+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 1990 г.

Чешский реформатор Ян Гус

И. С. Проханов

Ян Гус родился около 1370 года в селе Гусинец, в Чехии. Он окончил Карлов университет в Праге и был профессором, а затем директором этого университета. Был также священником и проповедником в Вифлеемской церкви в Праге.

Под влиянием изучения Слова Божия, а также сочинений великого духовного писателя Уикли-фа, Ян Гус стал в своих проповедях обличать беззакония и порочность всего римско-католического духовенства и в том числе - кардиналов и самого папы. При этом он особенно настаивал на следующих моментах: высшим авторитетом для верующих является не римский папа, а Слово Божие; Евангелие должно быть единственным источником веры; основатель Церкви не Петр и не папа (как учила и учит римско-католическая церковь), а Христос; «власть ключей» получил не Петр с преемниками, а Церковь, представителем которой был Петр; нет разницы между епископами и пресвитерами; священники не могут прощать и отпускать грехи, - это может делать только Бог; осуждал симонию, т. е. продажу и покупку церковных должностей, индульгенцию и т. п. В одном из случаев, когда ему было поручено исследовать чудотворность Крови Христовой в Вильснахе (1405 г.), он добился запрещения паломничества к этим мощам. Он опровергал учение католической церкви о том, что для мирян причащение должно быть одним хлебом и, указывая на пример Христа, требовал, чтобы вечеря Господня исполнялась хлебом и вином.

Эти мысли, вылившиеся впоследствии в учение, Ян Гус излагал в пламенных проповедях, отличавшихся силою и простотой. Проповеди Яна Гуса явились ярким лучом для народного религиозного сознания и привлекли к нему сотни тысяч сердец. Народ стекался огромными толпами слушать Гуса и выражал ему большую преданность.

Но насколько велика была популярность Яна Гуса, настолько сильна была к нему ненависть со стороны представителей католического духовенства. Ненависть эта росла по мере роста популярности проповедей Гуса. Следствием этого явились суды над Гусом, назначенные папой, изгнание Гуса из Праги, тюремное заключение его, суд на церковном соборе в Констанце и, наконец, его сожжение в июле 1415 года как злостного еретика.

Конечно, с Яном Гусом случилось то, что и со многими другими великими мужами веры: «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли…» «Они испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пыткам, умирали от меча…»

Всякий, кто ознакомится со всеми обстоятельствами, при которых происходило сожжение Яна Гуса, должен будет признать, что никто со времени Христа не был столь подобен Ему в принятии смерти, как Ян Гус.

Читая о Гусе, у нас, верующих, возникает вопрос: в какой же мере самому Гусу в то время была ясна евангельская истина?

Нельзя отрицать того, что у Гуса было еще много неясного по вопросу о строении Церкви Христовой. Но отрадно указать, что Гус с достаточной ясностью излагал исключительное значение в деле спасения человека искупительной силой смерти Христа. Он учил, что Христос умер ради спасения всего рода человеческого, следовательно, и ради грешников, не принявших этого спасения. И если последние не приняли Его жертвы, то это их собственная вина.

Таким образом, он твердо усвоил и провозглашал основную истину христианства, которая впоследствии, благодаря Лютеру, легла в основу всех реформационных движений, а именно - оправдание и спасение через веру в искупительную жертву Христа и Его воскресение. При этом важно отметить, что Гус имел спасительную веру во Христа. В самый решительный момент, уже во время приготовления к казни, произошло следующее: епископы приказали ему опуститься на колени и взяли у него чашу из рук: «О Иуда поносимый, покинувший совет мира и соединившийся с иудеями! Мы берем сегодня у тебя эту чашу искупления». Гус ответил, что надеется еще сегодня пить эту чашу в Царстве Небесном. В письме от 10 июня 1415 года Гус так писал верующим жителям Праги: «Как Господь был милостив ко мне и пребывал со мною при великих искушениях, вы узнаете, когда мы встретимся у Бога». Из этого ясно, что Гус верил не только в общее спасение, ставшее возможным благодаря смерти Христа, но и в личное, возможное только через веру в Иисуса Христа; а поэтому к нему относится слово, что «верующий в Него имеет жизнь вечную». Несомненно, что его душа сделалась наследницей того блаженного места, где были души убиенных за Слово Божие, о которых говорит апостол Иоанн.

На основании Евангелия мы не можем приписывать чрезвычайную славу человеку, даже такому, каким был Ян Гус. Но спрашивается, как мы должны относиться к таким людям на основании Слова Божия?

Апостол Павел пишет: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас». Эти слова должны относиться и к Гусу, потому что он принадлежал к тому разряду людей, которые поступали по образу, какой был в апостоле Павле. Поэтому правильно будет, если мы, вознося за него Богу славу, возьмем из его жизни и учения все то, что полезно для нашей духовной жизни.

