+7 (999) 219 - 91 - 91
inforussia@lio.ru

Тропинка 4, 2010 г.

Путь длиною в пять тысяч лет

Надежда Орлова

Начнём с загадки: чего нет в Антарктиде? Очень многого, ответите вы, и будете правы. В частности, там нет дорог. Всё остальное пространство обитания человека, как паутиной, покрыто различными видами дорог: просёлочными, шоссейными и рельсовыми. Люди не представляют свою жизнь без автомобиля.

Первым средством передвижения, наверное, каждого ребёнка была детская коляска. Потом её сменил трёхколёсный велосипед, затем появился самокат. А помните яркую бабочку-каталку с длинной ручкой, игрушечную железную дорогу, набор легковых автомобилей? Похожие игрушки – маленькие деревянные тележки, повозки – были найдены при раскопках древних городов индейцев – ацтеков. Загадка вторая: что объединяет все эти забавы? Что даёт им возможность быть подвижными? Правильно, КОЛЕСО. Об этом наш сегодняшний рассказ.

Кто и когда придумал колесо, оказавшее огромное влияние на всю человеческую цивилизацию? Отгадать эту загадку невозможно. Автор уникального изобретения неизвестен, а дата возникновения колеса приблизительна – 3000 лет до Р. Х. Именно к этому времени учёные-археологи относят удивительные находки на берегу реки Куры, что протекает по территории современной Грузии: колесницы – символ власти. В древнем месопотамском городе Уруке нашли изображения салазок на колёсах, в африканской стране Ливии – наскальный рисунок повозок. В античных городах: Уре, откуда родом был Авраам, Кише и Сузах, где происходили события, описанные в книге Есфирь, – также были обнаружены колесницы рядом с захоронениями знатных людей. Эти находки датируются третьим тысячелетием до Р. Х. К этому же времени относятся и находки колёсных экипажей на территории России – у города Элиста в Калмыкии и у села Герасимовка Оренбургской области.

До появления колеса всевозможные грузы можно было перемещать только волоком – способом трудоёмким и крайне неудобным. Лишь только в условиях Антарктиды он остаётся до сих пор актуальным: кати себе на санках по бескрайним льдам и снегам, без дорог и торных путей. Неудивительно, что изобретение колеса явилось настоящим переворотом в жизни людей, дав толчок к развитию научно-технического прогресса.

Предполагают, что сначала было не колесо, а каток – круглое бревно. Такие брёвна-катки подкладывали под тяжёлые грузы, например, под огромные плиты, которые использовали древние египтяне при строительстве своих пирамид. Постепенно посредине бревно стиралось, становилось тоньше, в то время как его концы оставались такими же утолщёнными, как и раньше. Со временем утолщённые концы становились всё короче, а тонкая середина удлинялась. Появилось приспособление: два «колеса» на оси. Подобная конструкция используется и в наши дни, только сделана она из стали и называется скатом. Скаты используются в поездах метро и на других железнодорожных вагонах.

Потом придумали ступицу – в центре колеса проделали дыру, в которой закреплялась ось. Она оставалась неподвижной, а колёса вращались. Затем колесо сделали легче, придумав спицы и обод, и оно перестало быть сплошным. Свершилось! Колесо приобрело тот вид, который так знаком нам всем.

Первоначально повозки были слишком тяжелы и громоздки, неуклюжи и неповоротливы. Под стать экипажу были и упряжки, в которых ходили волы, потом ослы – онагры, и лишь столетия спустя стали запрягать лошадей. Неудобные тихоходные телеги (так называли средства передвижения монголы-кочевники) в развитых странах древней цивилизации сменили колесницы – предмет гордости и зависти, символ богатства, могущества и непобедимости. И вот человечество несётся по первым «шоссе» с «космической» скоростью – 25–30 километров в час! Дух захватывает!

Менялось и колесо. За 3000 лет до Р. Х. деревянные колёса «одевали» в кожух, а ещё через 1000 лет стали забивать в обод медные гвозди остриём наружу для лучшего сцепления с землёй. 1500 лет спустя кельтские племена «обули» обод в металл. И медные колесницы, сверкая на солнце, мчались на завоевания соседних государств. В Библии пророк Наум так описывает их появление: «По улицам несутся колесницы, гремят на площадях; блеск от них, как от огня, сверкают как молния» (2:4). В наши дни колесо оснащено пневматической шиной и шарикоподшипником.

Но колесо использовалось не только в транспорте. Без него невозможно представить себе работу различных подъёмных механизмов, устройство мельницы. Даже шестерёнки в механических часах имеют форму колеса. А знаменитый гончарный круг, колесо прялки, руль – разве это не колесо, которое управляет… колёсами? Круглые детали никогда не перестанут использоваться в различных механизмах, так как их форма универсальна.

В Австралии, Южной Африке, Америке и Юго-Восточной Азии о колесе не знали до прихода туда европейцев, а сейчас след колеса есть и на Луне, и на Марсе, благодаря луноходам и марсоходам. И только в Антарктиде ещё не оставлен этот след – символ человеческой цивилизации.

Архив