смерть. Но те же самые люди, которые упрямо не верят в смерть и воскресение нашего Господа, охотно поверят людям, которые говорят о своей смерти и воскресении, чего на самом деле не было. Причина одна: смерть и воскресение Христа ставят перед человеком серьезную задачу – переосмыслить свою жизнь, свои ценности и в покаянии обратиться к Богу за милостью и спасением. Нельзя оставаться безразличным к Богу, Который для искупления моего греха пожертвовал Своим Сыном. Насколько я должен быть безнадежно порочным и погибшим в глазах святого Бога, если это был единственный способ спасти меня?! И насколько велика любовь Бога ко мне, грешному, если Он сделал это ради меня?! Эти размышления заставляют принять решение. А перечисленные в книге Моуди опыты ни к чему подобному не обязывают.

3. И наконец – ответ на первый вопрос. Мы должны в своих взглядах на тот или иной вопрос всегда опираться на Библию. Однако не все в Писании освещено одинаково ясно. Многие вопросы останутся до конца нашей земной жизни неразрешенными. Мы можем иметь по ним свое мнение, не противоречащее в целом учению Библии, но должны признавать свою способность ошибаться. Даже апостол Павел писал, что наше познание на земле несовершенно: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор. 13:12).

Именно поэтому всегда существовали различные точки зрения о состоянии души после смерти. Одни верят, что после смерти душа человека, ожидая воскресения тела, пребывает в состоянии некоего сна. Другие верят, что душа бодрствует и в сознании ждет воскресения тела.

Лично я придерживаюсь третьей точки зрения. Я думаю, что существует парадокс во взаимоотношениях между категориями «вечность» и «время». Для меня, живущего во времени, умершие ожидают того, что должно произойти в будущем, – воскресения. И для меня воскресение мертвых – дело будущего. Но, умерев, душа человека покидает наш мир, где существует понятие «время», и попадает в вечность, где времени (во всяком случае в нашем понимании) нет. Там все уже осуществилось. Таким образом, из умерших никто ничего не ждет, ни в сонном виде, ни бодрствуя. Умерший грешник сразу попадает на суд, причем одновременно со всеми грешниками всех времен. А умерший христианин сразу воскресает вместе со всеми святыми всех времен. Но напомню, что для нас, живущих во времени, все это еще только будет.

Надеюсь, я никого не смутил и не запутал последним рассуждением. Это только мнение о том, что не освещено в Писании достаточно ясно. Поэтому каждый может держаться своего понимания.

Сергей Конторович

директор миссии «Свет на Востоке», г. Санкт-Петербург

Архив