Действительно, в жизни и смерти Гуса, а также в его трудах, содержатся ценные уроки для христиан. Вот эти уроки:

1. Христианин должен иметь постоянное молитвенное настроение

В своей профессорской деятельности Гус поддерживал себя постоянной молитвой. Начиная свои лекции «О ломбардовых книгах», Гус сказал: «Отец, Сын и Дух Святой, единый Бог, присутствовавший в начале чтения моего курса, да будет здесь и сегодня; во имя Его я предлагаю тему этой книги и говорю: если кто из вас не имеет мудрости, да просит у Бога, а так как я сам очень нуждаюсь в мудрости, то мне необходимо просить об этом. Меня больше всего гнетет нужда в мудрости».

Это был профессор, молившийся о мудрости для исполнения своего долга! Отправляясь на суд, Гус пишет своим друзьям в Прагу: «Вашими верными молитвами Спаситель дарует мне мудрость и твердость Духа Святого, дабы я устоял и они не смогли перетянуть меня на ложную сторону». В другом письме в Прагу, уже из Констанца, он пишет: «Прошу усиленно молить Господа Бога, дабы Он изволил даровать мне мудрость, терпение, смирение и мужество устоять в своей правде». Во всех своих письмах Гус просил о поддержке его молитвами. Находясь в тюрьме, он писал: «Нет человека, с кем бы посоветоваться, кроме милосердного Господа Иисуса». Следовательно, он находил в тюрьме утешение в молитвенном общении с Господом.

Когда его в день казни повели в собор, он все время пребывал в молитве.

По окончании чтения приговора Гус воскликнул: «О Всемогущий Боже, какой приговор вынесен мне!» И, склонив голову, молился за осудивших его. Когда его вели к месту казни, он пел гимны и молитвы. Когда же он увидел костер, воздвигнутый из дерева и соломы, он трижды пал на колени и молился: «Иисус Христос, Сын Бога Живого, страдавший за нас, смилуйся надо мною!» Когда палач вбивал оттесанное бревно в землю, с губ Ян Гуса слетали ясные и четкие слова молитвы. Запылал костер… Два или три раза Гус воскликнул: «Христос, Сын Бога Живого, смилуйся надо мною!» Он стал петь духовную песнь, но ветер бросил ему пламя в лицо, и Гус умолк…

Гус жил с молитвой и умер с молитвой. Это был муж молитвы. Отсюда понятна та необычайная духовная сила, которую проявил этот борец за Христову истину.

2. Христианин должен иметь дух самопожертвования

С самых ранних дней своей жизни Ян Гус находился под влиянием слов апостола Павла: «Но если я и соделываюсь жертвою за жертву…» Рассказывают, что однажды, будучи еще мальчиком, возвращаясь домой из школы и отдыхая у одной скалы, Гус был застигнут неожиданной грозой. Мать, беспокоясь о сыне, пошла ему навстречу и нашла его у скалы в тот момент, когда молния ударила в соседний куст можжевельника и тот ярко запылал. Мать стала требовать, чтобы сын шел домой. Молодой Ян, задумчиво смотревший на горящий куст, сказал: «Смотри, и я, как этот куст, огнем исчезну со света». Хотя, может быть, это легенда, но дыма без огня не бывает.

При чтении биографии Гуса очень часто приходится встречать такие мысли: «Лучше хорошо умереть, чем худо жить на свете». В его письмах, еще задолго до его суда, встречаются выражения, подобные следующему: «Я готов умереть за истину».

Его уговаривали отречься от своих учений друзья и противники, рыцари, князья, графы, кардиналы, сам император и весь собор. Эти настойчивые предложения многократно повторялись в торжественной форме, просьба эта прозвучала у самого костра. Но Ян Гус устоял. Он все время твердил одно и то же: «Я должен умереть за истину Христову!»

Когда читаешь описание его приготовлений к костру, то удивляешься его настроению: он как будто испытывал духовное удовлетворение в том, что над ним совершали палачи.

Чешский литературовед и историк В. Флайшганс, подробно описавший биографию Гуса, пишет о последних часах великого реформатора: «Гус должен был взойти на помост… Сначала сняли с него одежду и надели на него священническую альбу. Когда его облачали, Гус сказал, что и над Христом также насмехались… Затем было объявлено, что церковь лишила его всех церковных прав и передает его светской власти для вынесения приговора. Было сказано: «Вручаем душу твою дьяволу». Гус ответил: «А я вручаю ее милостивейшему Господу Иисусу Христу!» Затем принесли белый высокий бумажный колпак, на одной стороне которого были нарисованы дьяволы, дерущиеся из-за осужденной души, а на другой было написано: «архиеретик», и надели этот колпак ему на голову. Гус сказал: «Господь Иисус Христос ради меня, несчастного и недостойного, согласился нести гораздо более тяжелый терновый венец и идти на позорнейшую смерть. Поэтому я эту гораздо более легкую корону охотно понесу на себе, ради правды Его святого имени».

Перед тем, как костер был зажжен, Гус воскликнул: «Господи Иисус Христос! Эту страшную и жестокую смерть за Твое Евангелие и проповедь Слова Твоего хочу смиренно и радостно претерпеть!»

Такая готовность принести себя в жертву и умереть за истину появилась у Яна Гуса под влиянием примера Христа, о Котором он постоянно размышлял и словами Которого он постоянно вдохновлялся. Ян Гус настолько проникся примером Христа, что в смерти своей действительно был похож на Него.

3. Христианин должен любить людей

В своих письмах и речах Ян Гус относился с любовью ко всем людям. Своим тюремщикам он пишет в наставление небольшие трактаты, а перед смертью на костре благодарит их. Даже когда одна фанатичная старушка подложила дров в его костер, Гус пожалел ее, сказав: «Святая простота!» Во время суда, когда все его враги неистово кричали и не давали Гусу слова сказать, он молился за них.

4. Христианин должен иметь чистую и безупречную жизнь

Личная жизнь Яна Гуса была безупречна и чиста. При всей своей ярости враги не могли найти в ней ничего, в чем бы они могли упрекнуть его. В своих посланиях он постоянно поучает христиан жить свято и беречься греха. Известно его изречение в стихотворной форме: «Хочешь ли уберечься от распущенности? - Берегись места и времени; ибо время и место ведут людей ко всякой распущенности».

Это надо понимать так: если у человека есть время, т. е. излишек времени, то у него легко появляются греховные мысли. Праздность рождает грех. Характер места также имеет огромное влияние на внутреннее состояние человека.

5. Христианин должен быть неутомимым проповедником Евангелия

Вот что пишет Ян Гус в «Постиллах»:

«Милостивый Проповедник (Христос) возле озера на берегу, теснимый народом, вошел в ладью и, сев, учил народ из ладьи. В этом Он показал Свое великое желание спасти нас и свободу святой проповеди, которая возможна в пустыне и у озера, у залива и у моря, в комнате и в храме, везде, где люди хотят слушать… Я проповедую в городах и замках, в полях и в лесу, и если бы мог, то проповедовал бы и из ладьи, подобно тому, как делал это Спаситель, показывая нам пример».

Ревность в проповеди Слова Божия у Гуса была апостольская. Будучи изгнанным из Праги, он удалился в глубь Чехии и жил в так называемом Козьем замке. Он ездил по селам и деревням и проповедовал. Там, где священники не разрешали проповеди в церквах, он проповедовал в лесах, на дорогах, между заборами. Он выбирал храмовые праздники, на которые собиралось много народа, потом следовавшего за ним толпами пешком, верхом и на телегах.

С кем бы Ян Гус ни встречался на своем жизненном пути, он старался на каждого человека оказать духовное влияние, разъясняя евангельские истины. Как уже было сказано, сидя в тюрьме доминиканцев в Констанце, он написал несколько маленьких трактатов для своих тюремных сторожей. Для сторожа Якова - «О покаянии»; для Роберта, собиравшегося жениться, - «О супружестве», а также «О грехе смертном»; сторожу Юрию он написал «О познании Бога и любви к Нему» и «О трех врагах человека и семи смертных грехах».

Все это указывает на то, как внимательно относился Ян Гус к самым простым душам, которых он встречал на жизненном пути.

6. Христианин должен уметь видеть главное

В своем сочинении о Церкви Ян Гус высказывает следующую важную мысль: «Самая главная догма заключается в том, чтобы верующий человек любил Бога. Христианин должен быть готов за эту веру положить жизнь и обязан верить всякой истине, вложенной Духом Святым в Писание».

Средние века были наполнены спорами о тонкостях догм, и люди терялись в дебрях буквы. В вышеприведенных словах Гус указал на любовь к Богу как на главную догму и тем самым отделил главное от второстепенного.

7. Христианин должен искать и защищать истину

В своей книге «Толкование» он поучает, как нужно относиться к истине: «Надлежит каждому человеку не держаться ничего суетного, но, познавая истину Божью, держаться ее крепко до самой смерти, так как истина в конце концов освободит. Ибо говорит Господь Иисус: «Если вы пребудете в слове Моем, то истинно будете Моими учениками, и уразумеете истину, и истина освободит вас». Посему, верный христианин, ищи истину, слушай истину, учись истине, люби истину, говори истину, держись истины, защищай истину до самой смерти!»

8. Христианин должен быть тверд в следовании за Христом

Ян Гус писал: «Поэтому пойдем за Ним (то есть за Христом), Его будем слушаться, на Нем основывать веру, надежду, любовь и все добрые дела, в Него будем смотреть, как в зеркало, к Нему стремиться всеми силами. И послушаем, как Он говорит: «Я есмь путь, истина и жизнь». Путь - в примере, истина - в обетовании, и жизнь - в воздаянии. Путь - кто по Нему пойдет, не заблудится; истина - то, что Он обещал, исполнит; а жизнь в воздаянии - это жизнь вечная. Он есть путь, ведущий ко спасению; Он есть истина, светящая верным во мраке; Он есть жизнь вечная, которою жить будем вовеки в радости. К этой жизни и этим путем хочу я идти и вести за собой других».

Много и других замечательных духовных поучений содержатся в сочинениях и письмах Яна Гуса. Мы не имеем возможности привести их все в настоящем очерке, но уже из приведенных выдержек и фактов христианская душа выводит для себя то радостное заключение, что в лице Яна Гуса, жившего около 600 с лишним лет тому назад, мы имеем великого подвижника за ту евангельскую веру, которая нам так дорога.

Архив